12
План
2. Характер искусства
Философ практически дословно повторяет главный тезис неоплатонической эстетики: красота в природе "есть воплощение идеи"; «красота есть идея действительно осуществляемая, воплощаемая в мире прежде человеческого духа». Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_viktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_viktor_yestetika__9.html В статье «Красота в природе» Соловьев прежде всего ищет определения сущности красоты. Эта сущность прежде всего должна быть понятна через ее действительные явления и область искусства. Существуют различные точки зрения в вопросе о красоте. Философ отмечает, что все их авторы признают за красотою мировое значение, и расхождения начинаются тогда, когда заходит речь о характере искусства.
Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается, как праздная забава; идеальная красота презирается, как произвольная и пустая прикраса действительности. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.143.
Мыслитель делает следующие выводы: значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признается за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир. Там же.
«Эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» - формула Соловьева. На таких позициях находилась и классическая эстетика (Аристотель и Платон). В то же время допустимы различные степени воздействия искусства, как на природу вещей, так и на человеческую душу. Это воздействие искусства, это «двоякое действие художника» производит не только «новые предметы и состояния», но и «некоторую прекрасную действительность, которой без него вовсе бы не было». Там же С.144.
Соловьев показывает, что «на темном фоне хаотического существования» мира художественная красота выступает символом надежды, минутной радугой. Противники чистого искусства выступают против недостаточного художественной красоты, отвергая чистое искусство за то, что оно не в состоянии овладеть всею действительностью, «преобразовать ее, сделать всецело прекрасною». Там же. Но это есть требование того, чего искусство дать не может на данном этапе.
Интересно отметить, что в качестве одного из высочайших образцов искусства Соловьев считал поэзию Пушкина. На ее примере русский философ стремился показать значимость искусства в целом, корректируя, углубляя и в какой-то мере примиряя в процессе этого анализа позиции современных ему утилитаристов и сторонников чистого искусства.
В узко утилитарном смысле поэзия Пушкина бесполезна, как и творчество многих других русских поэтов; но в целом она приносит большую пользу именно своей красотой. Польза искусства состоит в том, что это «особая деятельность человеческого духа», имеющая свою собственную область действия и удовлетворяющая " особым потребностям " человека.8 Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_viktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_viktor_yestetika__9.html Дело искусства заключается не в украшении действительности приятными вымыслами, а в том, чтобы воплощать в «ощутительных образах», в «форме ощутительной красоты» высший смысл жизни, то «совершенное содержание бытия, которое философией добывается как истина мышления, а в нравственной деятельности дает о себе знать как безусловное требование совести и долга» Там же.. В творчестве Пушкина все это выразилось с наибольшей полнотой и силой. Именно Пушкина он считал поэтом «по преимуществу, более беспримесным, - чем все прочие, - выразителем чистой поэзии» Там же.. «Чистая поэзия» - это свободное излияние через поэта неких сущностных начал бытия, воплощающихся с его помощью в чистой поэзии, в беспримесной художественной красоте.
3. «Художество есть текущее явление»
Соловьев отмечает, что ошибочно считать современный уровень искусства за окончательный. «Как и все человеческое, художество есть текущее явление, и, быть может, в наших руках только отрывочные зачатки истинного искусства» Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С.144.. Воплощение красоты в виде прекрасной действительности имеет множество степеней, и мыслящий дух на настоящей ступени не остановится.
Соловьев предлагает основу философской теории красоты и искусства: «следует помнить, что всякая такая теория, объясняя свой предмет в его настоящем виде, должна открывать для него широкие горизонты будущего» Там же.. Теория, которая только подмечает и обобщает в отвлеченных формулах фактическую связь явлений, называется «бесплодной». Философ называет ее «простая империя, лишь одною степенью возвышающаяся над мудростью народных примет». Истинная философия искусства должна связывать факт «с неопределенно восходящим рядом новых фактов», и ее построения должны быть связаны и основаны на подлинной сущности предмета. Сущность глубже данного явления и потому является источником новых явлений, осуществляющих ее все более и более.
Изучая природу красоты, Соловьев делает выводы: «есть нечто формально особенное, специфическое, от материальной основы явлений прямо не зависящее и на нее несводимое» Там же С.145.. Красота ценится как цель сама в себе.
Большую часть своих работ Соловьев посвящает полемике с концепцией, которая хотя и косвенно, связывает красоту с пользою. То, что было полезно для предков, становится украшением для потомков. Соловьев видит в этой точки зрения долю фактической истины и одновременно недостаточность для существенного определения красоты: «хотя и была бы доказана генетическая зависимость прекрасного от полезного, этим нисколько не решается эстетическая задача» Там же.. Все значительное прекрасное, как в природе, так и в искусстве и не связано с практической пользой. По этому возможная полезность первичных элементов прекрасных явлений имеет такое же малое значение для эстетики «как для непосредственного чувства безразличен тот факт, что самое прекрасное человеческое тело произошло из безобразного эмбриона» Там же..
Независимо от составляющих ее материальных элементов «красота всегда заявляет себя как чистая бесполезность» Там же.. Красота не ценится человеком. Она ценится как цель сама в себе.
Даже при самых простых и первичных проявлениях красоты, мы встречаемся с чем-то ценным, что существует ради самого себя, что самим существованием своим радует и удовлетворяет нашу душу, которая на красоте успокаивается и освобождается от жизненных стремлений и трудов. Там же.
4. Красота - «преображение материи»
Настаивая на понимании красоты как предмете бескорыстного созерцании, как цели в самой себе, Соловьев считает его не вполне достаточным. Ближе всех к истине в этом вопросе Соловьев считает учения его философских кумиров того времени А.Шопенгауэра и Н.Гартмана: содержание красоты составляют идеи, вечные типы вещей как предметные выражения мировой воли, как ее объективации.
Для пояснения своего понимания красоты Соловьев приводит примеры из природы. Он как образец красоты берет алмаз. Его красота никак не свойственная его веществу, такому же как веществу куска каменного угля. Она зависит от игры световых лучей в его кристаллах. Но из этого не следует, что свойство красоты принадлежит только преломленному в алмазе лучу света. Красота есть произведение и алмаза и преломленного в нем светового луча в их взаимодействии. Соловьев дает следующее определение красоте: «преображение материи через воплощение к ней другого, сверхматериального начала» Там же С.146..
Эстетика крупнейшего русского философа, сформировавшаяся в период господства материалистических, позитивистских и начальных естественнонаучных представлений, явилась своего рода корректирующей реакцией на них могучего духовно озаренного сознания. В рамках христианского мировоззрения, опираясь на опыт европейской духовно-научной традиции последних двух тысячелетий, Вл. Соловьев попытался наметить глобальную перспективу выхода культуры и человеческой жизни в целом из прозреваемого им, да и многими мыслителями его времени, глобального кризиса. Суть его он видел в бездуховности, безрелигиозности и творческой анемии большей части общества; в однобоком увлечении материально-телесными, естественно-научными и техническими приоритетами в ущерб духовным, религиозным, художественным. Опираясь на личный духовно-мистический опыт, он усматривал выход из экзистенциального кризиса на путях обновленного свободного творчества жизни самими людьми, осознанно обратившимися за божественной помощью в деле последней реализации замысла Творца и имеющими перед внутренним взором в качестве идеала Царство Божие. Соловьевым возрождалось и утверждалось на новом уровне основное откровение Нового Завета и раннего христианства о глубинном изначальном и грядущем единстве духовного и материального начал при их метафизическом равенстве в человеке и обществе. Провиденное им органическое всеединство божественного, человеческого и природного элементов должно в конечном счете привести к новому «неслитному соединению» духовного и материального начал, к идеальной и окончательной космической гармонии, которую человек призван начать осуществлять уже ныне своими руками. Главный критерий правильности движения по этому пути личностного, общественного и космического преображающего обновления Соловьев усматривал в эстетической сфере - в «ощутимой красоте» как показателе конкретной реализации чаемого единства духовного и материального, божественного и человеческого. В этом, пожалуй, на сегодня и заключается актуальный смысл эстетики русского философа, до сих пор еще до конца не осознанной, не понятой, не принятой.
Эстетика Соловьева оказала сильное влияние на многих представителей «серебряного века» русской культуры - так исследователи образно называют взлет русской художественной и духовной культуры первой четверти ХХ в. На нее активно опирались, на что уже указывалось, деятели русской религиозной эстетики Флоренский и Булгаков, позже ее развивал ранний А.Ф. Лосев; она оказала сильное влияние на творчество и эстетические концепции русских «младосимволистов» начала ХХ в. Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_viktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_viktor_yestetika__9.html
3. Ершова Л.С. Понятие «живописное» и «животворное» в эстетике Вл.Соловьева и А.Белого. / Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. оловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г. Серия “Symposium”, выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.334-339
4. Бычков В.В. Эстетика - http://lib.aldebaran.ru/author/bychkov_viktor/bychkov_viktor_yestetika/bychkov_viktor_yestetika__9.html
5. Бычков В.В. Эстетика - www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov_Aesthetics/_06.php?show_comments
6. Философско-эстетические взгляды Вл.Соловьева и русский символизм // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. RAGS on NET. Официальный сайт Российской Академии Государственной Службы - www.rags.ru/person.php?id=161
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Бухгалтерский учет в строительстве |
Контрольная работа | Система управления процентным риском в коммерческом банке |
Контрольная работа | Этика и психология делового общения |
Контрольная работа | Ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов |
Контрольная работа | Октябрь 1917 года революция или переворот |