2
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: Философии и истории наук
Контрольная работа №1
по дисциплине этика и эстетика
Этика профессиональной деятельности
Выполнил: Трофимова Марина
Александровна
Шифр: 2005-БУ-6344
Проверил: Вострякова
Юлия Викторовна
Самара 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основные этапы и направления развития этики
Профессиональная этика.
Этика бизнеса и партнерских отношений
Список используемой литературы
Введение
В конце ХХ века развитие этики пошло в сторону специализации и детализации: стала развиваться профессиональная этика - этика врача, этика журналиста, этика бизнесмена и т.п. В связи с угрожающими тенденциями развития техники появилась этика науки и техники, экологическая этика, биоэтика и т.п. Человечество столкнулось с проблемами, вызванные принципиально новыми отношениями, которые складываются между человеком, обществом и природой. Возникла парадоксальная ситуация: человеческая деятельность угрожает самому существованию человека. Отсюда - необходимость осмысления и выработки нравственной позиции по отношению к этим явлениям.
Искусственное оплодотворение и появление «донорских» матерей, клонирование животных и предстоящее клонирование человека, эвтаназия (прекращение жизни больного по его просьбе) - все эти и множество других проблем являются не только научными или техническими, но прежде всего проблемами нравственными.
В данной работе мы рассмотрим некоторые основные направления прикладной этики.
Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
Этика зарождается в глубокой древности в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделение духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.
Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысложизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
Проще говоря, для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живет человек, как он устроен, как он развивается и как человек осознает себя в этом мире.
То есть потребность в этических знаниях как бы вызывала к жизни учения о том, что собой представляет мир, какова его природа, какое место занимает в нем человек и как он познает окружающий мир. Этика как «практическая философия» предполагала в качестве основания философию «теоретическую» - учение о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама же этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.
Таким образом, в развитом виде этика состоит из теоретической части - учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях и практической - нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.
Зачатки же первых этических представлений относятся к очень раннему периоду развития общества и связаны они с разложением первобытнообщинного строя и становлением классового общества. Тогдашние представления людей о хорошем и плохом, добре и зле, счастье и несчастье, о смысле жизни, смерти и бессмертии первоначально воплощались в продуктах коллективного творчества - в мифах и легендах, в преданиях и сказаниях. Как известно, и до сих пор сказки являются для детей школой нравственных представлений.
Первые же авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в станах Древнего Востока и относятся к III-II тысячелетиям до н.э. («Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» и др.) размышления эти отражали воззрения древних на мир, будучи проявлением религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности.
Появление же этических учений и школ в странах Древнего Востока -Индия и Китае - относиться к I тысячелетию до н.э. Учения брахманизма, буддизма, конфуцианства намечают уже собственно этическую проблематику, вычленения ее из космологического взгляда на мир. На европейской почве собственно смысложизненные и поведенческие проблемы становятся предметом рассмотрения начиная с софистов и Сократа - V в. до н.э.
В более поздних воззрениях Древнего Востока, досократовской Греции этическая проблематика была еще растворена в космологических и натурфилософских взглядах на устройство мира. Этим воззрениям было свойственно характерное для мифологического сознания истолкование космоса посредством перенесения на устройство мировоззрения человеческих характеристик и жизненных представлений.
Поэтому моральные феномены рассматривались древними как свойства всего мировоззрения, отчего последнее наполнялось животворящей духовностью, а добро, справедливость, любовь начинали трактоваться как высший закон мировоззрения, обеспечивающий всеобщую гармонию.
При этом только древнегреческой философии удалось сделать решительный шаг от мифологического к научному, логическому пониманию морали и человека, дать толчок к развитию этики. Философско-этическая мысль Древнего Востока по сути дела на протяжение многих веков оставалась верной изначальным традиционным представлениям.
Поэтому в историко-этическом процессе можно выделить следующие основные этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени и современные этические теории.
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия - самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль предпринимательского чутья, организации труда или искусства управления.
Главным условием формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:
· политическая и экономическая свобода. Следовательно, и демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя, антимонопольные механизмы и т. д.;
· стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемленных стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и борьба с негативным проявлением в среде бизнеса;
· пропаганда, создающая образ преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами; осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.
Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше предпринимательство развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата, с одной стороны, а с другой - с глухим или явным недоброжелательством массы населения, которая не умеет и не любит работать. Нищенски оплачиваемый долгие годы советской власти труд не стал для нашего общества высшей ценностью.
Все это не способствовало формированию этики современного предпринимателя, который в идеале убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству; при всей необходимости конкуренции понимает и необходимость сотрудничества; уважает себя как личность, а любую личность - как себя; уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы; доверяет себе и другим, уважает профессионализм и компетентность; ценит образование, науку и технику, культуру, сознает важность экологических требований; стремиться к инновациям; не перекладывает ответственность за принятие решения на подчиненных; никого никогда не унижает.
Отношения бизнеса и государства в нашей стране очень сложны и противоречивы. Например, широко распространена практика уклонения от налогов, существует масса приемом и методов такого уклонения. С другой стороны, государство, устраивающее конфискационные «денежные реформы» и допустившее дефолт 1998-го, который разорил массу собственников, подорвало доверие к себе.
Нужно сказать, что государство, власть и бизнес всегда и везде находились в непростых отношениях. Макс Вебер говорил в этой связи о трех основных типах власти: традиционный, харизматической и бюрократический.
Традиционная власть - это власть передаваемая по наследству, по традиции. Король правит не по тому, что он умный или талантливый, а потому что родился королем. Как правило, монархическая власть малоэффективна для решения экономических проблем.
Харизматическая власть покоится на личном обаянии (харизме) человека. Харизматический лидер приходит к власти за счет своей мощной воли и энергии. Типичными харизматическими лидерами были Наполеон, Ленин, Муссолини, Кастро, Ельцин в ранний период своей политической деятельности. Однозначной зависимости между харизматической властью и экономической жизнью нет. Ленинская продразверстка чуть не погубила страну, но Ленин же ввел нэп. Ф. Кастро полностью упразднил рыночные отношения на Кубе и обрек население на полунищенское существование. Наполеон провел ряд реформ, способствовавших быстрому экономическому развитию Франции.
Самой «совершенной» в смысле своей неуязвимости, самой распространенной и могущественной является бюрократическая власть - власть аппарата. Это анонимная власть, никто не знает людей, которые готовят самые важные решения. Те, кто эти решения подписывает, - на самом деле «свадебные генералы». Аппарат сильнее их и может их убрать, если они ему мешают. Типичные примеры - смещение Хрущева или Горбачева.
Бюрократический аппарат - это совокупность людей, работающих, как машина, без эмоций, без инициатив. Государство, корпорация, университет, армия, даже церковь - все управляется ныне бюрократическим аппаратом. Он постоянно разбухает, втягивая в себя все новых людей. Он, как дракон: если у него отрубить одну голову, то вскоре на этом месте вырастут сразу три. Бюрократический аппарат - одновременно и благо, и зло: ничего более эффективного в деле управления человечество не создало, и в то же время аппарат, если его все время жестко не контролировать (а он никаких контролеров не терпит), начинает работать на самого себя.
В некоторых странах роль государства в жизни общества минимальна, и достижение такого ограничения считается важнейшим завоеванием демократии. Государство охраняет границы, защищает людей от преступности, собирает налоги и заботится о пенсионерах и безработных. В США, например, государственный сектор не превышает 5 экономики, все остальное - в частных руках. Единственной силой, способной противостоять произволу государства, является частная собственность, только она способна противопоставить власти свой экономический интерес. Если в обществе нет частной собственности, гражданского общества, человек оказывается один на один перед лицом бесконтрольной государственной машины.
У нас государство традиционно очень сильно, и оно вмешивается во все дела граждан. Оно по-прежнему определяет основные направления экономического развития, а сильного класса собственников, которые противопоставляли бы свой интерес государству, по-прежнему нет. Как и раньше, большая часть населения живет в совершенном неведении по поводу своих юридических прав и обязанностей.
Если общество однородно и монолитно, как при тоталитаризме, то оно подобно студню - толкнешь его с одного бока, и толчок, не встречая никакого сопротивления, проходит свободно сквозь всю массу. Отсюда и «всенародное одобрение решений партии», и «всенародное осуждение проклятых империалистов или их пособников - инакомыслящих». Отсюда страх, царивший в обществе: человеку некуда было укрываться от вездесущего государства. Все мы были погружены в этот студень и дружно колебались в такт его колебаниям.
Поэтому перед предпринимательством стоят важнейшие, в том числе и нравственные, задачи по созданию в обществе нормального экономического климата и цивилизованной деловой этики.
Рынок, рыночные отношения - не просто место и способ купли-продажи товаров, не «базар», но прежде всего особая логика, психология, целый культурный слой, который необходимо формировать. Не рынок сам по себе является аморальным или жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на писаных и неписаных законах и правилах игры, на таких моральных категориях, как надежность, порядочность, солидарность.
Список используемой литературы
1. Губин В.Д., Некрасовка Е.Н. Основы этики: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 224 с.: ил. - (Профессиональное образование).
2. Личные конспекты и записи.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Автомобильные эксплуатационные жидкости |
Контрольная работа | Автоматизированные информационные системы в экономике |
Контрольная работа | Контрольная работа по Нефтегазопромысловая геология |
Контрольная работа | ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ |
Контрольная работа | Відображення в балансі витрат і доходів майбутніх періодів |