2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Подсистемы мирового хозяйства
Далеко не все страны в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развитости и социально-экономической организации производства в сложной структуре мирового хозяйства довольно четко просматриваются центр и периферия.
Центр составляет сравнительно небольшая группа индустриально развитых стран (24 государства), на долю которых приходятся почти 55% мирового ВВП и 71% - мирового экспорта. Эти страны имеют высокоэффективную и хорошо организованную экономику, развиваются по типу "социального рыночного хозяйства". Их экономический механизм, имеющий высокую эластичность, позволяет гибко адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре. Они быстро внедряют достижения научно-технической мысли.
В периферию входят главным образом развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт:
многоукладный характер экономики с преобладанием внерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства;
низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства;
сырьевая специализация.
В целом эти страны занимают зависимое положение в мировом хозяйстве.
Центр и периферия - два полюса единого мирового хозяйства. Они не обособлены, а, наоборот, тесно взаимосвязаны. Однако экономическое сотрудничество между ними имеет достаточно противоречивый характер, поскольку они нацелены на решение разных задач.
Добившись высокого уровня жизни, развитые страны создают качественно иную структуру производства и потребления, которая все более связывается с индустрией досуга и услуг, в то время как во многих развивающихся странах не хватает даже продовольствия. В целом между центром и периферией мирового хозяйства разница в условиях жизни становится все более ощутимой.
Конечно, иерархическая структура мирового хозяйства не означает раз и навсегда данного распределения мест. Идет процесс постепенного проникновения отдельных стран периферии в центр. Среди них заметно выделяются так называемые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.) и некоторые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), стоящие на пороге вступления в группу индустриально развитых стран.
Углубление взаимозависимости стран центра и периферии при всей противоречивости этого процесса будет все более способствовать интеграции национальных экономик в мировое хозяйство.
В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Однако принятая в 1980 г. классификация требует более дифференцированного подхода. Основные различия между "развитыми" и "менее развитыми" странами в значительной мере проявляются в доходах на душу населения. Уровень дохода на душу населения - показатель степени индустриального и социально-экономического развития страны.
Самые бедные страны, которые и сейчас еще называют неразвитыми, характеризуются весьма низкой степенью индустриализации, ограниченной механизацией сельскохозяйственного производства, низкой капиталовооруженностью и низкими доходами на душу населения. В этих странах проживает 27% населения мира, на их долю приходится 6% мирового дохода. Большая часть населения живет на грани истощения: душевой доход составляет в целом 6-7% от показателя в США. Самые бедные страны расположены в Африке - Сомали, Эфиопия, Гана и др.
Группа собственно развивающихся стран - это бедные, но накапливающие капитал и развивающие свою промышленность и рыночные структуры государства. Они имеют довольно большое городское население и стабильный, хотя и невысокий, рост доходов на душу населения. Их душевой доход варьирует в пределах 10-30% от уровня США. Страны этой группы расположены на всех континентах и включают часть стран Среднего Востока, Индию, Египет, Мексику. Они составляют 17% населения Земли, на которые приходится 11% мирового дохода.
Группа новых индустриальных стран характеризуется быстро развивающейся промышленностью и динамичностью дохода на душу населения, который достигает 50% от уровня США. Примером таких стран могут служить Тринидад, Израиль, Южная Корея. Вместе взятые, они составляют 3% жителей Земли и получают 3% мирового дохода.
Развитые страны имеют высокотехнологичную и глубоко специализированную промышленность, которая позволяет получать высокие доходы на душу населения. Сюда входят США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Доходы на душу населения в этих странах (кроме Швейцарии) несколько ниже, чем в США. В развитых странах проживает 17% мирового населения, на них приходится 49% мирового дохода.
Около 33% населения мира до недавнего времени проживали в социалистических странах и получали приблизительно 28% мирового дохода. Глубокие реформы на пути к рыночной экономике проводятся здесь с начала 1990-х годов. По доходу на душу населения страны с переходной экономикой значительно разнятся между собой.
В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости отдельно рассматривается Россия. Глобальные экономические показатели, отражающие ее место в мировом хозяйстве, составляют 2,9% мирового ВНП и 1% мировой торговли. В недавнем прошлом Гонконг, занимая территорию менее одной миллионной части России, превосходил ее по объемам внешних операций. Как заметил один западный экономист, "если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит" [2] с.362. Безусловно, он преувеличивал, но его утверждение в достаточной мере отражает положение России в мировом хозяйстве конца 80-х - начала 90-х годов в. Однако к 2004 г. положение стало улучшаться в области производства, инвестиций, особенно во внешней торговле.
Вывод: Итак, мировое хозяйство есть система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово - производственными, финансовыми и научно техническими связями. Это глобальное геоэкономическое пространство, где в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический. Мировое хозяйство - целостная, но вместе с тем и противоречивая система национальных хозяйств.
2. Развитые страны с рыночной экономикой
Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании.29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а 7 государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют Большой семеркой Севера. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.
Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Он рассчитывается согласно методике ООН на основе паритета покупательной способности национальных валют (ППС) и в неизменных ценах.
Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мирового общественного производства. При численности населения в 853 млн. человек (14,2% от общей численности жителей Земли) в 2000г. они произвели ВВП стоимостью 24 775 млрд. долл. (51,0% мирового объема). К тому же они расширяют свой контроль над экономикой остальных государств через внешнюю торговлю, систему зарубежных инвестиций, сеть ТНК, монополизацию научно-технических достижений и т.д.
Усиление господства корпораций, участившиеся кризисы перепроизводства, особенно Великая депрессия 1929-1933 гг., потребовали усиления государственного регулирования экономики, так как рыночный механизм саморегулирования перестал справляться с такими проявлениями нестабильности экономики, как инфляция, безработица, спады производства.
Заметное повышение роли государства в экономике развитых стран произошло после Второй мировой войны, в результате чего в большинстве из них сложилась так называемая "смешанная" экономика, в которой при господствующей роли частного бизнеса значительное место принадлежит государственному сектору.
В зависимости от соотношения государственного сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей "смешанной" экономики в развитых странах:
1. либеральная (американская) модель, для которой характерны приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентный механизм в сфере производства, сбыта, инвестирования, использования рабочей силы, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику на макро - и микроуровне через законодательство, налоговую и денежно-кредитную политику в целях развития конкуренции и ограничения власти монополий, смягчения провалов рынка, зашиты интересов отдельных социальных групп населения и т.п. Эта модель характерна для США, Канады, приближаются к ней в определенной степени экономические системы Великобритании, Ирландии, Бельгии, Италии, Франции;
2. социально-рыночная (германская) модель, представляющая собой социальное рыночное хозяйство, в котором конкурентный рыночный механизм дополняется созданием особой социальной инфраструктуры. Она предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме (малообеспеченные семьи, безработные, молодежь, мелкие и средние фирмы). Государство берет на себя широкие обязательства в обеспечении благосостояния тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую экономическую активность;
3. шведская модель, распространенная в Швеции, других скандинавских странах, Австралии. Для нее характерен высокий уровень социальных гарантий, основанный на широком перераспределении доходов и поиске социального консенсуса. Дополнением этой характеристики служат сильные профсоюзы и многообразные "свободные ассоциации", способствующие координации общественных и частных интересов, а также развитие идеологии социального партнерства, закрепленной в соглашениях предпринимателей и профсоюзов, которая реализуется посредством переговоров участников политического процесса. Эта модель еще называется корпоративистской, так как экономические решения осуществляются путем добровольной и постоянной координации конфликтных целей различных групп при активном участии государства.
Разновидностью шведской модели может служить японская модель. Она представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой возможности частного накопления капитала сочетаются с активной ролью государства в области программирования экономического развития, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики при невысокой доле государства в предпринимательском секторе. Особое внимание уделяет государство повышению квалификации рабочей силы путем ее непрерывной профессиональной подготовки. Для японской модели характерно также сочетание самых передовых форм организации производства и труда с национальными традициями. Поэтому японскую модель экономического развития называют еще иерархическим корпоративизмом.
Развитая рыночная экономика на протяжении последних столетий продемонстрировала свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность осваивать достижения НТП, быстро реагировать на изменения потребительского спроса и полностью удовлетворять его.
Формирование "новой экономики" в развитых странах - одна из наиболее ярких мировых тенденций конца XX - начала XXI вв. Общим основанием для этого стали глобальные рыночные отношения. Однако наиболее существенную черту такого экономического феномена выражают информационные технологии.
Благодаря революционным изменениям в сфере распространения и применения информации не только резко возросло значение информационного фактора, но и появились совершенно новые экономические тенденции, еще более усилилась взаимосвязь всех происходящих в мировом хозяйстве процессов, а также объективно расширилась база для активного участия государственных институтов в облегчении эффективного функционирования рыночного механизма путем поддержания и развития адекватной времени информационной инфраструктуры.
Вывод: Развитые страны представляют собой эффективные, в большей или меньшей степени регулируемые рыночные хозяйства, способные быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, экспортировать высокотехнологичную продукцию. Основным источником стабильного экономического роста в развитых странах в последнем десятилетии безусловно является интеллектуальный капитал современного работника. В связи с этим важным условием конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве становится ее научно-технический потенциал. Развитые страны, достигнув стабильно высокого уровня благосостояния, формируют качественно новую структуру потребления, где важнейшее место занимают сфера услуг и индустрия досуга.
3. Развивающиеся страны
Развивающиеся страны по численности составляют самую большую группу - примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. В 50-60 годы XX столетия за период 1943-1963 гг. политическую независимость получила 51 страна с населением 988,3 млн. человек, проживающих на территории площадью в 30,2 млн. кв.км.
Бывшие колонии оставили в наследство молодым национальным государствам отсталую экономику, зависимость от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления.
При всем многообразии стран, относящихся к группе развивающихся, им присущи общие черты, позволяющие рассматривать их как устойчивую общность:
многоукладный характер экономики - разнообразные формы хозяйствования: от патриархально-общинной и мелкотоварной до государственной, кооперативной и монополистической.
Уклады обладают своей системой ценностей и характеризуются специфическим образом жизни населения;
относительно низкий уровень развития производительных сил, техническая отсталость промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры выражается в качественной неоднородности общества. Отсталость развивающихся стран имеет общеисторический и современный аспекты, дополняемые диспропорциональностью всего воспроизводственного процесса;
зависимое положение в системе мирового хозяйства, проявляющееся во внешнеэкономических связях. Отсталая структура экономики, низкий уровень производительных сил, аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии Юг-Север. Зависимость проявляется в отношениях доминирования и подчинения, которые реализуются экономически. Экономика большинства развивающихся стран носит периферийный характер, отличаясь от развитых не только степенью развития, но и моделями производства и распределения материальных благ. В развивающихся странах рыночные отношения строятся на моделях "догоняющего развития" или "имитационной", на основе привлечения иностранного капитала, технологий и предпринимательской инициативы;
социальная структура общества. В ряде развивающихся стран не сформировалось гражданское общество. Общинный тип доминирует в общественных отношениях.
Таким образом, общими чертами развивающихся стран, определяющими их зависимое положение, являются:
бедность;
перенаселение;
большой разрыв в уровнях развития с развитыми странами;
высокий уровень безработицы;
рост финансовой задолженности.
В зависимости от уровня доходов на душу населения развивающиеся страны подразделяются на три категории:
1) страны с высокими доходами на душу населения (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур, Таиланд, Малайзия и
др.);
страны со средними доходами на душу населения (Ливия, Тунис, Уругвай, Парагвай и др.), для которых характерна переориентация сырьевой и аграрной, специализации на диверсифицированный промышленный комплекс. Данная группа стран составляет промежуточную зону, что сохраняет целостность мировой хозяйственной системы;
страны с низкими доходами на душу населения (бедные страны). В эту группу входят большинство стран Тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки. На территории этих стран проживает 2,5% населения мира, они производят 1% мирового ВВП. Для них внешний фактор развития играет основную роль. Попытки бедных стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами не привели к улучшению их положения в мировом хозяйстве.
Среди комплекса серьезных проблем, которые нужно было решить на пути к национальной независимости, на первый план выдвинулись проблемы экономические.
В своей экономической политике освободившиеся страны стали исходить из национальных интересов, в большинстве случаев не совпадающих с интересами иностранных монополий и бывших метрополий. В 1960-е-70-е годы в большинстве этих стран проводились национализации предприятий иностранных монополий установление национального контроля над природными ресурсами. По данным ООН, было национализировано свыше 1,5 тыс. филиалов иностранных корпораций. Во многих странах были национализированы иностранные фирмы в банковской деятельности, в сфере страхования, торговли, введены ограничения и даже запреты функционирование филиалов ТНК в ряде отраслей. Предприняты меры по защите национальных ресурсов от расхищения иностранным капиталом, в частности их огосударствление.
Сформировавшийся в большинстве освободившихся стран государственный сектор экономики способствовал достижению значительных экономических результатов. Так, среднегодовые темпы прироста их ВВП в 1956-1980 гг. составили 5,54% против 4,06% в промышленно развитых странах.
На первой стадии индустриализации государство взяло на себя расходы по формированию современной инфраструктуры, улучшению качества образования, повышению общественного благосостояния и решению других социальных проблем.
В первую послевоенную четверть века аграрное и промышленное производства развивающихся стран испытали большой подъем.
Ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики бывших колоний и полуколоний способствовали усилению их роли в мировом хозяйстве. Если в 1950 г. население развивающихся стран (без Китая) насчитывало 1089 млн. человек (43,4% от населения Земли), а объем их ВВП равнялся 1220 млрд долл. (21,7% от мирового ВВП), то в 1997 г. население составило уже 3392 млн человек (57,6% населения Земли), а объем ВВП вырос до 11130 млрд долл. (32,3% от мирового ВВП) [5] с.56.
Индустриализация ассоциируется прежде всего с развитием обрабатывающей промышленности. В 1951 - 1998 гг. объем производства в обрабатывающей промышленности развивающихся стран вырос почти в 16 раз, в том числе в 1981 - 1998 гг. в 2,7 раза, тогда как в развитых рыночных экономиках - соответственно в 5,2 и в 1,5 раза. По общему объему промышленного производства развивающиеся страны в начале 1950-х годов уступали развитым более чем втрое, в 1999 г. этот разрыв был ликвидирован. По производству минерального сырья развивающиеся страны превзошли развитые еще в 1950-е годы, по выпуску изделий легкой промышленности - в начале 1990-х годов.
Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, большинство исследователей считают научно-техническую отсталость. Решение задач ускорения темпов экономического роста и повышения уровня экономического развития бывших колоний и полуколоний определяется прежде всего модернизацией производства на основе современной техники и технологии. В результате полного отсутствия в этих странах национальной научно-технической инфраструктуры и квалифицированных кадров сложились отношения их научно-технологической зависимости от стран - лидеров НТП. Такие отношения получили в экономической литературе название "информационно-технологический неоколониализм". По оценке известного голландского экономиста Я. Тинбергена, ни в одной области неравенство между развитыми и развивающимися странами не проявляется столь сильно, как в области научных исследований и уровне технологии [1] c.380.
Доступ к научно-техническим достижениям экономических лидеров мира обеспечивался только через импорт средств производства из промышленно развитых стран в обмен на вывоз промышленного и сельскохозяйственного сырья и продовольствия, что усиливало экономическую зависимость молодых национальных государств от бывших метрополий.
Освоение достижений НТП требовало создания многоотраслевых рыночных структур, интегрированных в мировое хозяйство, и прежде всего индустриализации во взаимодействии с обновлением других сфер общественной жизни.
Индустриализация развивающихся стран начиналась с промышленного импортозамещения, т.е. создавались отрасли обрабатывающей промышленности для вытеснения с местных рынков импортных изделий, оплачиваемых выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.
В 60-70-е годы в Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных союзов или "общих рынков" по типу Европейского сообщества. На деле такая стратегия обернулась консервацией слаборазвитости, технологической и культурной отсталости и дальнейшим углублением отставания от промышленно развитых стран.
Дело в том, что первая фаза индустриализации, направленной на импортозамещение, привела к созданию предприятий текстильной, швейной, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей, мебельной и других отраслей промышленности, производящих потребительские товары кратко - и среднесрочного пользования. Эти отрасли по технико-экономическим параметрам в основном соответствовали возможностям и потребностям слаборазвитых экономик. В них использовались относительно простые трудоинтенсивные технологии, практически не требующие сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов.
Промышленные мощности зачастую не только уступали оптимальным размерам, но и недоиспользовались, что обусловливало потери в экономии на масштабах, увеличение удельной капиталоемкости производства, низкую эффективность промышленности и неконкурентоспособность основной массы товаров. Снижающаяся капиталоотдача сдерживала накопление.
Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал непременным условием не только расширенного, но во многих странах и простого воспроизводства. Задолженность стран третьего мира в сумме достигла 1,7 трлн. долл. и сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение внешнего долга и уплату процентов по нему уходит примерно половина всех новых внешних финансовых поступлений в развивающиеся страны.
Таким образом, политика опоры на собственные силы, стратегия импортозамещения, жесткий протекционизм и значительная роль государства в экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд.
Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего со скудными природными ресурсами, к началу 70-х годов выбрали другую стратегию индустриализации, в основу которой легло продвижение местных изделий на мировой рынок. Первопроходцами экспортоориентированного промышленного развития стали Тайвань и Южная Корея, начавшие перестройку народного хозяйства с модернизации аграрного сектора экономики. К концу 70-х годов они добились высокой конкурентоспособности своей промышленной продукции и стали теснить промышленную продукцию развитых стран на их внутренних и мировом рынках. Эти страны назвали азиатскими, а затем новыми индустриальными странами (НИС).
Позднее к ним присоединились Малайзия, Таиланд, Индонезия, которые тоже успешно провели аграрные преобразования и начали развивать промышленное производство на экспорт.
Резкое повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное сырье в 1973-1974гг. способствовало быстрому обогащению стран - нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.
В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это прежде всего "новые индустриальные страны". К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.
Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны - Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Объем ВВП на душу населения в этой группе стран колеблется от 9,85 тыс. долл. в Чили до 1,5 тыс. долл. в Индии.
К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш,. Республика Конго (бывший Заир), Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. Общая численность населения НРС в 1996 г. составляла более 555 млн человек, из которых 78% - полуграмотные или совсем неграмотные сельские жители. Средневзвешенный по душевой доход в этих странах не превышает 950 долл., ожидаемая продолжительность жизни - 50,6 года, потребление электроэнергии на одного жителя - не более 74 квт/ч в год, доля сельского хозяйства в ВВП - 37%, промышленности - 19%.
Вывод: В 90-е годы XX в. развивающиеся страны показали высокие темпы экономического развития, несколько замедлившиеся после мирового финансового кризиса 1997 г.
Эта тенденция органически связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией.
Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала.
Трудности в реформировании экономики африканских стран напрямую связаны с низким уровнем кредитоспособности государств, ростом их внешней задолженности. Экономическое развитие этих стран осуществляется за счет увеличения производства и экспорта сельскохозяйственных и сырьевых товаров.
4. Страны с переходной экономикой
К этой группе следует отнести страны-экспортеры энергоносителей, прежде всего нефти, расположенные на Ближнем Востоке Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн, Оман.
По уровню ВВП на душу населения эти страны вплотную приблизились (а некоторые значительно превзошли) высокоразвитые страны.
Основные черты экономики этой группы стран: монотоварная структура экспорта; высокие темпы роста ВВП; значительное активное сальдо платежного баланса; высокий уровень душевого дохода; массированный экспорт капитала; высокая степень зависимости от внешних факторов развития.
Главным и единственным фактором стремительного взлета стран этой группы было резкое и неоднократное повышение цен на нефть на мировом рынке в 70-80-е годы.
Значительный приток нефтедолларов позволил развернуть крупномасштабные программы создания нефтеперерабатывающей и нефтетехнической промышленности, ориентированных на экспорт. Одновременно начался экономический бум в сопутствующих отраслях, в частности в строительстве и производстве стройматериалов. Значительную долю затрат на индустриализацию взяло на себя государство, предоставляя иностранным и особенно национальным частным фирмам льготные кредиты, субсидируя основную часть текущих издержек, прежде всего на электроэнергию, воду, сырье и топливо, а также прибегая к прямому субсидированию цен на выпускаемую продукцию, особенно на экспортную.
Государство в значительной степени формировало и финансировало фонд потребления населения путем прямого субсидирования цен на основные продукты питания, льготных государственных кредитов на жилищное строительство, затрат на развитие образования и здравоохранения.
Таким образом, процесс расширенного воспроизводства по натурально-вещественной форме обеспечивался импортом товаров, а по стоимости - государственными доходами от экспорта нефти.
Снижение цен на нефть в конце 90-х годов нанесло ущерб экономике нефтедобывающих стран. Возникла необходимость выработки программы дальнейшей диверсификации многоотраслевой структуры экономики капиталоизбыточных стран нефтеэкспортеров.
За последние 30 лет ряд стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки сделали гигантский рывок в экономическом развитии. С 1965 по 1999 г. уровень доходов населения в этих странах возрос почти в 100 раз. Среднегодовые темпы прироста экономики этих стран превышают 5-7%, что позволило выделить их в особую группу - группу новых индустриальных стран. К ним относятся Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Мексика, Бразилия, Индия и др. Страны данной группы проводили политику свободного доступа иностранного капитала, всемерного расширения частного предпринимательства и стимулирования рыночных отношений.
Среди стран НИС выделяются государства Юго-Восточной Азии. Эти страны перешли на экономическую модель "догоняющего развития", которая предполагает:
последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой и тяжелой промышленности, а затем - к наукоемким отраслям;
переход от трудоемкого к капиталоемкому производству, а затем - к высоким технологиям;
переход от политики импортозамещения к политике экспортной экспансии;
стимулирование рыночных отношений.
Экономический рост привносит новое качественное содержание в развитие региональных экономических связей. Модернизация инфраструктуры и перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет расширения так называемого среднего класса способствуют росту производства, стимулируют появление новых перспективных рынков. В странах НИС формируется собственный технологический и научно-технический потенциал.
Восточноазиатские страны продемонстрировали способность к внедрению новых технологий. Это обусловлено рядом факторов:
высокий образовательный уровень рабочей силы, что облегчает развитие не только новых технологий, но и обуславливает прогрессивный стиль мышления;
доминирующая роль конфуцианства в процессе формирования индустриальной цивилизации (формирование элиты общества, выделившейся благодаря своим способностям, самосовершенствованию, уважению существующего порядка);
активная позиция предпринимателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса;
высокая компетентность лидеров страны (премьер-министр Сингапура - Ли Куан Ю, премьер-министр Малайзии - Махатхире, президент Тайваня - Ли Тохки, лидер реформирования экономики Китая - Дэн Сяопин и др.) [2] c.377.
Юго-Восточная Азия как экономический регион, где сосредоточены основные НИС, формируется спонтанно благодаря таким составляющим, как их географическая близость, исторические связи, культурное и религиозное родство, общность языка и экономических ресурсов. Страны НИС идут по пути создания постиндустриального общества на основе инновационной модели развития.
Вывод: Наиболее развитыми нефтеэкспортирующими странами являются страны Персидского залива. Уровень инвестиций в этом регионе полностью зависит от мирового спроса на нефть. Традиционным для этого региона является создание совместных предприятий, что позволяет правительствам этих стран сохранять контроль над жизненно важными отраслями промышленности и социальной инфраструктурой.
Новые индустриальные страны обладают только им присущими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность, ориентированная на экспорт. В экономическом развитии НИС наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике: идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал.
НИС удалось показать пример стремительного экономического возвышения над основной массой развивающихся государств. Темпы экономического роста большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике.
5. Место России в мировом хозяйстве
Среди основных проблем, волнующих сегодня мир, - проблемы о месте России в экономической системе, о ходе происходящих реформ и об изменениях в связи с этим соотношений сил на мировом рынке и пропорций хозяйственных связей.
Россия всегда занимала одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно - техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей.
Советский Союз до начала 1990-х гг., будучи великодержавным государством, обеспечивал паритет в мировых экономических и политических процессах, активно участвовал в деятельности ООН, выступая проводником интересов развивающихся стран, составлял основу социалистической системы хозяйствования, являясь центром интеграционных процессов в рамках СЭВ. Изменения, которые произошли после его распада в 1991 г., не могли не сказаться, с одной стороны, на общей ситуации в мировой экономике, а с другой - на положении России как правопреемницы СССР в международных экономических отношениях. Глубокий системный кризис в начале 1990-х гг. резко осложнил процессы реформирования экономики страны и негативно отразился на макроэкономических показателях развития России, ослабив ее позиции на международной арене.
Главным направлением экономической политики государства в начале 1990-х гг. являлся переход от командно-административной системы ведения экономики к рыночной.
Начиная с 1990 г. в стране наблюдались устойчивый спад промышленного производства и ухудшение его отраслевой структуры. За десять лет кризиса произошло падение объемов ВВП в 4 раза. Особенно резкий спад производства наблюдался в отраслях легкой, пищевой промышленности, машиностроении и электронике. Более десяти лет страна жила в условиях "инвестиционных каникул" в значительной мере за счет "проедания" ресурсов и производственных мощностей, "потери запасов прочности", созданных в дореформенный период времени.
В конце 90-х гг. назрела необходимость создания новых инструментов углубления рыночных преобразований, выработки стратегических направлений развития в соответствии с национальными интересами. Это потребовало усиления государственных рычагов управления, так как либерализация без установления хозяйственного порядка неизбежно превращается в хозяйственную анархию, характеризующуюся экономической преступностью, коррупцией, недобросовестной конкуренцией.
Корректировка курса правительства в реформировании экономики совпала с благоприятной для России ситуацией на внешних рынках (повышение цен на энергоносители), что обусловило положительную динамику макроэкономических показателей начиная с 2000 г. (табл.1).
Таблица 1. Темпы экономического роста России (% к предыдущему году)
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
ВВП |
110,4 |
105,0 |
104,3 |
107,0 |
107,2 |
|
Промышленное производство |
112,0 |
105,0 |
104,0 |
110,2 |
107,1 |
|
Продукция сельского хозяйства |
107,7 |
107,5 |
101,5 |
107,4 |
101,0 |
|
Индекс потребительских цен |
123 |
119 |
115 |
112 |
111,7 |
|
Численность населения |
99,5 |
99,4 |
99,4 |
99,5 |
99,6 |
|
Численность безработных |
77 |
90 |
98 |
105,4 |
95,8 |
|
Ввод в действие общей площади жилых домов жилых домов |
94,6 |
104,6 |
106,7 |
107,4 |
112,6 |
|
Грузооборот транспорта общего пользования |
105,0 |
103,0 |
106,0 |
107,4 |
106,5 |
|
Основные фонды в экономике |
100,4 |
100,6 |
100,7 |
101,2 |
101,3 |
|
Реальные денежные доходы населения |
105,9 |
108,7 |
111,1 |
115,0 |
108,4 |
|
Источник: Вопросы статистики. - 2004. - № 4. - С.95-99; 2005. - №9. -С 78-89.
2003-2005 гг. характеризовались устойчивыми темпами экономического роста. В целом за пять лет (2000-2004 гг.) прирост ВВП в России составил 36,6%, против 8,3% в 1996-2000 гг. Экономический рост в 2004 г. был равномерным в большинстве секторов экономики субъектов Российской Федерации. Впервые темпы роста продукции и услуг базовых отраслей экономики, за исключением сельского хозяйства, превысили общие темпы экономического роста. В ряде отраслей промышленности объемы производства сократились. Это свидетельствует о сохраняющейся экспортно-сырьевой модели развития экономики.
В 2003 г. проявилась тенденция опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. При увеличении реальной заработной платы на 10,4% производительность труда в промышленности повысилась на 11,6%. Прирост производительности отмечался не только в экспортно-ориентированных, но и высокотехнологичных отраслях промышленности (в машиностроении производительность труда выросла на 13,5%). Сохранение данной тенденции может быть обеспечено за счет дальнейшего развития человеческого капитала. Для этого государство должно больше уделять внимания социальной политике, особенно охране материнства и детства, развитию здравоохранения и образования.
В 2003 г. был зафиксирован рекордный рост инвестиций в основной капитал (113,7%), в 2004 г. темпы роста составили 109,7%. При этом опережающие темпы роста инвестиций наблюдались в сырьевых отраслях, энергетике и машиностроении (38% - в газовую промышленность, 35% - в деревообрабатывающую промышленность, 30% - в энергетику, 21,1% - в машиностроение, 14,4% - в нефтедобычу) [3] c.412.
В 2004 г. Правительство России взяло курс на создание модели инновационного роста экономики, что предполагает решение следующих задач:
повышение уровня и качества жизни основной массы населения. Рост благосостояния необходим как фактор экономического оживления: без создания эффективного платежеспособного спроса невозможно обеспечить инновационный прорыв. Необходимо создать благоприятную социальную среду для мотивации труда и предпринимательской деятельности. Планируется сформировать в России средний класс, который должен составить 40% населения, и снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10-15%, что предполагает увеличение уровня потребления по сравнению с настоящим в 1,8 раза;
активизация инвестиций для качественной модернизации производственно-технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для увеличения объема производственных инвестиций в 2,4 раза необходимо расширить внутренние финансовые источники инвестиций, перейти к режиму интенсивного обновления производственного аппарата, обеспечить структурный маневр инвестиций в пользу обрабатывающей промышленности, развить собственную базу инвестиционных ресурсов;
обеспечение военной безопасности страны за счет увеличения расходов на оборону;
поддержание и развитие социальной инфраструктуры;
развитие инновационного потенциала за счет стимулирования спроса на инновации. Расходы на науку должны быть увеличены в 3 раза;
обеспечение внешней платежеспособности страны за счет сохранения активного сальдо торгового баланса.
Развитие экономики России в перспективе следует рассматривать как диверсифицированное, ориентированное на многообразные эффективные формы производства, полное вовлечение в оборот резервов экономического роста.
Таким образом, продуманная экономическая политика и выбор правильных структурных приоритетов позволят России включиться в современные процессы мировой экономики как равноправному партнеру.
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику.
Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 36 % ВВП страны, импорт - 20%. Экспортируется 75% производимых минеральных удобрений, примерно половина добытой нефти, 30% нефтепродуктов, газа, круглого леса, целлюлозы. Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около 30% доходной части бюджета.
В доперестроечный период торговыми партнерами России являлись страны СЭВ. В настоящее время основная доля товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья (82%). Россия занимает пока скромное место в мировом товарообороте. Если на США приходится 12,2% мирового товарного экспорта, Германию - 9,7, Японию - 7,3, Францию - 5,5, Великобританию - 4,8, то на Россию - 1,2% (19-е место). Доля России в мировом товарном импорте составляет 0,5% (27-е место), США - 18%, Германии - 7,8, Франции - 5,3, Великобритании - 5,2, Японии - 4,7%. Показатели внешней торговли России с зарубежными странами отражены в табл.2.
Таблица 2. Внешняя торговля России с зарубежными странами (млрд. долл.)
экспорт |
74,5 |
75,6 |
105,1 |
101,8 |
107,6 |
133,1 |
183,4 |
|
импорт |
59,0 |
39,6 |
44,8 |
53,8 |
61,0 |
74,0 |
96,3 |
|
сальдо |
15,5 |
36,0 |
60,3 |
48,0 |
46,6 |
59,1 |
87,1 |
|
Товарооборот со странами дальнего зарубежья |
103,4 |
92,8 |
122,2 |
127,3 |
140,0 |
175,6 |
229,6 |
|
экспорт |
58,7 |
63,6 |
90,8 |
86,6 |
91,2 |
114,6 |
153,2 |
|
импорт |
44,7 |
29,2 |
31,4 |
40,7 |
48,8 |
61,0 |
76,4 |
|
сальдо |
14,0 |
34,4 |
59,4 |
45,9 |
42,4 |
53,6 |
76,8 |
|
Товарооборот со странами СНГ |
30,1 |
22,4 |
27,7 |
28,3 |
28,6 |
36,5 |
50,1 |
|
экспорт |
15,8 |
12,0 |
14,3 |
15,2 |
16,4 |
21,4 |
30,2 |
|
импорт |
14,3 |
10,4 |
13,4 |
13,1 |
12,2 |
15,1 |
19,9 |
|
сальдо |
1,5 |
1,6 |
0,9 |
2,1 |
4,2 |
6,3 |
10,3 |
|
Источник: Вопросы статистики. - 2004. - № 1. - С.51-55; 2005. - № 9. - С.84-89.
Объем экспорта России в 2004 г. превышал объем импорта в 1,9 раза, при этом рост на 36% обусловлен увеличением физических объемов и на 38,7% ростом цен. В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля топливно-энергетических товаров возросла до 60,3%, что на 3,8% выше уровня 2004 г. В экспорте России уменьшилась доля машин и транспортных средств с 6,8% в 2003 г. до 4,5% в 2004 г. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья основное место занимали машины, оборудование и транспортные средства (свыше 40%).
В целом перед Россией стоит задача совершенствования структуры экспортно-импортных операций. Присоединение России к ВТО позволит создать более благоприятные условия для интеграции ее в мировую экономику.
Вывод: Россия стремится принимать активное участие в мирохозяйственных связях, хотя ее доля в мировом валовом продукте, международной торговле, финансовых и инвестиционных процессах незначительна, но увеличивается с каждым годом.
Наиболее универсальным показателем оценки внутреннего экономического потенциала отдельных стран мира остается показатель ВВП. Он характеризует не только современный уровень развития экономики, но и особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, меру участия в мировых интеграционных процессах и т.д.
Структура ВВП России существенно отличается от структуры развитых стран. Рассмотрим динамику реального объема производимого ВВП в таблице 3.
Таблица 3. Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
105.5 |
103.0 |
101.1 |
103.6 |
103.1 |
|
Рыболовство, рыбоводство |
103.4 |
101.2 |
102.8 |
104.9 |
102.9 |
|
Добыча полезных ископаемых |
110.8 |
107.9 |
100.5 |
101.6 |
100.3 |
|
Обрабатывающие производства |
109.5 |
106.7 |
106.0 |
102.9 |
107.4 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
101.6 |
102.0 |
101.2 |
104.7 |
98.1 |
|
Строительство |
113.0 |
110.3 |
110.5 |
111.6 |
116.4 |
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
113.2 |
109.2 |
109.4 |
114.6 |
112.9 |
|
Гостиницы и рестораны |
101.3 |
105.9 |
109.7 |
107.8 |
112.1 |
|
Транспорт и связь |
107.2 |
110.9 |
106.2 |
109.6 |
107.7 |
|
Финансовая деятельность |
109.6 |
109.9 |
111.9 |
110.3 |
111.4 |
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
103.0 |
102.8 |
112.5 |
110.0 |
110.3 |
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
99.5 |
104.5 |
96.9 |
102.6 |
107.7 |
|
Образование |
100.9 |
100.4 |
100.4 |
100.8 |
101.0 |
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
96.1 |
101.1 |
101.7 |
101.7 |
102.8 |
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
100.0 |
112.4 |
102.4 |
108.7 |
110.2 |
|
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества |
107.5 |
114.1 |
106.9 |
111.2 |
112.7 |
|
Итого добавленная стоимость по видам экономической деятельности (в основных ценах) |
107.4 |
106.8 |
105.9 |
107.2 |
107.9 |
|
Чистые налоги на продукты |
105.9 |
110.0 |
109.4 |
108.4 |
109.5 |
|
Валовой внутренний продукт (в рыночных ценах) |
107.3 |
107.2 |
106.4 |
107.4 |
108.1 |
|
Источник: сайт www. gks. ru
Решающими факторами в усилении роли России в мировой экономике являются развитие внутреннего рынка и национального предпринимательства, повышение значимости государственного регулирования, продуманная демографическая политика и увеличение индустриально-технологического потенциала.
В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития экономики. В области внешнеэкономической политики России основным направлением является равноправная интеграция страны в мирохозяйственные связи на основе преимуществ международного разделения труда, что зависит от структурных сдвигов в экономике. Повышается роль внешнеторговой деятельности и иностранного инвестирования как фактора структурной перестройки экономики и формирования условий для начала устойчивого экономического роста.
Россия как центр интеграционных процессов может быть притягательной для других государств только будучи демократической, великой индустриальной и научно-технической державой. Перспективы сотрудничества определяются в первую очередь усилением экономической мощи России.
Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина; под ред. В.П. Воронина. - М.: Финансы и статистика, 2007.238с.
Гурова И.П. Мировая экономика: учебник / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007, - 394с.
Международные экономические отношения: Учеб. для вузов / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: Инфра - М, 2007. - 512с.
Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / под ред. И.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2006. - 510 с.
Повалихина Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений / Т.И. Повалихина. - Минск: Современная школа, 2007. - 256с.
Цыпин И.С. Мировая экономика: учеб. Для вузов / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2006. - 248 с.
Шимко П.Д. Международная экономика: учеб. Для вузов / П.Д. Шимко. - М.: Высшая школа, 2006. - 471с.
Статьи в журналах
Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С.23-28.
Мясникова Л.А. Смена парадигмы. Новый глобальный проект / Л.А. Мясникова // Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 6. - С.3-14.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Сущность и содержание бизнес–планирования в коммерческой деятельности предприятия |
Контрольная работа | Научно-исследовательская работа студентов |
Контрольная работа | Картографические проекции |
Контрольная работа | Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса |
Контрольная работа | Виды подделок документов и их распознание |