Контрольная работа по предмету "Гражданское право, гражданский процесс, семейное право, финансовое право"


Предмет и понятие финансового права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 по дисциплине: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО тема: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА . - 3 ТЕМА: ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ П Л А Н 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 2. 1 Содержание науки 2. 2 Методология науки 2. 3 Основные категории 3. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ 3. 1 Понятие приватизации 3. 2 Принципы приватизации 3. 3 Законодательство Украины о приватизации 3. 4 Субъекты приватизации 3. 5 Споры, возникающие в процессе приватизации 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА . - 4 1. В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связа но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс трументальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот ветствующие свободы". К этой цели общество придет только через повыше ние ответственности, возложенной " на институты государственной влас ти", решительные действия по экономическому, политическому и социаль ному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преоб разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти роваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает веду щее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товар но-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разре шать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема - ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества от социалистичес ких к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях. - 5 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В настоящее время при переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовой системы, следовательно новой науки финан сового права. Финансовое право выступает как категория в двух ипоста сиях. Как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм , которые определяют пове дение субъектов в области управления государственными финансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаются нало ги, кто их платит, какие органы взымают и осуществляют контроль за сво евременным представлением налоговых отчетов и деклараций. Под финансо вым правом следует понимать тот правовой порядок создающийся в резуль тате реализации финансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инс пекции проверяющий достоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателя осуществляет свою деятельность не произ вольно, а на основании действующего законодательства. Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплатель щиков. Вместе с тем нормы финансового права обязывают налогоплательщи ков честно и своевременно уплачивать налоги государству. Таким образом нормы финансового права определяют поведение субъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наука финансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественные отношения в об ласти управления государственными финансами и не определяет поведение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы, способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путем разработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног рафических учебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный по рядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах Хамураппи, " Русской правде", Великой Хартии вольностей ( В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундо ментальных норм: ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как по общему совету королевства). А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных элементов.
Предмет науки: Наука финансового права часть юридической науки. - 6
Предметом ее является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет науки воплощается в форме финансо во-правовых категорий. Наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как: государствен ные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, фи нансово- правовые нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха рактеризует финансово- правовую деятельность.
Эти знания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых нормах и их институтах: бюджетном, налоговом праве.
Эти знания классифицируются систематически и обобщаются. На базе таких исследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применения норм финансового права для практической де ятельности. Наука финансового права изучает финансовое право, обосно вывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции причем в тесной связи с жизнью. Обобщает опыт развития финансовое право в циви лизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которые можно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа м синтеза. Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству.
1. Аналитическая (коментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).
2. Критическая ( выявление дефектов и недочетов в действующем фи нансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы тре бованиям жизни).
3. Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм. Используются в процессе нормотворческой деятельности государства). Таким образом наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, го сударственные финансы, налоговая система, банковская система и некото рые другие.
Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в сле дующем: она является общей наукой, предмет которой составляет социаль ные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных , так и от юридических наук. Во-вторых наука фи нансового права является юридической наукой, изучающей такие финансо во-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т. е. наука финансового права не может обходиться без экономи ческих понятий составляющих обязательный фундамент финансово - право вых явлений. В- третьих, наука финансового права призвана не только - 7
объяснять финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.
Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковав шись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэко ном Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.
Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проб лемы:
1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других( государственные финансы; финансовая деятельность государства);
2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву ( бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право; ) причем проблемы бюд жетного права выводят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место финансовой системе государства;
3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой час ти изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Национального банка, как централь ного банка Страны, т. е. кассового кредитного и расчетного органа стра ны; 4. Проблемы сберегательного дела.
Предмет и содержание науки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том какой объект следу ет изучать, а содержание означает систему проблем состоящую из объек тивного познания, то метод свидетельствует о том с помощью каких прие мов и способов необходимо изучать данный объект. Метод
Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансово го права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изуча ется на всех факультетах высшых учебных заведений страны. Наука фи нансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и политэкономии. Это предопределяет использование оп ределенного набора методов. Наиболее важный - формально догматический (dogma-греч. ,мнение, умение). Этот метод включает такие приемы как опи сание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах: 1. Какой она является в законе. - 8 2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации. 3. Какой должна быть в идеале.
Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями.
Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выво ды используемые другими науками.
Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исс ледования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т. к. помогает совершенствованию правовых норм.
Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, бан ковских органов, анкетирование.
Пятый метод - статистическая обработка фактического материала. Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается: 1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ. 2. Рекомендации для законодателей.
Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке.
Каждая наука имеет свою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенные знания науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее катего рии находят свое отражение в законе, т. е. закрепляются законодательно. К основным категориям относится такие как государственно-денежные средства, бюджет, государственные доходы и расходы. . - 9
3. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
4 марта 1992 года Верховным Советом Украины был принят Закон Ук раины "О приватизации имущества государственных предприятий", который был введен в действие 15 марта 1992 года. (1)
Настоящий закон регулирует правовые, экономические и организацион ные основы приватизации предприятий общегосударственной, республиканс кой (Республики Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины.
3. 1 Приватизация имущества государственных предприятий Украины ( в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.
3. 2 Приватизация осуществляется на основе следующих принципов: - законности;
- предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;
- приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобре тение государственного имущества;
- безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину украины;
- приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг; - соблюдением антимонопольного законодательства;
- полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях по приватизации;
- приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собс твенности и приобретения имущества своих предприятий.
3. 3 Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона, указов президента Украины, другого законодательства, регулирующе _________________________
1. О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Ук раины от 4 марта 1992 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. N24. - Ст. 348. - 10 го осуществление приватизации.
Действие настоящего закона не распространяется на : - приватиза цию объектов государственного земельного и жилого фон
дов, а также объектов социально-культурного назначения, за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям;
- изменение организационно-правовых форм собственности колхо зов, предприятий потребительской кооперации.
Приватизация долей (акций, паев), находящихся в государственной собственности, в имуществе совместных предприятий с иностранными инвес тициями производится в соответствии с гражданским законодательством и уставными документами совместных предприятий. 3. 4 Субъектами приватизации являются: - государственные органы приватизации; - покупатели; - продавцы; - представители и посредники.
3. 5 Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их ком петенцией. 4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА ВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной ра боте приведены. Несмотря на то, что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга, но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворчес кая мысль немного опережает украинскую, что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России , но и других разви тых государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством. - 11 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданское право. Часть 1. Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М. :Издательство ТЕИС, 1996. - 292-300с.
2. Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн. -практ. коммент. Пер. с укр. /И. Г. Агапов, М. И. Бару, И. А. Беленчук и др. -К: Политиздат Украи ны, 1981. - 639 с.
3. Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове том Украины 28. 06. 1996г.
4. О приватизации имущества государственных предприятий: Закон Ук раины от 4 марта 1992 г. //Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. N24. - Ст. 348. 5. Политологический словарь. - К. : ИнноЦентр. - 1991.
6. Советское финансовое право: Учебник. -М. : Юрид. лит. ,1987. -464 с. 7. Юридический энциклопедический словарь. - М. : СЭ. - 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :