2
Введение
Целью данной лабораторной работы является определение рыночной стоимости 100% пакета акций выбранной компании по состоянию на 01.06.2006.
В своей работе я буду использовать сравнительный подход и метод компании-аналога.
Для этого я выбрала химическую отрасль, в частности, фармацевтическую промышленность России. Из всех имеющихся отечественных компаний по производству лекарств я отобрала те, которые котируются на бирже.
Согласно данным, опубликованным газетой "Лица бизнеса "Лица бизнеса" № 10/2 (106) Октябрь , 2006 г.", тенденции российского фармацевтического рынка таковы:
В 2005 году объем всего фармрынка РФ в розничных ценах составил $ 6,3 - 6,5 млрд. (с НДС, в розничных ценах) или $ 5,1 мрд. в оптовых ценах, что, по разным оценкам, на 13-15,5% больше, чем в 2004 г.
Объем фармацевтического рынка России на 2005 г.
Показатели |
В оптовых ценах, $млн. |
Прирост к 2004 г. В оптовых ценах, % |
В розничных ценах, $ млн. |
Прирост к 2004 г. В розничных ценах, % |
|
Объем аптечного рынка ГЛС |
3 579 |
13 |
4 581 |
12 |
|
Объем рынка парафармацевтики (все, что не является ГЛС) |
780 |
21 |
1 170 |
21 |
|
Объем рынка ЛПУ |
710 |
9 |
- |
- |
|
Объем фармрынка в целом |
5 069 |
14 |
6 461 |
13 |
Рост российского рынка в 2005 был обусловлен несколькими факторами:
- снижением курса доллара;
- ростом потребительских доходов;
- повышенным спросом на лекарства в IV квартале 2004г. в преддверии надвигающейся реформы системы бесплатного и льготного отпуска;
- интенсивным развитием розничного сектора рынка, активным развитием аптечных сетей и глубоким проникновением их в регионы.
Потребление лекарств на душу населения росло высокими темпами, достигнув в 2005г. $ 31-39 в ценах конечного потребления, что означает 28% прироста к 2004 году.
Фармацевтический рынок вырос в ценах, но одновременно сократился в упаковках (в штуках) на 8%.
Важной характеристикой отечественного фармацевтического рынка является высокая контролирующая роль государства, осуществляемая через жесткое лицензирование и сертифицирование, законодательные ограничения рекламы лекарственных средств, организации продаж препаратов и т.д. Более значима и доля госзакупок фармпрепаратов.
Ключевыми факторами, влияющими на развитие рынка, является переход с 1 января 2005 года предприятий фармпромышленности на работу по международным стандартам GMP и развитие программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).
Принимая во внимание цели Федеральной программы "Льгота-2005", на которую выделено 50,8 млрд. руб, рост рынка в 2006 г. может достигнуть 40% в сравнении с 2005 г.
Краткое описание компании
В данной лабораторной работе я бы хотела оценить компанию «Дальхимфарм». Акционерное общество «Дальхимфарм» является правопреемником Хабаровского Химфармзавода, созданного в 1939 году. Оно расположено в городе Хабаровске и является одним из старейших предприятий по выпуску лекарственных препаратов в России. Предприятие входит в десятку ведущих Российских фармпроизводителей и специализируется на выпуске готовых лекарственных средств, имеет три основных производства: ампульное, галеновое и таблетное.
Количество акций, торгуемых на бирже, составляет 173 449. 07.12.2005 г. акции были включены в список «RTS Board».
Сводная бухгалтерская отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Коды |
|||||
Форма № 1 по ОКУД |
0710001 |
||||
на 1 января 2006 г. |
Дата (год, месяц, число) |
||||
Организация: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ДАЛЬХИМФАРМ |
по ОКПО |
00480052 |
|||
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИНН |
2702010564 |
|||
Вид деятельности: Производство, хранение и реализация готовых лекарственных средств |
по ОКДП |
19310 |
|||
Организационно-правовая форма / форма собственности: Открытое акционерное общество |
по ОКОПФ/ОКФС |
47/41 |
|||
Единица измерения: тыс. руб. Место нахождение (адрес) 680001, г. Хабаровск, ул. Ташкентская, 22 |
по ОКЕИ |
384/385 |
АКТИВ |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||
Нематериальные активы (04, 05) |
110 |
294 |
243 |
|
Основные средства (01, 02, 03) |
120 |
57514 |
68581 |
|
Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61) |
130 |
19829 |
11916 |
|
Доходные вложения в материальные ценности (03) |
135 |
0 |
0 |
|
Долгосрочные финансовые вложения (06,82) |
140 |
98 |
98 |
|
Отложенные налоговые активы |
145 |
854 |
969 |
|
Прочие внеоборотные активы |
150 |
0 |
0 |
|
ИТОГО по разделу I |
190 |
78589 |
81807 |
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||
Запасы |
210 |
297624 |
311664 |
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) |
211 |
141557 |
171475 |
|
животные на выращивании и откорме (11) |
212 |
1049 |
693 |
|
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) |
213 |
35332 |
49650 |
|
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) |
214 |
118051 |
87658 |
|
товары отгруженные (45) |
215 |
285 |
535 |
|
расходы будущих периодов (31) |
216 |
1350 |
1653 |
|
прочие запасы и затраты |
217 |
0 |
0 |
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
220 |
5453 |
12762 |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
0 |
0 |
|
покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
231 |
0 |
0 |
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
127942 |
158777 |
|
покупатели и заказчики (62, 76, 82) |
241 |
117583 |
131090 |
|
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) |
250 |
0 |
1200 |
|
Денежные средства |
260 |
8193 |
7120 |
|
Прочие оборотные активы |
270 |
0 |
0 |
|
ИТОГО по разделу II |
290 |
439212 |
491523 |
|
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
517801 |
573330 |
ПАССИВ |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
||||
Уставный капитал (85) |
410 |
173 |
173 |
|
Добавочный капитал (87) |
420 |
93398 |
91532 |
|
Резервный капитал (86) |
430 |
13204 |
43 |
|
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
0 |
||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
432 |
13204 |
43 |
|
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) |
470 |
306791 |
340596 |
|
ИТОГО по разделу III |
490 |
413566 |
432344 |
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||
Займы и кредиты (92, 95) |
510 |
0 |
0 |
|
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
1805 |
7263 |
|
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
0 |
0 |
|
ИТОГО по разделу IV |
590 |
1805 |
7263 |
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
||||
Займы и кредиты (90, 94) |
610 |
4512 |
10101 |
|
Кредиторская задолженность |
620 |
97195 |
123119 |
|
поставщики и подрядчики (60, 76) |
621 |
67636 |
74820 |
|
задолженность перед персоналом организации (70) |
622 |
14280 |
16963 |
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69) |
623 |
2966 |
4173 |
|
задолженность по налогам и сборам |
624 |
2202 |
10023 |
|
прочие кредиторы |
625 |
10111 |
17140 |
|
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) |
630 |
345 |
125 |
|
Доходы будущих периодов (83) |
640 |
378 |
378 |
|
Резервы предстоящих расходов (89) |
650 |
0 |
0 |
|
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
0 |
0 |
|
ИТОГО по разделу V |
690 |
102430 |
133723 |
|
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) |
700 |
517801 |
573330 |
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
Наименование показателя |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Арендованные основные средства (001) |
910 |
425 |
425 |
|
в том числе по лизингу |
911 |
0 |
0 |
|
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (002) |
920 |
0 |
0 |
|
Товары, принятые на комиссию (004) |
930 |
9313 |
0 |
|
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007) |
940 |
5013 |
5158 |
|
Обеспечения обязательств и платежей полученные (008) |
950 |
0 |
0 |
|
Обеспечения обязательств и платежей выданные (009) |
960 |
0 |
0 |
|
Износ жилищного фонда (014) |
970 |
318 |
345 |
|
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (015) |
980 |
0 |
0 |
Подбор компаний-аналогов
В качестве претендентов на компании-аналоги мною были отобраны фирмы с акционерной формой собственности, сходные по отраслевому признаку:
· Валента-фармацевтика,
· Верофарм,
· Московская фармацевтическая фабрика,
· Новосибхимфарм,
· Фармакон,
· Фармацевтическая ф-ка СПб,
· Фармстандарт-Октябрь,
· Фармстандарт,
· Фармстандарт-Томскхимфарм.
Учитывая, что «Фармстандарт» является группой компаний, то последние 3 фирм не подходят для анализа.
Из оставшихся компаний бухгалтерские балансы имеются только у компаний Верофарм и Фармакон.
Рынками сбыта всех трех компаний являются территория РФ и стран СНГ.
ОАО «Фармакон» Данные взяты из отчета эмитента за 1 квартал 2006 г.
По состоянию на конец отчетного периода срок существования эмитента составляет 13 лет. Эмитент создан на неопределенный срок.
29 апреля 1907 года в Петербурге образовалось российско-германское акционерное фармацевтическое общество “Фармаконъ”. На начальном этапе предприятие специализировалось на выпуске эндокринных препаратов из животного сырья и галеновых препаратов в виде экстрактов из растительного сырья, растворов йодистых и бромистых солей, а также фасовки, таблетировании готовых лекарственных средств и производстве некоторых химических продуктов. В 1928 году началась переориентация предприятия на выпуск синтетических препаратов несложной технологии. В 1930 году завод “Фармакон” стал предприятием тонкой органической химии.
22 декабря 1992 года Регистрационной палатой мэрии г. Санкт-Петербурга было зарегистрировано химико-фармацевтическое предприятие АООТ “Фармакон”.
Количество акций, котируемых на бирже: 2 762 000.
ОАО «Верофарм»
Компания была основана 21 января 1997 г. Официальным "днем рождения" Белгородского филиала компании "ВЕРОФАРМ" считается 1 октября 1997г.
Мощность цеха составляет 1 млрд. таблеток и 75 млн. капсул в год. Ассортимент продукции, выпускаемой в цехе дженериков составляет более 150 наименований.
Количество акций, котируемых на бирже: 10000000.
Далее рассчитываю финансовые показатели, чтобы окончательно выбрать подходящие компании-аналоги.
1. Доля чистой прибыли в выручке от реализации,
2. Коэффициенты ликвидности,
3. Коэффициенты оборачиваемости активов.
Сводная таблица коэффициентов*
Эмитент |
Финансовые показатели |
||||||
Доля чистой прибыли в выручке от реализации |
Коэффициент текущей ликвидности |
Коэффициент быстрой ликвидности |
Коэффициент автономии собственных средств |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз |
Оборачиваемость капитала, раз |
||
Верофарм |
0,022 |
3,70 |
1,40 |
0,72 |
2,10 |
0,70 |
|
Дальхимфарм |
0,024 |
3,60 |
1,10 |
0,75 |
1,60 |
0,50 |
|
Фармакон |
0,015 |
1,30 |
0,84 |
0,36 |
1,01 |
1,01 |
|
Среднеарифметическое значание |
0,020 |
2,87 |
1,11 |
0,61 |
1,57 |
0,74 |
|
Медиана |
0,022 |
3,60 |
1,10 |
0,72 |
1,60 |
0,70 |
|
Место Дальхимфарм |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Эмитент |
Рентабельность собственного капитала, % |
Рентабельность активов, % |
Рентабельность продукции ( продаж), % |
|
Верофарм |
3,60 |
2,30 |
9,70 |
|
Дальхимфарм |
3,5 |
2,6 |
10,3 |
|
Фармакон |
1,71 |
1,48 |
6,67 |
|
Среднеарифметическое значание |
2,94 |
2,13 |
8,89 |
|
Медиана |
3,50 |
2,30 |
9,70 |
|
Место Дальхимфарм |
2 |
1 |
1 |
*(расчет данных показателей произведен в таблицах Excel)
Расчет мультипликаторов
В данной лабораторной работе будет рассчитано 4 мультипликатора:
1. Цена/ Выручка,
2. Цена/ Чистая прибыль (Р/Е),
3. Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ),
4. Цена/ EBITDA.
1. Цена/ Выручка (P/S)
2.
Данный показатель был выбран потому, что для его расчета проще всего найти информацию и можно рассчитать практически для всех компаний. По этому мультипликатору считается более корректным брать показатель «стоимость бизнеса/ выручка», потому что выручка фирмы служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов, а также источником уплаты налогов.
Эмитент |
Цена, руб. |
Выручка, руб. |
Показатель |
|
Верофарм |
10000000 |
239267 |
41,79431347 |
|
Дальхимфарм |
173449 |
247262 |
0,701478594 |
|
Фармакон |
11048000 |
460 993 |
23,96565675 |
3. Цена/ Чистая прибыль (Р/Е)
Несмотря на то, что у данный показатель довольно редко применяется в практике оценки, у него есть преимущество. Оно заключается в том, что в случае с Р/Е можно производить корректировки оцениваемой компании и группы аналогов на разницу в риске Чиркова Е.В. «Как оценить бизнес по аналогии», М.: Альпина бизнес букс, 2005 г., с.87.
Этот показатель особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономичес-кое состояние компании.
Эмитент |
Цена, руб. |
Чистая прибыль, руб. |
Показатель |
|
Верофарм |
10000000 |
197760 |
50,56634304 |
|
Дальхимфарм |
173449 |
15802 |
10,97639539 |
|
Фармакон |
11048000 |
2186000 |
5,053979872 |
4. Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ)
Такой показатель более предпочтителен для сравнения компаний, имею-щих различные налоговые условия, так как он позволяет устранить различия в налогообложении.
Эмитент |
Цена, руб. |
ЕВТ |
Показатель |
|
Верофарм |
10000000 |
-706316 |
-14,15796895 |
|
Дальхимфарм |
173449 |
-874943 |
-0,198240343 |
|
Фармакон |
11048000 |
848131 |
13,02628957 |
5. Цена/ EBITDA
Этот мультипликатор оценивает компанию по всему ее денежному потоку, который остается в распоряжении фирмы до того, как она выплатит проценты, налоги и начнет осуществлять капиталовложения.
Также он позволяет сравнивать компании с разным уровнем задолженности, которые вызваны процентным бременем.
Эмитент |
Цена, руб. |
ЕВIТDA |
Показатель |
|
Верофарм |
10000000 |
-704388 |
-14,19672113 |
|
Дальхимфарм |
173449 |
-872730 |
-0,198743025 |
|
Фармакон |
11048000 |
841229 |
13,13316588 |
Потом на основе аналогов я рассчитываю средние значения коэффициентов, которые затем применяю к соответствующим показателям «Дальхимфарм».
Коэффициенты компаний-аналогов
Показатель |
Верофарм |
Фармакон |
Среднее значение |
|
P/E |
505,6634304 |
5,053979872 |
255,3587051 |
|
P/S |
41,79431347 |
23,96565675 |
32,87998511 |
|
Р/EBТ |
-14,15796895 |
13,02628957 |
-0,565839692 |
|
Р/EBITDA |
-14,19672113 |
13,13316588 |
-0,531777623 |
Для нахождения диапазона стоимости, вычисляю ее путем умножения среднего значения на нужный знаменатель. Получаю:
Диапазон |
4035178,259 |
|
|
8129970,877 |
Полученные данные о стоимости компании надо скорректировать. В работе я применю скидку на недостаточную ликвидность.
Скидка за недостаточную ликвидность - величина, на которую уменьшается стоимость оцениваемого пакета акций для отражения недостаточной ликвидности акций (невозможности их быстрого отчуждения на свободном рынке).
В книге "Пособие по оценки бизнеса" приводится значение скидки на недостаточную ликвидность пакета акций в размере от 35% до 50% от общей стоимости пакета акций Уэст Томас Л., Джонс Джефри Д. "Пособие по оценке бизнеса", - М.: ЗАО, с.264.
В книге Эванса Фрэнка Ч. и Бишопа Дэвида М. в качестве среднего значения скидки на недостаточную ликвидность приводится значение 35% Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. "Оценка компаний при слияниях и поглащениях: Создание стоимости в частных компаниях", - М.: Альпина Паблишер, 2004. - 332 с.. Поэтому возьму значение 35%.
Стоимость компании
Стоимость Дальхимфарм, руб. |
4035178,259 |
8129970,877 |
495077,4775 |
464098,2846 |
|
Скидка за неликвидность, % |
35% |
35% |
35% |
35% |
|
Средняя стоимость по коэффициентам, руб. |
1412312,391 |
2845489,807 |
173277,1171 |
162434,3996 |
|
Средняя стоимость, руб. |
|
|
|
1148378 |
Список используемой литературы
1. Грязнова А.Г., Федотова М.А. «Оценка бизнеса», М.: Финансы и статистика, 2004 г.
2. Чиркова Е.В. «Как оценить бизнес по аналогии», М.: Альпина бизнес букс, 2005 г.
3. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. "Оценка компаний при слияниях и поглащениях: Создание стоимости в частных компаниях", - М.: Альпина Паблишер, 2004.
4. Уэст Томас Л., Джонс Джефри Д. "Пособие по оценке бизнеса", - М.: ЗАО, 2005 г.
5. "Лица бизнеса" № 10/2 (106) Октябрь , 2006 г.
Интернет ресурсы:
1. www.rts.ru
2. www.quote.ru
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Иноязычные слова |
Контрольная работа | Образование как фактор социальной мобильности |
Контрольная работа | Проблема життя і смерті в філософії |
Контрольная работа | Современные подходы к семейному консультированию |
Контрольная работа | Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории |