2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Информационные технологии и системы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Формирование вагонопотоков в электронных таблицах»
Выполнил: Опанасенко Н
Проверил: Кузнецова Н. П.
Рыбкина О. В.
Хабаровск 2005
Значение ЭВМ и современных информационных технологий для автоматизации управления перевозочным процессом.
Начало применения вычислительной техники на железнодорожном транспорте страны относится к 1950-м годам, когда приступили к созданию системы автоматизации процессов управления эксплуатационной работой с применением ЭВМ, информационных технологий и математических методов. К числу этих процессов относятся
1. Управление перевозками в целом, то есть планирование и оперативное регулирование эксплуатационной работы. Сюда входит разработка планов формирования и графиков движения поездов, расчет технических норм эксплуатационной работы и ее анализ, сменно-суточное планирование и регулирование поездной и грузовой работы.
2. Управление движением поездов на участке и маневровой работой на станциях, куда следует отнести систему автоматического выполнения основных функций участкового диспетчера. Система состоит из управляющей вычислительной машины, устройств диспетчерской централизации и переходных устройств. Последние служат для ввода в вычислительную машину получаемой информации о продвижении поездов и для переработки выданных машиной команд в управляющие приказы устройств диспетчерской централизации. Машина составляет и выдает план-график движения поездов в зависимости от конкретных условий на заданное число часов вперед. Она же регулирует движение поездов, посылая управляющие коды диспетчерской централизации. В эту же группу процессов входит автоматизация роспуска вагонов с сортировочной горки, регулирования расформирования и формирования поездов, приема и отправления поездов на станциях.
3. Автоматизация учета, коммерческих операций и технико-экономических расчетов (составление отчетностей, оформление перевозочных документов, резервирование мест в пассажирских поездах, определение провозной платы, себестоимости перевозок и др.).
Большая роль в автоматизации процессов управления перевозками принадлежит системе вычислительных центров с дистанционной передачей данных (оргсвязь). Первичные данные о грузовой работе, локомотивном и вагонном парках и отчетные сведения поступают со станций и депо в вычислительный центр (ИВЦ). Здесь с помощью ЭВМ составляют оперативные планы поездной и грузовой работы дороги и отделений, получают отчетные показатели по всем видам перевозок, подсчитывают сумму доходов от них, устанавливают степень использования подвижного состава. Разработанные на ЭВМ планы и указания передаются по каналам оргсвязи хозяйственным единицам для исполнения.
При использовании ЭВМ информация передается в режиме межмашинного обмена сразу в ИВЦ дороги. Съем первичных данных осуществляется программно-аппаратными средствами и оргсвязью присоединением к каналу ВЦ трансмиттеров линейных пунктов. Основная часть информации фиксируется на магнитных носителях (например, на магнитных дисках). Обработанная информация выдается на печатающее устройство ЭВМ или на линию. Эти данные автоматически распределяются по потребителям и там печатаются.
На железнодорожном транспорте ведутся работы по созданию структуры сети передачи данных, переходу от локальных задач к задачам совершенствования информационного обеспечения и управления эксплуатационной работой на основе использования современных вычислительных средств и динамических моделей размещения подвижного состава. Экономическая эффективность подсистем автоматизированных систем управления (АСУ) во многом определяется широким использованием недорогостоящей микропроцессорной техники, рациональной структурой размещения больших и малых ЭВМ, оптимальным распределением функций автоматизированного диспетчерского центра управления, линейных предприятий и хозяйств. Большие эксплуатационные издержки в результате завышения штатов вычислительных центров, использование дорогостоящих ЭВМ, разрозненная информационная база для решения эксплуатационных задач снижают функциональную и экономическую эффективность АСУ. Главная особенность развития АСУ в последнее время - ЭВМ приходит непосредственно на рабочее место. Прогрессивную роль в этом играет широкое распространение микропроцессорной техники.
На станциях, в особенности сортировочных, участковых и грузовых, ведутся работы по автоматизации первичных технологических процессов и созданию АСУ технологическими процессами (АСУ ТП) нижнего уровня. Осуществляется интеграция этих подсистем в АСУ ТП с более расширенными функциями.
СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ 2
1. В скопированную нами с 1 листа таблицу (называемую теперь Таблицей корреспонденции общих вагонопотоков на расчетном полигоне) внесем любые числа, учитывая, что:
В секторах четного ввоза и вывоза, нечетного ввоза и вывоза расположены числа от 0 до 999 включительно
В секторах четного и нечетного местных сообщений числа от 0 до 99;
В секторах четного и нечетного транзитов числа от 0 до 9999.
2. Создадим вспомогательную таблицу 1 Количественные показатели работы.
В ячейке с координатами ввоз: четное направление установим курсор, в строке формул введем = и выберем функцию СУММ.
В строке Число 1 введем диапазон ячеек четного ввоза, указывая здесь первым адрес ячейки левого верхнего угла диапазона и через двоеточие адрес ячейки правого нижнего угла диапазона.Аналогично заполним ячейки четных вывоза, транзита, нечетных ввоза, вывоза и транзита.
Для расчета суммы четного и нечетного местных сообщение разделим эти сектора на диапазоны там, где это возможно, просуммируем их (записывая каждый диапазон через точку с запятой между собой), а оставшиеся ячейки запишем в строке формул через точку с запятой.
Ячейка приема заполняется с помощью суммирования значений ввоза и транзита соответствующих направлений. Для этого в ячейке ПРИЕМ вводим =, вызываем функцию СУММ., и в качестве слагаемых через точку с запятой выделяем ячейки ввоза и транзита.
Аналогично вычисляется сдача. Разница состоит в слагаемых. Ими являются вывоз и транзит.
Проанализируем значения в таблице и добьемся равенства четного приема нечетной сдаче и нечетного приема четной сдаче. Для этого отредактируем числа в ячейках основной таблицы корреспонденций вагонопотоков.
3. Создадим вспомогательную таблицу 2 Количество поездов по стыковым путям.
В ячейке Количество вагонов в составе введем 50.
В ячейке вагоны четного направления рассчитаем сумму четного ввоза, вывоза, транзита и местного сообщения, ссылаясь на данные вспомогательной таблицы 1.
Количество поездов четного направления равно количеству вагонов четного направления (ссылка на предыдущую ячейку), деленному на количество вагонов в составе (ссылка на ячейку со значением 50).
Аналогичные действия проведем и с количеством вагонов и поездов нечетного направления.
ВСЕГО вагонов равно сумме количества вагонов четного и нечетного направлений.
ВСЕГО поездов равно ВСЕГО вагонов разделить на 50 (ссылка на ячейку со значением 50).
Дробные значения округлим до целых. Для этого выделим всю таблицу. Выберем пункт меню Формат - ячейки. Выберем числовой формат, а в количестве десятичных знаков установим 0
СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ 3
Для заполнения таблицы 3 воспользуемся сначала вспомогательной таблицей, раскрывающей смысл функции ЕСЛИ.
Создадим таблицу 2*4. Первый столбец назовем X, второй назовем Y. В столбец Х внесем любые значения, чтобы среди них были значения и больше, и меньше или равные десяти. Предварительно мы имеем условие: если Х>=10, то Y=500 иначе Y= -0.5. Введем в первой ячейке столбца Y равно, выберем функцию ЕСЛИ. В строке логическое выражение введем соответствующую данной ячейке ячейку из столбца Х, затем с клавиатуры наберем >=10. В строке истина введем 500, в строке ложь введем -0,5.
Заполним третью таблицу вагонопотоков, маршрутизируемых с мест погрузки. Рядом с пустой таблицей в любую ячейку внесем значение 0,05 и в следующей за ней запишем коэффициент маршрутизации. Ниже введем значение 10, назовем это порогом погрузки. В основной таблице в ячейке с координатой 2:1 поставим знак =, вызовем функцию ЕСЛИ. В строке логическое выражение сделаем ссылку на ячейку со значением коэффициента маршрутизации, затем нажмем клавишу F4 (увидим, что адрес столбца стал заключенным в знаки “доллара” - это абсолютная ссылка). Затем введем знак умножения с клавиатуры, перейдем на лист 2 и с помощью относительной ссылки введем в строке формул адрес ячейки, которая также имеет координаты 2:1. Затем наберем с клавиатуры знак <, вернемся на лист 3, сделаем абсолютную ссылку на ячейку со значением порога погрузки (введем ее адрес и нажмем F4). В строку истина введем выражение, стоящее в строке логического выражения до знака «меньше». В строку ЛОЖЬ введем 0. Распространим эту формулу по всей таблице.
Абсолютная ссылка здесь используется потому, что значения коэффициента маршрутизации и порога погрузки остаются постоянными для вычисления в данной формуле.
Округлим дробные значения до целых таким же способом, как и в таблице 2.
СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ 4
Заполним таблицу корреспонденций вагонопотоков, охваченных маршрутизацией между техническими станциями.
В каждой ячейке должна быть разница между соответствующими значениями в таблицах 2 и 3. Для этого выделим ячейку с координатами 2:1, введем знак =, переходим на лист 2, вносим в строку формул адрес соответствующей ячейки (с координатами 2:1) с этого листа, далее вводим с клавиатуры знак минус, переходим на третий лист и вносим адрес соответствующей ячейки на листе 3. Далее ОК. Распространяем эту формулу на всю таблицу
В ячейку ВВОЗ введем равно, перейдем на лист 2 и щелкнем левой кнопкой мыши на значении четного ввоза в 1 вспомогательной таблице. То есть таблица 5 состоит из относительных ссылок на вспомогательную таблицу 1 листа 2.
Составим диаграммы для получившейся таблицы. Сделаем активной какую-нибудь ячейку под таблицей. На панели инструментов стандартная нажмем кнопку мастер диаграмм. Выберем тип ГИСТОГРАММА, вид 1. Нажмем ДАЛЕЕ. Диапазон значений. Выделим значения от четного ввоза до четного местного сообщения в таблице 5. ДАЛЕЕ в закладке Подписи данных устанавливаем в подписях значений флажок напротив Значений. ГОТОВО. Удалим легенду. Для этого выделим надпись РЯД 1, вызовем контекстное меню и выберем ОЧИСТИТЬ. Выделим эту диаграмму, выберем пункт меню ДИАГРАММА - исходные данные. В закладке ряд найдем Подписи по оси Х, поставим туда курсор и введем диапазон заголовков столбцов таблицы №5 (выделив этот диапазон в таблице). Гистограмма готова.
Создадим круговую диаграмму для этой же таблицы. Нажмем кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов стандартная. Выберем тип КРУГОВАЯ, вид1. ДАЛЕЕ - диапазон значений как в гистограмме. ДАЛЕЕ в закладке Подписи данных устанавливаем в Подписях значений флажок напротив Доля. ГОТОВО. Аналогично сделаем подпись категорий. Круговая диаграмма готова. Аналогично делаются круговая диаграмма, гистограмма для нечетного направления
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Организация работы физиотерапевтического кабинета |
Контрольная работа | Денежно-кредитная политика государства |
Контрольная работа | Игра дошкольника |
Контрольная работа | Система линейных уравнений |
Контрольная работа | Автоматизированные информационные системы в экономике |