1. Эволюция «человеческого фактора» в экономической науке
Человеческий фактор - психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. К человеческому фактору относятся, например: настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективные отношения личности к окружающей деятельности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многое другое.
Психология призвана понять закономерности возникновения и развития этих явлений и найти эффективные средства управления ими.
Еще с 80-х гг. XX в. на 27-м съезде КПСС ставились задачи повышения роли человеческого фактора в экономике, а само открытие подменной роли человеческого фактора в производстве материальных и духовных благ принадлежит еще К.Марксу. Он очень высоко оценивал роль средств труда в развитии общества, а средства труда, по его мнению, в психологическом смысле представляют собой сплав вещества природы и физических и духовных сил человека, причем сплав, в котором ведущая роль принадлежит не веществу природы, а человеческому уму, воле, энергии.
Надо сказать, что до недавнего времени резервы человеческого фактора в экономике зачастую недооценивались. На словах, конечно, никто не отрицал их роли в повышении эффективности производства, но на практике - недооценивали назревших психологических проблем.
Человеческий фактор в экономике рассматривался как человек, являющийся активной производительной силой и активным субъектом отношений собственности, обмена, распределения и потребления.
Под резервами человеческого фактора в экономике понималась совокупная потенциальная способность всех людей воплотить в жизнь экономическую стратегию партии осуществить кардинальное ускорение научно-технического прогресса, провести серьезные структурные изменения в экономике, совершенствовать систему управления и методы хозяйствования.
На современном этапе развития экономики человеческому фактору придается все больше и больше значение. Изучается влияние периодических изменений работоспособности на производительность труда, которые в свою очередь зависят от настроения человека, его умственных способностей.
Широко практикуется участие психологов в процессе формирования профессионального мастерства работников, в определении уровня их квалификации - от чего в конечном итоге зависит опять же производительность труда.
Работоспособность и профессиональное мастерство, как бы ни было велико их значение для характеристики резервов человеческого фактора, все же не исчерпывают их сущности. В самом деле, работоспособность описывает энергетическую сторону резервов человеческого фактора, а мастерство - исполнительское искусство. Человеческий фактор располагает еще одним специфическим резервом, благодаря которому зарождаются новые научно-технические идеи - это творческий потенциал работников.
Творческий потенциал имеет особо важное значение в современной экономике, когда во всех его областях применяются самые новейшие техники и технологии.
2. «Экономический», «социальный», и «психологический» человек
В XVIII-XIX вв. в рамках классической политэкономии под влиянием идеи выдающегося английского философа Джереми Бентана (1748 - 1832), считавшего пользу основанием человеческого поведения, и других мыслителей возникла модель «экономического человека». В дальнейшем эта модель вошла с некоторыми модификациями в неоклассическую теорию.
Основные характеристики модели экономического человека можно определить следующим образом:
Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.
Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго отличающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека является величина его дохода и цена отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.
Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям, другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.
Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим поступкам и исключительно по их последствиям, а не по исходному замыслу. В этом смысле экономический человек и по сей день остается утилитаристом. Благодаря предпосылке собственного интереса всякое взаимодействие между экономическими субъектами принимает форму обмена.
Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной, - ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов - и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации. Время, в течение которого необходимо принять решение, является, наряду с доходом, одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска - одним из ценовых ограничений.
Экономический человек - «это просто человек», независимо от пола, возраста, эмоционального склада. Он действует в абстрактной среде, представляющей собой совокупность экономических благ, и преследует цель максимизации индивидуальной полезности. Он рассматривается как изолированный субъект, экономическая деятельность которого протекает во взаимодействии с вещным миром, и вступает в экономические отношения с другими людьми только ради того, чтобы увеличить запас благ, которыми он располагает.
Модель экономического человека отличается крайней упрощенностью и абстрактностью и преднамеренно игнорирует индивидуальные, национальные, социальные и другие характеристики человека.
Сторонники этой модели считают ее вневременной, справедливой для любой исторической эпохи и любой страны, и рассматривают абстрактность модели как неизбежную плату за универсальность.
Модель экономического человека, при всей ее абстрактности, отражает очень важные мировоззренческие принципы, составляющие идейный фундамент современной цивилизации.
3. Макроэкономика, экономическая психология и экономическая политика
Макроэкономика - ее определяют как науку о совокупном (агрегированном) экономическом поведении людей, о ценностной экономической системе. Макроэкономика не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.
Создателями макроэкономического анализа считаются Дж.Кейнс, В.Ойкен, М.Фридман, Дж.Бьюкенен. В работах этих и дургих экономистов широко используется понятийный аппарат и терминология психологической науки: основной, психологический закон накопления, рациональный выбор, денежные иллюзии и т.д.
Исходным в исследовании Дж.Кейна и других создателей макроэкономики является теория предельной полезности, распространенная на агрегированные показатели, такие как предельная склонность к потреблению или накоплению. Она повышается по мере роста доходов, но более медленно, чем сам доход. Дж.Кейн назвал эту связь основным психологическим законом.
Макроэкономика тесно связана как с экономической психологией, так и с экономической политикой. Образуя научную базу политики, макроэкономика предлагает общезначимые пути, пригодные для преодоления инфляции и безработицы, стимулирования экономического роста, смягчение финансового кризиса.
Но, какие из этих решений выбрать, как их использовать в данной конкретной ситуации, на какие клавиши нажимать и от каких мер воздерживаться?
Эти вопросы трудно решить без углубленного изучения настоящего и прошлого страны, ее потенциала, ее стереотипов, без самого вдумчивого отношения к национальной экономической психологии.
Можно даже составить схему взаимосвязи макроэкономики, экономической психологии и экономической политики.
Рис.1. Взаимосвязь макроэкономики, экономической психологии и экономической политики.
Используя психологию в практической политике, следует учитывать такие человеческие качества, как привычное подчинение авторитету власти, воспитываемое с детства, реакцию подражания, внушаемость.
4. Микроэкономика и экономическая психология
Микроэкономика - это учение об индивидуальном экономическом поведении и ключевых компонентах рыночной экономики. Микроэкономика обращена внутрь таких исходных понятий, как издержки, цены, прибыль.
Она изучает отношения между предпринимателями (конкуренцию), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, являясь как бы справочником, руководством для бизнесмена.
Создатель микроэкономики А.Смит писал не только об экономике, но и о переживаниях и поведении людей. Его первым трудом стала «теория нравственности чувств» (1759 г.), где он дает анализ мотивов поведения человека, его добродетелей, пороков.
Другой, заслуживающей внимания с точки зрения экономической психологии, является микроэкономическая теория А.Маршала. Суть его теории такова: каждый, сколько ни будь достойный человек, посвящает свои лучшие качества хозяйственной деятельности. Занятие, с помощью которого человек зарабатывает себе на жизнь, занимает все его время, при этом самым устойчивым мотивом является желание заполучить материальное вознаграждение за работу. Полученная плата может расходоваться на самые разнообразные цели, - они могут быть возвышенными и эгоистическими, но побудительным мотивом всегда выступают деньги.
А. Маршал в своих суждениях о взаимосвязях психологии и экономики опирается на небезызвестную модель «экономического человека», хотя сам он всячески открещивается от такой модели и пытается показать, что он имеет в виду реального «живого человека» со всем богатством его внутреннего мира. «В хозяйственной деятельности, как и всюду», отмечает он «человек подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам».
В хозяйственной деятельности человек, руководствуясь эгоистическими мотивами, учитывает и эгоистические мотивы других людей; ему присущи тщеславие и беспечность, чувство наслаждения самим процессом хорошо выполненной работы.
В экономических воззрениях А.Маршала большое место занимает проблема потребностей. Многие исходные понятия и термины, с помощью которых он строит свою концепцию микроэкономики, непосредственно опираются на потребности человека. Цена товара, по его мнению, определяется состоянием потребностей: они насыщены - цены ниже, не насыщены - выше. На самом деле, как известно, цены должны отражать стоимость, которая в свою очередь представляет собой выражение количества общественно-необходимого труда.
В экономической теории А. Маршал большое значение придает спросу человека. Перечень цен, которые согласен платить человек и соответствующих им количеств товара образует шкалу спроса в понимании А. Маршала. На ее основе составляется кривая спроса. А. Маршал вводит понятия «эластичность потребностей» и «эластичность спроса».
Согласно закону насыщающихся потребностей с увеличением предложения товаров сокращаются желания индивидуума приобрести такой товар. Но желания при этом могут сокращаться быстро или медленно. Когда желания уменьшаются медленно, человек может некоторое время платить за товар прежнюю цену, хотя масса товаров уже увеличилась и, соответственно, если цена предложения незначительно снизилась, он идет на сравнительно большой рост покупок.
В целом, несмотря на многие заблуждения А.Маршала, многие его наблюдения и обобщения, а также психологические аргументы соответствуют конкретной стихии рыночного хозяйства.11 Китов А.И. Экономическая психология. - М.: Экономика, 1987.С.277.
5. Экономическая психология в системе психологических наук
Экономическая психология, «родителями» которой являются экономико-теоретическая и прикладная психология, включает в себя следующие взаимосвязанные аспекты изучения:
- побуждения или мотивы деятельности экономического человека;
- экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;
- бессознательное начало в психике индивида и масс, возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;
- экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.
Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий.
Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику. Экономическая психология превращается в интенсивно - развивающееся поисковое направление. Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, так и в изучении сфер, например, менеджмента и маркетинга.
Новое научное направление - экономическая психология, позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которые не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности. Задача экономической психологии состоит в применении психологических методик к оценке экономической реальности и в разработке систем психологического воздействия на экономический мир.
Существует естественные, хотя иногда и неприметные, связи между экономическим поведением субъекта (человека, фирмы, социальной группы, общества) и их психологическими установками. Например, фирма производит обувь. Экономист поможет сосчитать издержки, определить ориентировочную цену и рентабельность, выяснить ситуацию на рынке, а психолог поможет выяснить вкусы, модные направления, цвета и т.д.
Или, другой пример. Предприниматели стремятся расширить свои позиции на рынке, купить землю или ценные бумаги. Экономист может дать справочную информацию, подсказать наиболее удачные сделки. Но, один предприниматель имеет отличную реакцию, разговорчив и горяч, а другой - молчалив, сосредоточен, заторможен. Психолог поможет им найти наиболее приемлемые методы ведения дел.
Таким образом, психология помогает совершенствованию организации работы, достижению наивысшей производительности, осуществлению социальных задач.
Области научных интересов экономики и психологии достаточно близки: и та, и другая исследуют поведение субъектов. Но, экономиста интересуют различные действия, а психолога - индивидуальные реакции и переживания. Сочетание экономического и психологического подходов поднимает экономические исследования на новую ступень, придает им новое качество.
Экономическая психология соприкасается с такими отраслями психологической науки как: инженерная психология, изучающая «человека среди машин», психология труда, сосредоточенная на «человеке в труде», социальная психология, имеющая дело с «человеком среди людей». Но только экономическая психология исследует «человека в мире вещей».22 Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.24.
Итак, психологическую науку можно представить в виде схемы.
Несмотря на то, что проблематика экономической психологии была заявлена и разрабатывалась в нашей стране с начала 80-х гг. (прежде всего под руководством Б.Ф. Ломова, А.И. Китова), реформирование общественно-экономического уклада в 90-е гг. кардинально изменило цели, принципы, ориентации данного направления прикладной психологии. Современная экономическая психология в России соответствует зарубежной экономической психологии и ориентирована на такие проблемы, как психологическое изучение личности, предпринимателей; исследование психологии деловой активности, деловых способностей; психология потребительского поведения; психология в изучении рынка сбыта товаров; психология рекламы; варианты отношения к деньгам и способы их использования населением; психология отношения населения к налогам; психология исследования фондового рынка; отношение к риску и неопределенности со стороны инвесторов; психология в деятельности брокеров; формирование экономического мышления у молодежи.
Литература
1. Бункина М.К., Семенов В.Л. Экономика и психология на перекрестке наук: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998. - 400 с.
2. Игошин Н.В. Экономика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 607 с.
3. Китов А.И. Экономическая психология. - М.: Экономика, 1987. - 302 с.
4. Машков В.А. Психология экономики. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 188 с.
5. Попов В.Д. Психология и экономика. - М.: Сов. Россия, 1989. - 304 с.
6. Практическая психология для экономистов и менеджеров / Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 365 с.
7. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р.Корсини. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.
8. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 200 с.
9. Энциклопедический словарь. Психология труда, рекламы, управления / Под ред. Б.А.Душкова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 462 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | по Русскому языку и культуре речи |
Контрольная работа | Психология умственно отсталого ребенка |
Контрольная работа | Работа с текстом. Форматирование абзацев |
Контрольная работа | Особенности международной политики |
Контрольная работа | Решение уравнений, неравенств и их систем |