24
Коммерческий риск инновационной деятельности
контрольная работа
по курсу
«Инновационный менеджмент»
2004
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2 |
||
1. |
Понятие инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
|
2. |
Риски в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
9 |
|
3. |
Методы управления рисками в инновационной деятельности . . . . . . |
18 |
|
4. |
Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
|
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
25 |
||
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
||
1. Понятие инноваций
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «но-вовведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.
«Новшест-во» характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан-ное понятие близко к понятию «изобретение».
«Нововведе-ние» -- это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.
«Инновация» же - это «деятельность, направленная на разработку, создание и рас-пространение новых видов изделий, технологий, организационных форм». Словарь-справочник предпринимателя. -- М.: Зевс, 1992. Существует и другое определение: «Иннова-ция -- это нововведение, комплексный процесс создания, рас-пространения и использования новшеств (нового практичес-кого средства) для удовлетворения человеческих потребнос-тей, меняющихся под воздействием развития общества».
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -- М.: Прогресс, 1982. выделил пять типичных изменений:
§ использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;
§ внедрение продукции с новыми свойствами;
§ использование нового сырья;
§ изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
§ появление новыx рынков сбыта.
В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.
Э.А.Уткин в работе «Управление фирмой» Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996. определяет ин-новацию (нововведение) как объект, внедренный в производ-ство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшеству-ющего аналога. Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. -- М.: Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996.
В общем плане инновации -- это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой про-дукции на основе внедрения достижений науки, техники, тех-нологии, это закономерный, объективный процесс совершен-ствования общественного производства.
Различают следующие виды инноваций:
1. По степени радикальности (новизны):
§ базисные инновации, которые реализуют крупные изобре-тения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
§ улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распростра-нения и стабильного развития научно-технического цикла;
§ псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
2. По характеру применения:
§ продуктивные инновации, ориентированные на производ-ство и использование новых продуктов;
§ технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
§ социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
§ комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
§ рыночные, позволяющие реализовать потребности в про-дуктах, услугах на новых рынках.
3. По стимулу появления (источнику):
§ инновации, вызванные развитием наукой и техники;
§ инновации, вызванные потребностями производства;
§ инновации, вызванные потребностями рынка.
4. По роли в воспроизводственном процессе:
§ инновации потребительские;
§ инновации инвестиционные.
5. По масштабу:
§ инновации сложные (синтетические);
§ инновации простые.
Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их органи-зации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Побудительным механизмом развития инноваций в пер-вую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей тех-ники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют воз-можность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следст-вием чего является укрепление своих позиций в конкурент-ной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).
В середине XX в. сложилось современное понимание пред-принимателя как новатора: «Задача предпринимателей - ре-формировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретении, а в более общем смысле -- че-рез использование новых технологических для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, бла-годаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и со-здания новой отрасли промышленности...». Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -- М.: Прогресс, 1982.
Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предприниматель-ства. Действительно, поиск новых идей и их реализация -- это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требу-ется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложив-шейся обстановке.
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе пред-принимательской деятельности лежит нововведение в облас-ти продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специ-фическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность -- особый инструмент предпринимательства». Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992.
При принятии окончательного решения в свя-зи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следую-щему:
§ прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;
§ связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. - М.: Прогресс, 1993.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент -- это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
§ разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
§ модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
§ дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
§ снятие с производства устаревшей продукции.
2. Риски в инновационной деятельности
Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.
При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.
Инновационность связана с неопределенностью эко-номической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производст-ва, из многовариантности сфер приложения капиталов и раз-нообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и ком-мерции и многих других обстоятельств.
Экономическое поведение предпринимателя при рыноч-ных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник ры-ночных отношений изначально лишен заранее известных, од-нозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспечен-ной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупатель-ной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской н другой экономической деятельности.
Инновационная деятельность в большей степени, чем дру-гие направления предпринимательской деятельности, сопря-жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре-зультата в инновационном предпринимательстве практичес-ки отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).
Об уровне риска инновационной деятельности свидетель-ствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, од-нако, сопровождается, как правило, и высокой его компенса-цией: возможная норма прибыли от внедрения инновацион-ных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуще-ствлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и веро-ятность успеха инновационного предпринимательства возра-стает. При этом прибыль от реализации успешных инноваци-онных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.
В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производ-ство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и тех-нологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленче-ских инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
В целом риск, возникающий в инновационном предпри-нимательстве, включает в себя следующие основные виды ри-сков:
§ риски ошибочного выбора инновационного проекта;
§ риски необеспечения инновационного проекта достаточ-ным уровнем финансирования;
§ маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
§ маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
§ риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак-тов);
§ риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
§ риски усиления конкуренции;
§ риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес-печения;
§ риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.
Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо-ра инновационного проекта является необоснованное опре-деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при-оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.
Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибоч-ная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.
Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:
1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуа-ций, когда инновационный проект требует больших финан-совых средств, а предприятие не смогло их получить.
2. При выборе источника финансирования инновационно-го проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование про-екта, второй - опора делается на внешние источники финан-сирования, третий представляет собой комбинацию вышеназ-ванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:
§ утечка конфиденциальной информации либо по вине со-трудников фирмы, либо в результате промышленного шпио-нажа;
§ несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о кон-курентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
§ замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;
§ недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании методов недо-бросовестной конкуренции;
§ появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;
§ выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой дей-ствует данная фирма;
§ появление местных новых фирм-конкурентов;
§ экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех-нологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установ-ленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.
Риск опротестования патентов, защищающих принципи-альные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, -- это вероятность потерь в случае объявления недействительны-ми патентных прав, на основе которых предприятие уже осу-ществляет инновационный проект и рассчитывает на по-лучение монопольной прибыли.
Следующая группа рисков, возникающих в процессе ин-новационной деятельности, -- это маркетинговые риски, свя-занные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую оче-редь обусловлены техническим и особенностями инновацион-ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные ком-плектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприя-тием встает проблема поиска поставщиков, способных разра-ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за со-бой дополнительные затраты, а также появление рисков, свя-занных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприя-тия при разработке инновационного проекта могут значитель-но увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значи-тельно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству пре-доставляемых услуг и т. п.
Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион-ного проекта включают следующие:
§ риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых то-варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реали-зации новых изделий;
§ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, воз-никающий в следующих ситуациях:
- когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;
- когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;
- если выбран сегмент рынка, в кото-ром потребность в новшестве оценена неверно;
- если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб-ность в новшестве ограничена, и т. п.;
§ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и сис-темы продвижения новшества к потребителю.
Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кре-дитные, инвестиционные и др.):
1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии
5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий
7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)
8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников
9. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска.
Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:
описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;
преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения;
определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.
Как было отмечено выше, риск инновационной деятельности тем больше, чем более локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.
Инновационный риск возникает также при следующих ситуациях:
§ при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска - возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
§ при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
§ при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товаров.
Таким образом, в общем виде риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Следовательно, рассмотренные риски в конечном счете сводятся к риску возможных потерь, т.е. являются коммерческими.
П.Дракер сформулировал «правила эф-фективных исследований», для инновационных фирм в целях снижения рисков и повы-шения эффективности инновационной деятельности Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей пред-приятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 1992.
:
§ Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают ус-таревать в тот день, когда они впервые достигают самоокупае-мости.
§ Тот факт, что именно вы признаете свое изделие, про-цесс или услугу устаревшими, -- единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту.
§ Лучше забыть уместное в XIX веке различие между «фундаментальными» и «прикладными» исследованиями. Оно все еще может сохраняться в чистой науке, но в промышленности это бессмысленно.
§ В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика и др. -- это не «дисциплины», а ору-дия. Эффективное исследование требует, чтобы руководитель инновационного проекта знал, как, когда и какого специали-ста необходимо привлечь для реализации проекта.
§ Исследование -- это не одно усилие, а три: усовершенст-вование, управляемая эволюция и нововведение. Они допол-няют друг друга, но в тоже время и значительно отличаются друг от друга. Усовершенствование направлено на то, чтобы сделать и без того успешное еще лучше, это никогда не пре-кращающаяся деятельность. Девиз управляемой эволюции: «каждое успешное новое изделие -- это ступень к следующему изделию».
3. Методы управления рисками в инновационной деятельности
Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск - две взаимосвязанных категории.
Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом. Если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточен, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль. Однако, на практике диверсификация может не только уменьшать, но и увеличивать риск инновационной деятельности в случае, если предприниматель вкладывает средств в инновационный проект, который направлен в ту область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены.
Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов - следующий метод снижения риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационной организации, она может предать эти риски другой организации. Передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери) в случае, если:
§ потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть незначительны для стороны, риск на себя принимающей;
§ трансфери может находиться в лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.
Передача риска инновационной деятельности, как правило, производится путем заключения следующих типов контрактов:
§ строительные контракты (все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная организация)
§ аренда машин и оборудования (лизинг)
§ контракты на хранение и перевозку грузов
§ контракты продажи, обслуживания, снабжения (соглашение о снабжении организации материалами, сырьем, необходимыми для реализации инновационного проекта, на условиях поддержания неснижаемого остатка на складе; аренда оборудования, используемого для осуществления проекта, с гарантией его технического обслуживания и технического ремонта; гарантия поддержания производительности определенных технических характеристик используемого оборудования; договора на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности);
§ договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования - передача организацией кредитного риска позволяет получить гарантию на получение всех платежей, уменьшая таким образом кредитный риск организации);
§ биржевые сделки, снижающие риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок (приобретение опционов и фьючерсов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта, цена на которые в будущем может увеличиться).
Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование. Страхование - система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) - путем выплаты страхового возмещения.
Страхуемый вид риска характерен для таких чрезвычайных ситуаций, когда существует статистическая закономерность их возникновения, т.е. определена вероятность убытка. С помощью страхования инновационная организация может минимизировать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Вместе с тем страхованию, как правило, не подлежат риски, связанные с недобросовестностью партнеров. Данный метод минимизации риска имеет ряд ограничений:
§ высокий размер страхового взноса, устанавливаемый организацией при заключении договора страхования
§ некоторые риски не принимаются к страхованию (если вероятность наступления рискового события очень велика, страховые организации либо не берутся страховать данный вид риска, либо вводят непомерно высокие платежи).
В некоторых случаях наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снизить уровень риска в инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как:
§ анализ и оценка инновационного проекта;
§ проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту;
§ планирование и прогнозирование инновационной деятельности;
§ подбор персонала, участвующего в осуществлении инновационной деятельности и т.д.
Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны в организации.
Выбор конкретного пути минимизации риска в инновационной деятельности зависит от опыта руководителя и возможностей инновационной организации. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, используется не один, а совокупность методов минимизации рисков на всех стадиях осуществления проекта.
Методы управления рисками |
||
Группа методов компенсации рисков |
стратегическое планирование деятельности организации активный маркетинг прогнозирование внешней среды мониторинг социально-экономической и правовой среды создание системы резервов |
|
Группа методов распределения рисков |
диверсификация видов деятельности диверсификация сбыта и поставок диверсификация кредиторской задолженности диверсификация инвестиций распределение ответственности между участниками распределение рисков во времени |
|
Группа методов локализации рисков |
создание организаций, использующих венчурное финансирование создание специальных подразделений для выполнения рисковых проектов |
|
Группа методов ухода от рисков |
отказ от ненадежных партнеров отказ от рискованных проектов страхование различных видов рисков поиск гарантов |
|
Всего случаев (ед / %) |
В том числе по областям риска |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
100 ед / 100% |
0 / 0% |
5 / 5% |
15 / 15% |
25 / 25% |
55 / 55% |
|
Итого |
100 / 100% |
|||||
|
Проект А |
Проект Б |
|
Ц проекта |
200 |
700 |
|
Ц минимальная |
190 |
500 |
|
? |
10 |
200 |
|
В работе были даны определения основным понятиям и терминам, таким как «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент» и т.п., которые близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Основная часть работы посвящена рассмотрению рисков в инновационной деятельности. Автор попытался классифицировать и охарактеризовать факторы рисков и критерии их оценки, а также методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности и пути их минимизации.
Ограниченный объем работы не позволил более подробно рассмотреть особенности, методы анализа и оценки коммерческих рисков инновационных проектов.
Сделан вывод, что риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь, которые могут возникнуть инновациях, и, следовательно, в конечном счете являются коммерческими.
7. Инновационный менеджмент // Под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1999.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: - Ростинтер, 1996.
9. Кристенсен К.М., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе: Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. - М.: Альпина, 2004.
10. Николаева И.П. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. - М.: ЮНИТИ, 2003.
11. Остапюк С.Ф. Инновации и экономический рост / Под ред. проф. К.И.Микульского. - М.: Наука, 2003.
12. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4.
13. Ривкин С., Сейтель Ф. Мудрая идея: От замысла к успешным инновациям: Трансформация ваших идей в успешные инновации. - СПб.: Питер, 2002.
14. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов // Консультант директора. - 1996. - № 23.
15. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве. // РИСК. - 1998. - № 5-6.
16. Советова О.С. Инновации. Трудности и возможности адаптации. - СПб.: Издательство СпбГУ, 2004.
17. Уткин Э.А. Управление компанией. - М.: ЭКМОС, 1997.
18. Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: Акалис, 1996.
19. Уткин Э.А., Фролов Д.А. Управление рисками предприятия. - М.: Теис, 2003.
20. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
21. Финансирование и кредитование инновационной деятельности / Под ред. С.В.Валадайцева. - С-Пб.: Издательствуво СПбУ, 1993.
22. Чернов В. А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И.Баканова. - М.: Финансы и статистика, 1998.
23. Чернов В.А. Стратегический анализ инвестиций // Аудит и финансовый анализ. - 2002. - № 4.
24. Чернов В. А. Управленческий учёт и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. - М.: Финансы и статистика. - 2001.
25. Чурсин А. Инновации и рынок. - М.: Машиностроение, 2004.
26. Шамхалов Ф.И. Проблемы развития национальной экономики: Финансы, инновации, управление: Сборник научных трудов. - М.: Экономика, 2004.
27. Шленов Ю.В. Управление инновациями: В 3 книгах. Книга. 2: Управление финансами в инновационных процессах. - М.: Высшая школа, 2003.
28. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование пред-принимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). -- М.: Прогресс, 1982.
29. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации ХХI века. - М.: Экономика, 2004.
30. Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: ИНФРА-М, 2002.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Построение диаграмм в Excel |
Контрольная работа | Графические редакторы |
Контрольная работа | Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста |
Контрольная работа | Игрушка |
Контрольная работа | Примеры решения задач по логике |