51
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему:
«Процессы принятия решений в организации»
Калуга, 2009г
Содержание
Введение
1. Теоретические основы принятия решений в организации
1.1 Понятие, сущность и классификация управленческих решений в процессе управления
1.2 Методы принятия решений и информационное обеспечение управленческих решений
2. Аналитическая часть. Характеристика ОАО НПП Калужский приборостроительный завод «Тайфун»
2.1 Научно-методическая часть
признак |
управленческих решений |
|
Степень повторяемости проблемы |
Традиционные - Нетипичные |
|
Значимость цели и длительность действия |
Стратегические - Тактические - Операционные |
|
Сфера воздействия |
Глобальные - Локальные |
|
Длительность реализации |
Долгосрочные - Краткосрочные |
|
Прогнозируемые последствия решения |
Корректируемые Некорректируемые |
|
Метод разработки решения |
Формализованные Неформализованные |
|
Количество критериев выбора |
Однокритериальные - Многокритериальные |
|
Форма принятия |
Единоличные - Коллегиальные |
|
Способ фиксации решения |
Документированные - Недокументированные |
|
Характер использованной информации |
Детерминированные - Вероятностные |
|
Основания для принятия решения |
Интуитивные - Решения на суждениях - Рациональные |
|
Место и функции в процессе управления |
Информационные - Организационные - Технологические |
|
Способ фиксации решения. По этому признаку управленческие решения могут подразделяться на фиксируемые, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).
Основания для принятия решения. Интуитивные решения. Лицо, принимающее решение, не занимается сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.
Решения, основанные на суждениях. Это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации
Рациональные решения. Обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
Место и функции в процессе управления. Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления.
Организационное решение - это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.
К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими. Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.
Наиболее ответственным в классе технологических решений является определение цели, на основании чего строятся остальные элементы решения и критерий эффективности. Цель при этом является не внешним фактором по отношению к технологическому решению, а частью его содержания. В ряде случаев первоначальная цель, хотя бы и четко сформулированная, претерпевает существенные изменения в процессе подготовки технологического решения, появляются дополнительные цели и подцели[26,147].
Технологическое решение всегда задает определенное действие, тогда как организационное действие не связано с конкретным действиям, его содержанием и способом осуществления.
Принятие правильного решения - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.
В таблице 2. рассмотрим два уровня принятия решения в организации на примере индивида и организации.
Таблица 2. Принятие решений.
Решение на уровне индивида. |
Решение на уровне организации. |
|
Наличие индивидуального умения. |
Создание соответствующей среды. |
|
Важен процесс принятия решения как такового. |
Важно принятие решения к определённому моменту. |
|
Классификация решений |
Вовлечение всех уровней управления. |
|
Имеет дело с ошибками в решении. |
Имеет дело с неопределённостью. |
|
Решение определяется используемым индивидуальным стилем. |
Решение носит групповой характер. |
|
Создание и выбор альтернатив. |
Управление творчеством и новаторством. |
|
Взятие риска на себя. |
Выполнение решений. |
|
Принятие решений в организации характеризуется: сознательной и целенаправленной деятельностью, осуществляемой человеком; поведением, основанным на фактах и ценностных ориентирах; процессом взаимодействия членов организации; выбором альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; частью общего процесса управления; неизбежной частью ежедневной работы менеджера; важностью при выполнении всех других функций управления.
Рациональность решения обосновывается с помощью объективного аналитического процесса (рис.1;рис.2).
Процесс принятия решений представляет собой последовательную реализацию следующих этапов:
Рис. 1. Процесс принятия решений.
Информация и способность использовать ее - решающие моменты в процессе принятия решений. Поток информации, который проходит через организацию, можно сравнить с производственным процессом. В этом процессе единицы сырья перерабатываются в товары и услуги, которые организация производит.
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда стадий и этапов, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ |
|
Восприятие и признание проблемы Интерпретация и формулирование проблемы Определение критериев успешного решения |
|
Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ |
|
Разработка альтернатив Оценка альтернатив Выбор альтернативы |
|
Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ |
|
Организация выполнения решения Анализ и контроль выполнения решения Обратная связь и корректировка |
|
Рис. 2.Процес принятия решений.
Признание необходимости решения включает следующие этапы:
- Признание проблемы;
- Формулирование проблемы;
- Определение критериев успешного решения проблемы.
Главная задача состоит в правильной постановке цели решения. Любой процесс принятия решения должен начинаться с осознания необходимости его принятия.
1.2 Методы принятия управленческих решений и информационное обеспечение процесса принятия решений
Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.
1. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности. [15,217].
2. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.
3. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
4. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
6. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
7. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.
Информационное обеспечение - одна из важнейших обеспечивающих функций. Качество, которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамику информационного обеспечение как процесс входит понятие коммуникация.
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация является сложным процессом, состоящим из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг, это пункт, в котором, если допустить небрежность, смысл может быть утрачен. Руководитель тратит на коммуникацию 50--90% всего времени. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет собой одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её.
2. Сообщение - информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал - средство передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен, или полностью утрачен. Выделяют следующие взаимосвязанные этапы: зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование.
Информация классифицируется следующим образом:
- по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка и др.;
- по принадлежности к подсистеме системы менеджмента - информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;
- по форме передачи - вербальная и невербальная;
- по изменчивости во времени - условнопостоянная и условнопеременная;
- по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
- по режиму передачи - в нерегламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
- по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
- по стадии жизненного цикла товара - стратегического маркетинга, организационно-технологической подготовки производства и другим стадиям до списания товара;
- по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.
Основные требования к качеству информации:
- своевременность;
- достоверность (с определенной вероятностью);
- достаточность;
- надежность (с определенной степенью риска);
- комплексность системы информации (по качеству и ресурсоёмкости товара, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);
- адресность;
- правовая корректность информации;
- возможность многократного использования;
- высокая скорость сбора, обработки и передачи;
- возможность кодирования;
- актуальность информации.
Информационный массив - это упорядоченная по определенным признакам совокупность всех видов информации, используемой органами управления для выработки управляющего воздействия.
Цель создания массива информации - повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного её распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач. Информационный массив должен обеспечивать:
- прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;
- наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;
- оперативный поиск и выдачу информации по запросу;
- предохранение информации от искажения;
- защиту от несанкционированного доступа к информации.
Поток информации - целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации имеет целью исключить дублирование информации, минимизировать маршруты ее прохождения и обеспечить рациональный обмен информацией между органами управления.
Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации.
По режиму передачи информация может подразделяться на поступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.
Объём информации - количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (слова, сообщения, знаки и др.). Объём информации используется для определения информационной загруженности органов управления, принятия решений по автоматизации управленческих процедур.
Важнейшим этапом формирования информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ), которые в себя включают:
- новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей ЭВМ;
- новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;
- технологии, исключающие бумагу как основной носитель информации;
- новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта (баз знаний, экспертных систем и т. п.).
Внедрение новых информационных технологий в управленческую деятельность преследует цели не только автоматизации рутинных методов обработки информации, но и организации информационно коммуникативного процесса на качественно новом уровне.
О широких возможностях новых информационных технологий можно судить по перечню функций, которые обеспечиваются в результате их внедрения.
Общая обработка документов, их верификация и оформление.
Локальное хранение документов. Обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом. Поддержка способов общения в привычной обстановке рабочего места. Электронная почта. Персональная обработка данных. Составление, воспроизведение и полиграфическое размножение документов. Объединение электронной и вербальной коммуникации. Обмен информацией между базами данных. Ввод данных или форм. Ведение персональных баз данных. Генерация отчетов по обработке данных. Управление ресурсами. Контроль исполнения. Управление личным временем. Контроль автоматической корреспонденции. Поддержка технического и профессионального инструктажа служащих. Передача данных. Обеспечение разнообразия в наглядном представлении материала. Обеспечение стилистического качества документов. Моделирование решений и имитация их принятия, информационная поддержка принятия решений. Автоматизированное обучение. Служба консультаций. Создание адаптируемых автоматизированных рабочих мест. Обмен локальной и персонализированной информацией. Служба видеотекста. Обмен и интеграция программных средств. Перенос документов с одного носителя на другой. Полиграфическое оформление документа. Телефонные и телевизионные совещания. Групповой контакт через терминалы.
На основе рассмотренных требований методика проектирования системы менеджмента должна определять:
- задачи, обеспечивающие выполнение функций управления;
- исполнителей задач;
- информацию, необходимую для выполнения задач и функций
управления;
- режим передачи информации, используемой в решении управленческих задач;
- объемы информации, поступающей органам управления, в соответствии с составом решаемых задач;
- порядок и формы представления информации, необходимой для управления;
- время, затрачиваемое органами управления на переработку информации;
- задачи по переработке информации, выполнение которых возможно с использованием средств автоматизации.[18,328]
2. Аналитическая часть. Характеристика ОАО НПП Калужский приборостроительный завод «Тайфун»
Официальная дата создания завода - 1 февраля 1973 года определяется в приказе Минсудпрома СССР от 18.01.1973 года №13. Завод создан на неопределённый срок. Рядом постановлений ЦК КПСС и СМ СССР в 1972, 1975, 1976, 1977г.г. в целях усиления боевых возможностей ракетных катеров и надводных кораблей ВМФ на завод “Тайфун” возлагались задачи по организации серийного производства изделий военной техники. 1 февраля 1973 года,“Тайфун” приказом Минсудпрома СССР от 18.01.1973 года №13 внесён в список действующих заводов страны.
17 июня 1994 года завод преобразован в АООТ в соответствии с первым вариантом льгот согласно Государственной Программе приватизации, утверждённой Указом Президента РФ №2284 от 24.12.93 года, с закреплением 25,5% акций в федеральной собственности. Учредителем Общества является Комитет по управлению государственным имуществом Калужской области. На заводе разработана и внедрена система управления качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001, которая сертифицирована в СДС “Военный регистр”. Завод “Тайфун” предлагает взаимовыгодное сотрудничество российским и зарубежным партнёрам по поставкам высококачественных изделий военной техники с обеспечением их работоспособности на всех этапах жизненного цикла, в том числе шефмонтаж, обучение специалистов, гарантийное и послегарантийное обслуживание, ремонт ранее поставленных изделий. 25 июня 1998 года завод преобразован в Открытое акционерное общество. На заводе постоянно ведётся поиск наиболее эффективных форм хозяйствования, повышения конкурентоспособности производства и изделий. В июне 2001 года на предприятии образован учебный участок. В реализации этой новой идеи по привлечению на ОАО “Тайфун” молодых квалифицированных кадров дефицитных специальностей активно участвовали производственники, экономисты, специалисты отдела труда и заработной платы.
Таблица 3.
Номер членского билета: |
167-002 |
|
Полное наименование организации: |
ОАО "Научно-производственное предприятие "Калужский приборостроительный завод "Тайфун" |
|
Полный почтовый адрес: |
248009, г. Калуга, Грабцевское шоссе, 174 |
|
Номер телефона: |
(4842) 59-43-89 (4842) 59-43-89, 52-23-57, 52-86-70 |
|
Номер телефакса: |
(4842) 52-22-66 (4842) 52-22-66 |
|
E-mail: |
tfn@kaluga.ru; tfn1@kaluga.ru |
|
Адрес сайта в Интернет: |
http://typhoon-jsc.ru |
|
Наименование должности руководителя: |
Генеральный директор |
|
Руководитель: |
Немыченков Владимир Сергеевич |
|
Наименование выпускаемой продукции или услуг: |
Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры, радиоаппаратуры дистанционного управления, блоков питания и детских спортивных комплексов |
|
Итогом принятия рационального управленческого решения является повышения показателей эффективности деятельности ОАО «Тайфун».
В приложении 1 указана структура ОАО «Тайфун».
В приложении 2 указана расшифровка сокращений административной структуры ОАО «Тайфун»:
В приложении 3 указаны должностные инструкции.
Завод имеет штат специалистов-производственников, а реализация продукции не всегда успешна.
Можно представить рассматриваемое предприятие как систему. Далее приведена таблица функций и элементов организации.(таблица 4).
Таблица 4. |
||||
Функции |
Элементы |
|||
Занятый персонал |
Использование автопарка |
Использование вычислительной техники |
||
Производство продукции |
150 |
10 |
5 |
|
Реализация продукции |
10 |
5 |
1 |
|
Доставка продукции |
5 |
2 |
- |
|
Исследования рынка |
2 |
- |
2 |
|
Разработка новых видов продукции |
3 |
- |
3 |
|
Финансовое обслуживание |
5 |
- |
5 |
|
Таблица 4. Функциональный портрет ОАО «Тайфун».
Для диагностики проблем и дальнейшего прогнозирования необходимо провести детальный анализ объекта прогнозирования.
Цель анализа - получение информации, необходимой для диагностики проблемы и прогнозирования развития объекта управления в интересах принятия решения менеджером.
Анализ предполагает изучение:
- макроокружения;
- конкурентной среды;
- внутренней среды.
Как и любая система, рассматриваемая организация действует в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие проявляется в следующем:
- в закупке сырья и материалов у сторонних поставщиков;
- в подборе и смене персонала;
- во влиянии вкусов и предпочтений потребителей на ассортимент производимой продукции;
- в действиях конкурентов;
- в регулировании деятельности организации со стороны государственных и иных органов власти и т.д.
Анализ макроокружения показал, что на предприятие оказывается влияние со стороны правовых органов в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертифицирования продукции. Это влияние ощущается в повседневной деятельности, но не несет в себе негативного воздействия и снижения результативности деятельности. Затраты, понесенные предприятием в ходе осуществления перечисленных мероприятий, относятся на снижение прибыли.
Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают опосредованное воздействие в той мере, в какой снижается покупательная способность по отношению ко всем товарам и услугам.
Большее по сравнению с предыдущими параметрами влияние оказывает развитие научно-технического прогресса и достижения современных технологий. Это выражается в разработке современных материалов и технологий их производства, а также в усовершенствовании традиционных методик производства.
Анализ объектов и субъектов управления проводится в системном единстве с анализом внешней среды. Изучение конкурентной среды позволило выявить то т факт, что непосредственные конкуренты, т.е.
производители аналогичной продукции не оказывают сильного воздействия на потребителей, рыночные сегменты поделены приблизительно
пропорционально. Существует собственный круг постоянных потребителей.
Структурная схема контроля и диагностики проблемы (см. Приложение 4).
На предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленный сбыт, тогда как при хорошем производстве не должен отставать и сбыт, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большее усовершенствование производства.
Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и её менеджеров.
Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблем. (см. Приложении 5).
По результатам работы по выявлению проблемы, перед персоналом предприятия была поставлена цель - увеличить объемы сбыта готовой продукции в течение 6 месяцев и повышение потребительского предпочтения именно в сторону нашей продукции.
Поставленная цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности всей организации.
В практической части моей работы я рассмотрю процесс принятия управленческого решения по решению выявленной проблемы и устранению неудовлетворительных результатов работы.
Мероприятия по повышению качества процесса в системе (в нашем случае это процесс доставки оборудования) - совершенствование технологии, организации производства, оперативного управления, повышение уровня автоматизации.
Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и соответственно более полного удовлетворения своих потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом - повышение качества процесса в системе) изготовитель товара определяет по формуле:
где |
ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий () |
||
количество наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие, |
|||
прогноз цены i-го товара в году t |
|||
прогноз себестоимости единицы i-го товара в году t |
|||
прогноз налогов по единице i-го товара в году t |
|||
прогноз объема выпуска i-го товара в году t |
|||
годовые вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе, |
|||
единовременные затраты на повышение качества процессов в году |
|||
Эффективным управленческое решение можно считать в том случае, если не существует другого решения, имеющего более высокие оценки хотя бы по одному критерию и равные оценки по остальным критериям эффективности. Правильный выбор критерия эффективности, по существу, эквивалентен не только правильной формулировке задачи, но и определению основных направлений действий по реализации решения.
Теорией принятия решений выработан ряд требований к выбору критериев эффективности. Так, отмечается, что критерий эффективности должен быть всегда один.
3.1 Рекомендации и требования по выбору критериев эффективности принятия решений
Рекомендации.
- для решений, связанных с планированием, разработкой конструкций изделий и технологических процессов, целесообразно принимать объём затрат на производство продукции, трудоёмкость обслуживания и условия труда;
- достаточно учитывать критерий эффективности всей системы;
- в качестве критериев эффективности могут быть приняты определенные границы значения показателя;
- в тех случаях, когда оценка эффективности требует привлечения большого количества критериев эффективности, целесообразно сгруппировать их.
Требования к критерию эффективности:
- он должен отражать многоцелевую направленность производства;
- критерий должен учитывать объективные закономерности развития экономики и базироваться на информации, которую можно получить;
- его необходимо дополнить соответствующими локальными критериями, которые будут использоваться на более низких уровнях в системе планирования.
В наиболее общем виде критерий эффективности должен быть сформирован на основе определенной совокупности показателей, характеризующих качество и эффективность принимаемого решения.
Эффективность управленческих решений определяется многими количественными и качественными факторами технико-технологического, социально-экономического и организационного характера.
К технико-технологическим факторам повышения эффективности управленческих решений относятся: машиновооруженность труда, степень использования средств оргтехники, техническая культура специалистов и технических исполнителей и др.
К социально-экономическим факторам относятся: авторитет руководителя, межличностные отношения, психологические характеристики, конфликтные ситуации, система морального и материального стимулирования, санитарно гигиенические условия труда, утомляемость, физические нагрузки, общее состояние здоровья работников и другие.
К организационным факторам: степень рациональности структуры аппарата управления, состояние разделения и кооперации труда, подбор и расстановка кадров, организация исполнения, организация рабочих мест, рациональность использования рабочего времени.
При решении проблемы определения эффективности принятия решений весьма важными условиями являются учет действия и взаимодействия различных групп факторов, определение количественного влияния как на эффективность деятельности по управлению производством, так и на конечные результаты эффективности производства.
Весьма часто критерий эффективности решения выражается вероятностными характеристиками - вероятностью достижения цели операции или математическим ожиданием какого-либо показателя, характеризующего успех или неуспех в выполнении той или иной операции (действия).
При рассмотрении различных вариантов решений, ведущих к достижению определенных целей, задача обычно формируется как необходимость достижения поставленной цели при оптимальных затратах. Между тем многогранность управленческой деятельности определяет необходимость определения как технико-технологических, так и социально-экономических, политических и прочих целей. В зависимости от выполняемых функций цели могут быть подразделены на простые и сложные.
Поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при различной величине затрат, то в качестве основного показателя эффективности принимаемых решений может служить отношение получаемого в результате реализации решений эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине относительных затрат на достижение поставленных целей:
где |
Y |
величина полученного эффекта, которая выражается показателем степени достижения поставленных перед коллективом целей. При этом |
|
Z |
величина относительных затрат на достижение поставленных целей (коллективом, отдельным работником), которая определяется как отношение фактических затрат к плановым |
||
Обобщающим показателем, который с достаточной степенью точности характеризует степень выполнения плановых заданий по целой совокупности показателей является модифицированный показатель избыточности Шеннона, который одновременно является и одним из показателей эффективности принимаемых решений:
где |
вероятность k-го показателя выполнения плановых заданий оказаться в i-ом состоянии к плановым |
||
число случаев нахождения i-го показателя в i-ом состоянии |
|||
Другим показателем эффективности принимаемых решений может служить показатель оперативности работы подразделения (работника) аппарата управления, характеризующий оперативность принятия решений.
Помимо экономического важен социальный аспект эффективности принятия решений. Важно учесть: перспективную значимость решений, их возможный результат и последствия, уровень соответствия принятых решений задачам общественного развития. Следует предвидеть возможные последствия воздействия решений не только на непосредственных исполнителей, но и на широкие слои населения, изменения в их психологии, в образе мышления и поведении, стиле деятельности и т.д.
К числу основных показателей социальной эффективности принимаемых решений можно отнести: улучшение условий труда, повышение удовлетворенности трудом, снижение текучести кадров, сокращение затрат тяжелого и неквалифицированного труда, развитие творческой активности и инициативы, улучшение межличностных отношений и т.п.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Эволюция звезд |
Контрольная работа | Правила предоставления гостиничных услуг |
Контрольная работа | Теоретические основы управления проектами |
Контрольная работа | Образовательный туризм: основные центры лингвистического туризма. Рекреационный туризм: Тунис |
Контрольная работа | Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области |