Контрольная работа по общей экономической теории студента 1 курса заочного факультета по специальности ТПП Уральского государственного экономического университета Пашинского Андрея Тема 21 1995 г. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ И ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК. План.
I. Несовершенная конкуренция и несовершенно конкурентные рынки.
II. Экономическое поведение предприятий в условиях монополистической конкуренции. Монополистический рынок.
III. Влияние условий, создаваемых монополистической конкуренцией на экономическое поведение предприятий.
IV. Как ведет себя предприятие в условиях олигополистической конкуренции. Олигополистический рынок. V. Рынки крупных покупателей. Олигопсония и монопсония. VI. Развитие рынка и конкуренции в России.
Чтобы понять, каково экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной конкуренции, надо прежде всего понять, что такое несовершенная конку -ренция. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздей -ствовать на рыночную цену являются несовершенно
конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи (в большинстве мелких и крупных городов развитых капиталлистических стран - местной, в регионах бывшего СССР - любого вида связи), являются несовершенно конкурентными.
Какие существуют типы несовершенной конкуренции и какие они создают условия для фирм ? Основные типы несовершенной конкуренции: 1. Монополистическая конкуренция. 2. Олигополия. 3. Монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной
конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести монополию компании "Полароид" на моментальную фото -графию, "Газпром" (в России) на поставки газа, услуги местного кабельного телевидения, похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном
городке. Монополистами также являются фирмы, обеспе -чивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах бывшего Советского Союза, местной телефоннной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью. Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Например, поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания "Де Бирс", контро-лировавшая до начала восьмидесятых годов, знает, что чем больше алмазов она продаст тем ниже будет цена на ее продукцию. Значит, сокращая количество продаваемого товара она может влиять на цену своей продукции.
Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над
рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможности
проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Теперь перейдем к вопросу: "Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего
основного типа несовершенной конкуренции - монопо -листической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не польностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих тради -ционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.
Возможность дифферециации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологиии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на на свой товар.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантиии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
Следующий основной тип несовершенной конкуренции - это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов.
Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой круных фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталилитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов по сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной реакцией
конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация "Дженерал Моторз" преднамерена повысить цену на свои автомобили, она должна предвидеть ответные шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с те, чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж.
При олигополистической конкуренции продукция может быть дифференцированной (например, автомобильная отрасль)и почти идентичной, как в случаях со сталью и алюминием. Если дифферециация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе, дизайне своего товара (здесь, большую роль играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия изменения этих переменных, как и последствия изменения цены, олигополист должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников. Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком.
В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность
проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других
фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.
В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающияся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям
монополиии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей.
В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.
Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.
Разговария о рынке, нельзя не затронуть тему, которая волнует нас всех (гражан России и других лиц выбравших в качестве места проживания нашу страну) - тему развития рыночной экономики в России.
До недавних пор в России существовала монополия государства во всех отраслях производства товаров и услуг. Сейчас же, когда наша страна делает первые шаги по направлению развития рыночной экономики, многое изменилось. Трудно судить какова будет эта экономика, но самое важное - это то, что наконец мы и наше правительство осознало, что тем путем, которым мы шли, идти дальше не имеет смысла. Я думаю, что в этом мы убедились окончательно, так как кризис экономики, развившийся в восьмидесятых годах, четко показал неправильную ориентацию нашей экономической политики. Ведь посудите сами, стоит немного углубиться в историю бывшего СССР, как становится видно, что страна буквально не вылазила из провалов то в одной отрасли промышленности, то в другой.
В данный момент идет процесс перехода от плановой экономике к рыночной: рождаются новые виды экономических отношений (для нас), новые формы хозяйствования, формы собственности, происходит разгосударствление предприятий, передача прав управления в руки новых собственников.
Приватизация, которая сейчас, хоть и с трудом, проходит в России, является очень важным и своевременным шагом на пути к рынку. Она дает возможность перераспределения власти монополий.
Например, до сих пор существовала абсолютная монополия государства на добычу и продажу полезных ископаемых, в настоящее время эта монополия утрачивает свою мощь, т. к. появляются новые предприятия, которые имеют право продавть сколько угодно и за сколько угодно, т. е. фирма сама может назначать цену на свой товар, что уже немаловажно. Среди этих фирм есть крупные и мелкие, и, естественно, что между ними сушествует конкуренция.
Вряд ли можно рассматривать эту конкуренцию как совершенную, во многих отраслях хозяйства присутствует монополии. Возьмем хотя бы городской наземный общественный транспорт, он является неоспоримым монополистом в своей сфере деятельноти, так как он
может повышать цену на оказываемые услуги, ведь у него не существует конкурентов. Монополистами также являются предприятия обеспечивающие тепло-, водо-, электроснабжение населения и предприятий (хорошо, что цены назначаемые ими контролируются государством).
Во многих отраслях произошли коренные изменения. Например, Аэрофлот - монстр, являвщийся на протяжении многих лет единственной компанией, оказывающей воздушно-транспортные услуги, распался на множество более мелких компаний, что естественно породило между ними конкурентную борьбу.
Развитие рыночной экономики идет полным ходом, и сейчас очень важно регулировать рыночные отношения, чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии могут пагубно сказаться на экономическом состоянии отдельных отраслей, да и всей страны в целом. Здесь, важную роль играет государство, которое ныне пытается создать необходимые условия для нормального функционирования новой экономической системы. Было предпринято много положительных шагов в этом направлении, к примеру, создание антимонопольных комитетов и многое другое. Встречаются и ошибки.
В данный момент мы, как нельзя лучше, должны смотреть вперед, не делать ошибок, ведь именно от нас зависит судьба нашей Родины, судьба наших детей и внуков. Поэтому, нам необходимо перенимая опыт других стран выбирать только лучшее и прогрессивное. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. "ЭКОНОМИКА" Ф. Стенли, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. 2. "ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИИ", Воронеж, 92. 3. "Экономист" №3, 8 94г, №1, 9 95г. 4. "ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" № 95г.