2
Контрольная работа на тему
Фирма как инструмент реализации
рыночной экономики
Содержание
Основной структурной единицей, субъектом бизнес деятельности является фирма. Фирма -- это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей.
Фирмы бывают разного размера -- один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников. в зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной -- более 500 человек.
Все фирмы имеют следующие характеристики:
Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Горизонтальное -- разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.
Вертикальное -- отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления:
низший -- менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей;
средний -- руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств;
высший -- администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.
Фирма -- это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Фирма -- основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в Украине имеет место значительное многообразие типов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и др.
В Украине фирмы создаются с правом юридического лица и с целью извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).
Первая стадия: |
Характеризуется активной экспансией, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков. |
|
Вторая стадия: |
Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план. |
|
Третья стадия: |
Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков. |
Всякая предпринимательская имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае, осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск -- реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с ”окружающей средой”; стратегический -- связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.
В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление ”к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества”.
В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Цели деятельности фирмы.
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
|
Общество в целом |
Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание власти Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов |
|
Местная община |
Благосостояние общины |
|
Держатели акций |
Рост доходов |
|
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
|
Потребители |
Стабильность доходов Справедливые цены Обеспечение выбора Удовлетворения потребностей |
|
Управляющие |
Рост доходов Профессиональный интерес |
|
Работники наемного труда |
Занятость Уровень оплаты Досуг Условия труда Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхование собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной; правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Цена |
Необходимое количество товара на месяц |
Предложенное количество товаров на месяц |
Задолженный спрос товаров на месяц |
|
0 2 7 9 12 15 17 20 |
512 452 412 352 312 252 192 132 |
0 180 240 300 330 390 430 490 |
512 272 172 52 -- -- -- -- |
Постройте кривую спроса и предложения. Определите величину цены равновесия. Какое количество товара отвечает этой цене равновесия? Постройте график задолженного спроса и определите, при какой цене существует нехватка предложения товаров в размере 180 ед. и существует ли она?
Решение.
Рисунок 1. График предложения (I), спроса (II)
и задолженного спроса (III).
Совокупный спрос показывает количество товаров, которые покупатели готовы приобретать при определенном уровне цен (остальные условия считаются постоянными).
Совокупное предложение показывает количество товаров, которое фирмы готовы производить и продавать в зависимости только от уровня цены товара.
Из рис. 1 мы определяем, что цена равновесия составляет 320 ед., а количество товара, отвечающее этой цене, -- 11 штук.
Задолженный спрос -- разница между необходимым количеством товара и предложением. Очевидно, что при цене равновесия (т.е. когда спрос равен предложению), он будет равен 0. Из графика находим, что задолженный спрос в 180 единиц товара существует при цене 6,7.
Фирма производит продукцию и реализует по цене 120 долларов за единицу. Постоянные затраті составляют 60 долларов, а переменные изменяются в зависимости от объема производства следующим образом:
Объем производства |
Переменные затраты |
|
1 2 3 4 5 6 |
60 90 180 200 260 300 |
Составьте таблицу затрат и постройте график предельных затрат, средних валовых затрат и средних переменных затрат.
Решение. Совокупные затраты -- это затраты, характеризующие совокупность постоянных и переменных затрат производства фирмой единицы продукции в краткосрочном периоде.
Средние переменные затраты -- отношение переменных затрат к единице выпуска продукции.
Средние валовые затраты -- отношение валовых (совокупных) затрат к единице продукции.
Предельные затраты -- прирост совокупных затрат фирмы, связанный с выпуском одной дополнительной единицы продукции. Предельные затраты показывают, на какую величину возрастают затраты фирмы из-за увеличения производства на единицу продукции.
Объем производства |
Переменные затраты |
Совокупные затраты |
Предельные затраты |
Средние валовые затраты |
Средние переменные затраты |
|
1 2 3 4 5 6 |
60 90 180 200 260 300 |
180 210 300 320 380 420 |
180 30 90 20 60 40 |
180 105 100 80 76 70 |
60 45 60 50 52 50 |
Рисунок 2. График предельных затрат (I), средних валовых затрат (II), средних переменных затрат (III).
Что же такое бизнес? Зачем люди занимаются бизнесом?
Очевидно, что бизнесом люди занимаются для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но вед люди могут удовлетворить свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:
а) ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;
б) ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
в) ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.
Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности окольным путем -- через оказание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально-значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так проявляется бизнес-деятельность.
Таким образом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порождена рыночной системой хозяйства, являясь одновременно ее основных звеном. Бизнес и рынок, рынок и фирма, неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Анализ рентабельности предприятия |
Контрольная работа | Финансовые риски |
Контрольная работа | Исследование трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой |
Контрольная работа | Право и мораль: единство, различия, взаимодействие и противоречия |
Контрольная работа | Административная ответственность несовершеннолетних |