26
Федеральное агентство по образованию РФ
ФГОУ СПО «Перевозский строительный колледж».
Лабораторная работа по дисциплине «Базы данных»
на тему: «Элементарные свойства информации».
Подготовил студент 351 группы:
Дмитриев А.С.
Проверила: Патлай Н.А.
Задание 1.1. Примените типовую схему информационного процесса (см. рис.1.1) к следующим ситуациям:
а) передаче телеметрической информации с искусственного спутника Земли;
б) телефонному разговору;
в) чтению таблицы курсов валют в газете;
г) чтению свежих новостей в Интернете;
д) запоминанию данных на жестком магнитном диске в конце рабочего дня, с тем, чтобы продолжить работу на следующий день;
е) чтению древнеегипетских иероглифов в те времена, когда их расщифровка не была известна;
ж) чтению тех же иероглифов современным специалистом-египтологом;
з) разговору с иностранцем без переводчика;
и) разговору с человеком, языком которого вы не владеете, через переводчика.
Решение:
А) Здесь в роли источника информации - искусственный спутник Земли, который передает телеметрическую информацию. А в роли приемника информации - спутниковая антенна, которая принимает эту информацию и передает на телевизор, который демонстрирует ее пользователю.
Б) Здесь в роли источника информации - абонент, который позвонил (АБОНЕНТ №1). А в роли приемника информации - абонент, который принял вызов (АБОНЕНТ №2).
В) Здесь в роли источника информации - газета, в которой находится таблица курсов валют. А в роли приемника информации - читатель.
Г) Здесь в роли источника информации - администратор, который разместил свежие новости на свой сайт. А в роли приемника информации - пользователь ПК.
Д) Здесь в роли источника информации - пользователь, который записал данные на жесткий магнитный диск в конце рабочего дня, с тем, чтобы продолжить работу на следующий день. А в роли приемника информации - ПК, который записал эту информацию.
Е) Здесь в роли источника информации - человек или люди, которые написал древнеегипетские иероглифы. А в роли приемника информации - место, где эти иероглифы были написаны.
Ж) Здесь в роли источника информации - место, где эти иероглифы были написаны. А в роли приемника информации - специалист-египтолог.
З) Здесь в роли источника информации - иностранец. А в роли приемника информации - человек, который пытается разговаривать с иностранцем.
И) Здесь в роли источника информации - иностранец. А в роли приемника информации - человек, с которым разговаривает иностранец. А в роли канала связи - переводчик.
Задание 1.2. Рассмотрите следующие предметные области - словесность, математика, биология, география, история, а также перечень терминов и понятий.
Матрица. Широта. Долгота. Популяция. Склонение. Спряжение. Хребет. Тундра. Кровообращение. Баскак. Морское течение. Устье. Исток. Экватор. Тропики. Земная ось. Словарь. Перевод. Существительное. Прилагательное. Остров. Полуостров. Материк. Часть света. Румб. Возвышенность. Предложение. Растительность. Период. Низменность. Мыс. Архипелаг. Залив. Пролив. Море. Суша. Территория. Пустыня. Лесостепь. Млекопитающее. Пресмыкающееся. Обмен веществ. Нервная система. Прерия. Пунические войны. Аорта. Вена. Мышца. Скелет. Костная ткань. Империя. Алгоритм. Куликовская битва. Ритм. Алфавит. Феодализм. Принятие христианства. Арифметические действия. Квадрат. Юлий Цезарь. Квадратный корень. Полином. Логарифм. Алгоритм. Сложение. Числитель. Знаменатель. Интеграл. Бесконечный ряд. Прогрессия. Грамматика. Конъюнкция. Дизъюнкция. Синоним. Антоним. Гипербола. Ярлык. Эпитет.
Распределите понятия и термины по предметным областям. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
набрать самостоятельно в текстовом редакторе Word вышеприведенный перечень терминов и предметных областей;
преобразовать текст в таблицу Термины с помощью средства Таблица/Преобразовать Панели инструментов текстового редактора Word;
выполнить следующие операции над полученной таблицей:
а) создать в таблице столбцы Порядковый номер, Термин, Код термина. Предметная область, Код предметной области;
б) заполнить столбец Порядковый номер с помощью средства Список панели инструментов. Столбцы Предметная область и Код предметной области пока не заполняются;
в) присвоить терминам коды терминов в следующем порядке:
каждой из предметных областей присваивается код из двух десятичных цифр, первая из которых не должна быть нулем. После этого Код термина строится из шести десятичных цифр, первые две из которых представляют собой Код предметной области, а четыре оставшихся - порядковый номер данного термина в данной предметной области. Скопируйте таблицу Термины в соответствующий диапазон рабочего листа табличного процессора Excel с тем же названием. На рабочем листе Excel рекомендуется:
пронумеровать строки таблицы с использованием средства Правка/Заполнить/Прогрессия;
указать названия столбцов в первой строке таблицы.
Решение:
Предметные области:
Словесность, математика, биология, география, история.
Термины:
Матрица. Широта. Долгота. Популяция. Склонение. Спряжение. Хребет. Тундра. Кровообращение. Баскак. Морское течение. Устье. Исток. Экватор. Тропики. Земная ось. Словарь. Перевод. Существительное. Прилагательное. Остров. Полуостров. Материк. Часть света. Румб. Возвышенность. Предложение. Растительность. Период. Низменность. Мыс. Архипелаг. Залив. Пролив. Море. Суша. Территория. Пустыня. Лесостепь. Млекопитающее. Пресмыкающееся. Обмен веществ. Нервная система. Прерия. Пунические войны. Аорта. Вена. Мышца. Скелет. Костная ткань. Империя. Алгоритм. Куликовская битва. Ритм. Алфавит. Феодализм. Принятие христианства. Арифметические действия. Квадрат. Юлий Цезарь. Квадратный корень. Полином. Логарифм. Алгоритм. Сложение. Числитель. Знаменатель. Интеграл. Бесконечный ряд. Прогрессия. Грамматика. Конъюнкция. Дизъюнкция. Синоним. Антоним. Гипербола. Ярлык. Эпитет.
Код предметной области |
Предметная область |
Код термина |
Термин |
Порядковый номер |
|
10 |
Словесность |
100001 |
Склонение |
0001 |
|
10 |
Словесность |
100002 |
Спряжение |
0002 |
|
10 |
Словесность |
100003 |
Алфавит |
0003 |
|
10 |
Словесность |
100004 |
Перевод |
0004 |
|
10 |
Словесность |
100005 |
Грамматика |
0005 |
|
10 |
Словесность |
100006 |
Словарь |
0006 |
|
10 |
Словесность |
100007 |
Антоним |
0007 |
|
10 |
Словесность |
100008 |
Существительное |
0008 |
|
10 |
Словесность |
100009 |
Прилагательное |
0009 |
|
10 |
Словесность |
100010 |
Синоним |
0010 |
|
10 |
Словесность |
100011 |
Предложение |
0011 |
|
10 |
Словесность |
100012 |
Эпитет |
0012 |
|
20 |
Математика |
200001 |
Матрица |
0001 |
|
20 |
Математика |
200002 |
Гипербола |
0002 |
|
20 |
Математика |
200003 |
Дизъюнкция |
0003 |
|
20 |
Математика |
200004 |
Конъюнкция |
0004 |
|
20 |
Математика |
200005 |
Знаменатель |
0005 |
|
20 |
Математика |
200006 |
Числитель |
0006 |
|
20 |
Математика |
200007 |
Логарифм |
0007 |
|
20 |
Математика |
200008 |
Алгоритм |
0008 |
|
20 |
Математика |
200009 |
Арифметические действия |
0009 |
|
20 |
Математика |
200010 |
Интеграл |
0010 |
|
20 |
Математика |
200011 |
Квадратный корень |
00011 |
|
20 |
Математика |
200012 |
Квадрат |
0012 |
|
20 |
Математика |
200013 |
Полином |
0013 |
|
20 |
Математика |
200014 |
Сложение |
0014 |
|
20 |
Математика |
200015 |
Бесконечный ряд |
0015 |
|
20 |
Математика |
200016 |
Ярлык |
0016 |
|
20 |
Математика |
200017 |
Период |
0017 |
|
20 |
Математика |
200018 |
Прогрессия |
0018 |
|
30 |
Биология |
300001 |
Популяция |
0001 |
|
30 |
Биология |
300002 |
Ритм |
0002 |
|
30 |
Биология |
300003 |
Нервная система |
0003 |
|
30 |
Биология |
300004 |
Скелет |
0004 |
|
30 |
Биология |
300005 |
Костная ткань |
0005 |
|
30 |
Биология |
300006 |
Млекопитающее |
0006 |
|
30 |
Биология |
300007 |
Мышца |
0007 |
|
30 |
Биология |
300008 |
Вена |
0008 |
|
30 |
Биология |
300009 |
Кровообращение |
0009 |
|
30 |
Биология |
300010 |
Пресмыкающееся |
0010 |
|
30 |
Биология |
300011 |
Растительность |
0011 |
|
30 |
Биология |
300012 |
Обмен веществ |
0012 |
|
30 |
Биология |
300013 |
Аорта |
0013 |
|
40 |
География |
400001 |
Широта |
0001 |
|
40 |
География |
400002 |
Долгота |
0002 |
|
40 |
География |
400003 |
Хребет |
0003 |
|
40 |
География |
400004 |
Архипелаг |
0004 |
|
40 |
География |
400005 |
Пустыня |
0005 |
|
40 |
География |
400006 |
Лесостепь |
0006 |
|
40 |
География |
400007 |
Тундра |
0007 |
|
40 |
География |
400008 |
Низменность |
0008 |
|
40 |
География |
400009 |
Экватор |
0009 |
|
40 |
География |
400010 |
Суша |
0010 |
|
40 |
География |
400011 |
Морское течение |
0011 |
|
40 |
География |
400012 |
Низменность |
0012 |
|
40 |
География |
400013 |
Территория |
0013 |
|
40 |
География |
400014 |
Земная ось |
0014 |
|
40 |
География |
400015 |
Устье |
0015 |
|
40 |
География |
400016 |
Остров |
0016 |
|
40 |
География |
400017 |
Баскак |
0017 |
|
40 |
География |
400018 |
Исток |
0018 |
|
40 |
География |
400019 |
Полуостров |
0019 |
|
40 |
География |
400020 |
Материк |
0020 |
|
40 |
География |
400021 |
Часть света |
0021 |
|
40 |
География |
400022 |
Румб |
0022 |
|
40 |
География |
400023 |
Возвышенность |
0023 |
|
40 |
География |
400024 |
Мыс |
0024 |
|
40 |
География |
400025 |
Залив |
0025 |
|
40 |
География |
400026 |
Пролив |
0026 |
|
40 |
География |
400027 |
Море |
0027 |
|
40 |
География |
400028 |
Тропики |
0028 |
|
50 |
История |
500001 |
Куликовская битва |
0001 |
|
50 |
История |
500002 |
Принятие христианства |
0002 |
|
50 |
История |
500003 |
Юлий Цезарь |
0003 |
|
50 |
История |
500004 |
Империя |
0004 |
|
50 |
История |
500005 |
Феодализм |
0005 |
|
50 |
История |
500006 |
Пунические войны |
0006 |
|
50 |
История |
500007 |
Прерия |
0007 |
Задание 1.3. Импортируйте диапазон данных таблицы
Термины табличного процессора Excel в таблицу СУБД Access, для чего необходимо вызвать на исполнение СУБД Access. Откройте в СУБД Access новую базу данных под названием Try. mdb и используйте средство Файл/Внешние данные/Импорт, которое вызовет соответствующий мастер, выполняющий необходимые действия. Создайте для последующей работы в базе данных Try. mdb, кроме таблицы Термины, также таблицу Предметные_ Области, содержащую столбцы Назв_Пр_Обл и Кол_Пр_Обл, которые заполняются вручную. Далее можно действовать двумя способами:
а) в таблице Термины помещается Код_Предметной_Области без соответствующего наименования, которое будет извлекаться по связи между таблицами через поле Код_Предметной_Области (эту связь необходимо установить);
б) в таблице Термины помещаются как Код_Предметной_Области, так и Наименование_Предметной_Области.
Решение:
Задание 1.4. После построения в базе данных Try. mdb двух указанных таблиц дополните таблицу
Термины таким образом, чтобы по каждой из предметных областей имелось не менее 10-12 терминов. Затем необходимо построить два запроса:
а) по заданному термину найти соответствующую предметную область;
б) по заданной предметной области найти все принадлежащие ей термины.
Обратите внимание, что первый из запросов может определять предметную область неоднозначно: например, термин «Гипербола» принадлежит как словесности, так и математике.
Решение:
Задание 1.5. Рассмотрите приведенный ниже перечень понятий, относящихся к предметным областям информатики и информационных технологий.
Информация. Экономическая информация. Автоматизированная информационная технология. Информационно-управляющая подсистема. Управляемая (производственно-технологическая) подсистема. Управляющие воздействия. Сообщения прямой связи. Сообщения обратной связи. Запросы. Точность информации. Достоверность информации. Оперативность информации. Плановая информация. Учетная информация. Нормативно-справочная информация. Отчетно-статистическая информация. Входная информация. Выходная информация. Система обработки данных. Информационное обеспечение. Программное обеспечение. Техническое обеспечение. Правовое обеспечение. Лингвистическое обеспечение. Синтаксический анализ. Семантический анализ. Прагматический анализ. Централизованная обработка информации (данных). Децентрализованная обработка информации (данных). Абонентский пункт. Автоматизированное рабочее место (АРМ). Пакетный режим работы системы обработки данных (СОД). Интерактивный режим работы СОД. Запросный режим работы СОД. Диалоговый режим работы СОД. Учетная информация. Первичная информация. Условно-постоянная информация. Промежуточная информация. Реквизит. Имя реквизита. Область значений реквизита. Реквизит-признак. Реквизит-основание. Показатель. Экономический эффект. Экономическая эффективность. Внемащинная информационная база. Внутримашинная информационная база. Заголовочная (общая) часть документа. Предметная (содержательная) часть документа. Заверительная (оформительская) часть документа. Система классификации. Система кодирования. Классификатор. Предметная область. База данных. Файл-сервер. Клиент-сервер. Система управления базами данных (СУБД). Прикладные программы (приложения) пользователя. Системное программное обеспечение (ПО). Операционная система. Пакет прикладных программ (ППП). Алгоритм. Детерминированность. Массовость. Результативность. Дискретность. Линейная алгоритмическая структура. Ветвящийся процесс. Циклический процесс. Условие ветвления. Заголовок цикла. Тело цикла. Переменная цикла. Информационно-логическая модель предметной области. Информационный объект. Структурная связь. Формализованное представление задачи. Представление знаний. Семантическая сеть. Фрейм. Экспертная система. Тезаурус. Канал связи. Носитель. Информационная база. Релевантные данные. Источник информации. Приемник информации. Данные. Семантика. Синтаксис. Свободный формат данных. Фиксированный формат данных. Физический уровень представления данных. Хранимый уровень представления данных. Концептуальный уровень представления данных. Пользовательский (внешний) уровень представления данных. Фирма-производитель компьютеров и/или программного обеспечения (ПО). Фирма-пользователь компьютеров и ПО. Конечный пользователь. Пользователь-оператор. Профессиональный пользователь. Прикладной программист. Системный программист. Администратор базы данных БД. Администратор приложений. Администратор сети. Операция поиска. Поисковое предписание. Язык запросов. Релевантное подмножество. Индексация документов. Дескриптор. Поисковый образ документа. Поисковый шум. Поисковое молчание. Нормализованный файл. Составная единица данных (СЕИ). Запись. Нормализация документа. Модель данных. Проекция Р-файла (реляционного файла). Естественное соединение Р-файлов. Операция поиска (выборки) в Р-файле. Функциональная зависимость. Операция корректировки. Операция сортировки. Индексирование Р-файлов.
1. Выделите известные вам термины (не менее 30), остальные уберите. Полученную таблицу назовите «Термины». Составьте перечень предметных областей, к которым, по вашему мнению, относятся выбранные термины. Присвойте коды терминам и предметным областям. Составьте таблицу под названием «Предметные области», внесите в нее названия и коды предметных областей.
Добавьте в таблицу «Термины» справа четыре столбца. Один из них заполните пояснением значения каждого из выбранных термина, другой - кодом термина, третий - названием предметной области, четвертый - кодом предметной области. Рекомендуется формировать код термина так, чтобы он включал код предметной области.
Выполните над полученным таким образом материалом все действия задания 1.4. Соответствующую базу данных назовите inf. mdb.
Задание 1.6. Рассмотрите следующий перечень понятий и укажите, какие из них относятся к семантике, а какие - к синтаксису.
Алфавит значений реквизита, банковские реквизиты, длина поля, почтовые реквизиты, реквизит-основание, реквизит-признак, соответствие между почтовым кодом города и кодом Субъекта Федерации, структура документа, структура записи, юридический адрес.
Решение:
Семантика:
Алфавит значений реквизита, длина поля, реквизит-основание, структура документа, структура записи.
Синтаксис:
Банковские реквизиты, почтовые реквизиты, реквизит-признак, соответствие между почтовым кодом города и кодом Субъекта Федерации, юридический адрес.
Задание 1.7. Ответьте, соответствуют ли приведенные ниже сообщения тезаурусу приемника:
сообщение о нарушениях технологии, поступившее в бухгалтерию предприятия;
сообщение о прогулах, поступившее в отдел маркетинга;
зачетная ведомость, поступившая в деканат;
газета, присланная по ошибочному адресу;
жесты сотрудника ГИБДД (ГАИ), относящиеся к водителю автотранспортного средства;
прайс-лист, читаемый посетителем магазина;
прайс-лист, читаемый товароведом торгового предприятия;
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным бухгалтером предприятия;
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый аудитором;
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным инженером предприятия;
учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося этого заведения;
учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося другого учебного заведения.
Решение:
сообщение о нарушениях технологии, поступившее в бухгалтерию предприятия - нет.
сообщение о прогулах, поступившее в отдел маркетинга - нет.
зачетная ведомость, поступившая в деканат - нет.
газета, присланная по ошибочному адресу - да.
жесты сотрудника ГИБДД (ГАИ), относящиеся к водителю автотранспортного средства - да.
прайс-лист, читаемый посетителем магазина - нет.
прайс-лист, читаемый товароведом торгового предприятия - да.
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным бухгалтером предприятия - да.
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый аудитором - нет.
бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным инженером предприятия - да.
учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося этого заведения - нет.
учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося другого учебного заведения - нет.
Задание 1.8. Среди следующих носителей информации укажите машинные и внемашинные:
бумага;
магнитный диск;
магнитная лента;
фотопленка;
экран монитора;
6. компакт-диск.
Решение:
Машинные носители:
Магнитный диск, магнитная лента, экран монитора.
Внемашинные носители:
Бумага, фотопленка, компакт-диск.
Задание 1.9. Создайте таблицу «Соответствие» из трех столбцов: «Термин», «Предметная область», «Релевантность». По материалам таблиц «Термины» и «Термины из области информационных технологий» заданий 1.2-1.5. заполните два первых столбца таблицы «Соответствие» парами вида термин - предметная область. В третьем столбце укажите наличие или отсутствие релевантности для каждой из созданных подобным образом пар.
Решение:
Задание 1.10. Реализуйте таблицу «Соответствие» средствами СУБД Access. Создайте запрос, позволяющий установить наличие или отсутствие свойства релевантности для заданной пары (термин - предметная область).
Решение:
Задание 1.11. Приведите примеры управляющей и управляемой систем из области торговли, транспорта, производственной и финансовой деятельности.
Решение:
Управляющие системы:
Ну, примера я не могу привести, но могу сказать, что управляющие системы - это системы, с помощью которых осуществляется управление над управляемыми системами, в которых может содержаться какие-либо данные. (CУБД Access).
Управляемые системы:
Опять же, примера не могу, привести, так как с такими системами не работаю, но могу сказать, что управляемые системы - это системы, в которых хранятся данные какой-либо базы данных и они управляются с помощью управляющих систем.
Задание 1.12. Дайте характеристику сотрудникам согласно классификации пользователей АРМ, заполнив табл.1.1. Дополните табл.1.1. характеристикой типов следующих пользователей:
Главный бухгалтер (составление баланса).
Заместитель директора по кадрам (штатное расписание).
Оператор ввода товарно-транспортных накладных на складе.
Кассир в магазине с автоматизированным учетом товара.
Аудитор-аналитик, использующий в работе Excel.
Программист, использующий в работе Delphi.
Системный администратор.
Сетевой администратор.
Сотрудник, ответственный за работу прикладного программного обеспечения.
Студент-первокурсник, изучающий информатику.
Студент-дипломник, разрабатывающий собственный проект.
Выполните задание средствами Word, Excel, Access, введите и используйте коды типов пользователей.
Решение:
Пользователь |
Тип пользователя |
Код типа пользователя |
|
Операционист в банке |
Конечный пользователь - пользователь-оператор |
1.1 |
|
Главный бухгалтер (составление баланса) |
Конечный пользователь - профессиональный пользователь |
1.2 |
|
Заместитель директора по кадрам (штатное расписание) |
Конечный пользователь - пользователь-оператор |
1.1 |
|
Оператор ввода товарно-транспортных накладных на складе |
Конечный пользователь - пользователь-оператор |
1.1 |
|
Кассир в магазине с автоматизированным учетом товара |
Конечный пользователь - пользователь-оператор |
1.1 |
|
Аудитор-аналитик, использующий в работе Excel |
Конечный пользователь - профессиональный пользователь |
1.2 |
|
Программист, использующий в работе Delphi |
Программист - прикладной программист |
2.1 |
|
Системный администратор |
Программист - Системный программист - Администратор приложений |
2.4.1 |
|
Сетевой администратор |
Программист - Системный программист - Администратор сети |
2.4.3 |
|
Сотрудник, ответственный за работу прикладного программного обеспечения |
Программист - Сотрудник программно-информационных комплексов |
2.2 |
|
Студент-первокурсник, изучающий информатику |
- |
0 |
|
Студент-дипломник, разрабатывающий собственный проект |
Конечный пользователь - пользователь-оператор |
1.1 |
Задание 1.13. Реализуйте средствами Access запрос к табл.1.1. - по коду типа пользователя вывести всех пользователей этого типа.
Решение:
Задание 1.14. Дайте характеристику следующих средств программного обеспечения (в том числе с точки зрения их применения в АРМ пользователями и программистами):
Табличный процессор Excel.
СУБД Access.
Бухгалтерская программа 1С-Бухгалтерия.
Программа 1С-склад.
Текстовые процессоры.
Система программирования Delphi.
Интернет-браузер Internet Explorer.
Редактор html-страниц Dream Weaver.
Решение:
Табличный процессор Excel.
Для операторов ЭВМ. Программа для создания таблиц.
СУБД Access.
Для операторов ЭВМ. Программа (СУБД) для создания баз данных.
Бухгалтерская программа 1С-Бухгалтерия.
Для бухгалтеров. Программа для бухгалтерских расчетов.
Программа 1С-склад.
Не знаком с такой программой и ничего не могу о ней сказать.
Текстовые процессоры.
Для всех пользователей от оператора для программиста. Служат для хранения и редактирования текстовых документов.
Система программирования Delphi.
Для прикладных и системных программистов. Служит для написания в большей степени прикладных программ, чем системных. Для системных больше всего подходит система C++.
Интернет-браузер Internet Explorer.
Подходит для большинства всех пользователей. Служит для просмотра Web-страниц в сети и в автономном режиме.
Редактор html-страниц Dream Weaver.
Для программистов и Web-мастеров в большей степени. Служит для верстки HTML-страниц. Очень хороший редактор, но я им ни разу не пользовался.
Задание 1.15. Сформулируйте, в чем состоит различие между информацией и данными. В каждой из позиций, приведенных в задании 1.1, укажите роль данных в информационном процессе.
Решение:
Данные - это знаковые совокупности на носителе, используемые для передачи или хранения информации, расположенные, как правило, в соответствии с некоторой заданной структурой.
Понятие информации включает обмен ощущениями или представлениями между людьми, возможно с применением технических средств, а также отражение объективной реальности в предметах материального мира, не обязательно связанное с человеческим сознанием.
То есть, информация - это что-то цельное, а данные - это просто-напросто знаки, которые содержатся в информации. Совокупность некоторых данных - это и есть информация.
Для всех пользователей, роль данных в информационном процессе очень важна.
Задание 1.16. Среди следующих документов укажите документы, представленные в свободном и фиксированном (жестком) формате: деловое письмо, приказ директора, железнодорожный билет, экзаменационный билет, платежная ведомость, накладная, вексель, договор, экзаменационная ведомость, счет-фактура.
Решение:
Документы в свободном формате:
Деловое письмо, экзаменационный билет, вексель, счет-фактура.
Документы в фиксированном (жестком) формате:
Приказ директора, железнодорожный билет, платежная ведомость, накладная, договор, экзаменационная ведомость.
Задание 1.17. Укажите, как называются и где применяются следующие алфавиты:
а) {А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, К, L, М, N, О, Р, Q, R, S, Т, U, V,W,X,Y,Z}.
б) {А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, 3, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я}.
г) {0,1}.
д) {0,1,2,3,4,5,6,7}.
е) {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9}.
ж) {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}.
Какое количество двоичных символов является достаточным для кодирования символов в каждом из алфавитов а) - ж) ? Какие алфавиты логических значений вам известны, кроме {0, 1}?
Решение:
а) {А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, К, L, М, N, О, Р, Q, R, S, Т, U, V,W,X,Y,Z} - алфавит английского языка. Применение:
- при письме.
- при чтении.
- при написании программ в системах программирования (например: Borland Delphi 7.0, Borland Turbo Pascal 7.0).
- при разговоре.
б) {А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, 3, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я} - алфавит русского языка. Применение:
- при письме.
- при чтении.
- при разговоре.
г) {0,1} - двоичная кодировка.
- при написании программ (например: ассемблер).
- в архитектуре современной компьютерной техники и аппаратуры (например: ПК).
- во всех современных программах (например: WM Keeper Classic 3.5.0.3).
- в математике.
д) {0,1,2,3,4,5,6,7} - восьмеричная кодировка. Применение:
- в математике.
е) {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9} - десятеричная кодировка. Применение:
- в математике.
ж) {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F} - шестнадцатеричная кодировка. Применение:
- в математике.
Задание 1.18. В докладе содержится фраза: «Некоторые цеха допускают отставание от плана по ряду важнейших позиций». Содержит ли эта фраза информацию? Если да, охарактеризуйте тезаурус приемника информации. Содержит ли эта фраза данные?
Решение:
Фраза: «Некоторые цеха допускают отставание от плана по ряду важнейших позиций» конечно же содержит информацию. Тезаурус приемника: смысл сообщения в том, что существует ряд важнейших позиций и некоторые цеха допускают отставание от плана по ряду этих позиций, т.е. эти цеха не входят, например, в десятку лучших цехов из-за отставания по плану (это может быть из-за нехватки каких-либо ресурсов или не хватает рабочих рук для выполнения плана).
Также, эта фраза содержит данные, т. к. информация формируется из данных и информация не может существовать без данных.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Таблица сравнения экономик НЭП, Военный коммунизм , капитализм |
Контрольная работа | Органы исполнительной власти субъектов РФ |
Контрольная работа | Бегство капитала из РФ основные подходы решения проблемы |
Контрольная работа | Современное представление о пространстве и времени |
Контрольная работа | Диспетчеризация автотранспортного предприятия |