Контрольная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Свободные экономические зоны в Украине



14

План

1. Свободные экономические зоны в Украине

2. Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного управления инвестиционной деятельностью

3. Тесты

Список использованной литературы

1. Свободные экономические зоны в Украине

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и прочие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.

С распространенностью СЭЗ наблюдается парадоксальная ситуация: много говорится о признаках зон, их особенности, способах ведения хозяйства, об их важности, необходимости для каждой страны, а четкого универсального понятия СЭЗ, которое бы отражало юридическую сущность данного явления, не сформулировано. Одни ученые пошли путем изучения конкретного типа зон, четкого выделения их особенностей. Другие, старались дать какое-то универсальное понятие СЭЗ, в которое бы вписывалась любая зона. Но все эти определения характеризуются или крайней детализацией, или чрезмерной обобщенностью, односторонностью, заангажированностыо.

Сначала СЭЗ считалась особая территория большого морского порта, выделенная из таможенной юрисдикции страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Основными факторами создания СЭЗ было наличие трудовых ресурсов, развитая транспортная инфраструктура и наличие международных коммуникаций. Это термин нашел свое отображение в Киотской конвенции об упрощении и нормали-нации таможенных процедур (1978 г.). В дальнейшем этот термин стал использоваться для обозначения других территорий, на которых устанавливался льготный режим осуществления хозяйственной деятельности. Больше того, свободными экономическими зонами стали называться даже отдельные предприятия, которым государством были предоставленные определенные преференции. Поэтому с исторической точки зрения верней говорить о специальных экономических зонах, как об обобщающем понятии, которое включает свободные экономические зоны, промышленно-производственные, зоны развития высоких новых технологий и др.

Чтобы четко определить юридическое понятие СЭЗ и присущие ему признаки необходимо, прежде всего, определить какие общественные отношения регулируются законодательством о СЭЗ, то есть выяснить экономическую основу данного института.

Свободная экономическая зона - ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что в совокупности создает сверхблагоприятные условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Другими словами - это свободный от ограничений, но с ограниченным количеством участников рынок. Его особенность в свободном экономическом сочетании спроса и предложений с ограниченными возможностями управления ценообразованием и контролем за деятельностью субъектов со стороны государства и органов местного самоуправления.

СЭЗ направлена на ускоренное развитие производственных, торговых, технико-внедренческих отношений и внешнеэкономической деятельности на основе предоставления льгот субъектам, которые хозяйствуют. Такое развитие возможно лишь путем реализации утвержденных на государственном и региональном уровнях комплексных программ, которые предусматривают активизацию деловой активности в рамках определенной территории под руководством специально созданных органов управления. В свободной экономической зоне устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности.

Экономическая зона является особой частью государственной и таможенной территории, на которую распространяется особый таможенный режим взыскания таможенной пошлины и других платежей (в том числе налогов), которые уплачиваются при таможенном оформлении ввезенных и вывозимых товаров.

Свободная экономическая зона - ограниченная территория, на которой действует особый правовой и экономический режим инвестиционной и предпринимательской деятельности, регулируемый специальным законом по ее учреждению и функционированию.1 СЭЗ создается на определенный срок, после истечения которого этот режим может быть продолжен или прекращен. Итак, с учетом изложенного СЭЗ - это часть территории государства. Но необходимо отличать свободные таможенные союзы, созданные на основании международных договоров, которые охватывают территорию нескольких стран от свободных таможенных зон. Поэтому следует говорить о том, что СЭЗ - это часть территории в границах определенного государства. В то же время мировая практика знает существование СЭЗ, которые организованы на территории целого государства (офшорные зоны). Это, как правило, небольшие по размеру государства. Таким образом, СЭЗ - это вся территория страны или определенная ее часть.

В большинстве случаев создание и функционирование СЭЗ осуществляется на основе внутреннего законодательства. Международные договоры о нормализации торговли и установлении экономических связей являются второстепенными, дополнительными, что позволяет наиболее полно реализовать задачи и цель создания СЭЗ.

СЭЗ характеризуются особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности. Во всех существующих СЭЗ этот режим распространяется лишь на те субъекты, которые выполняют требования, установленные законодательством при создании СЭЗ. Поэтому не совсем точными являются утверждения о том, что особый правовой режим распространяется на всю территорию. Он распространяется лишь на те субъекты хозяйствования, которые отвечают всем определенным законом требованиям. Другие субъекты действуют на общих основаниях и не пользуются установленными льготами, на них не распространяются полномочие органов управления СЭЗ.

Особый правовой режим, который устанавливается на территории СЭЗ проявляется в:

- наличии общей и специальной нормативной базы, которая регламентирует порядок создания и функционирование СЭЗ;- относительной обособленности и самостоятельности экономики СЭЗ от национальной экономики страны;

- конкретизации цели создания СЭЗ и предоставленных льгот, которые отвечают определенному типу СЭЗ;

- наличии полного перечня условий, при соблюдении которых на субъекты хозяйствования распространяется особый правовой режим, и они становятся субъектами СЭЗ;

- учреждении специального руководящего органа;

- установлении определенного срока существования СЭЗ.

Как уже отмечалось, СЭЗ создается для достижения определенных целей, решения определенных задач. Поэтому каждому типу СЭЗ присущ набор целевых приоритетов, соответственно которым она и функционирует, достижению которых она может эффективно оказывать содействие. Поэтому, если на протяжении установленного времени это не достигается, то СЭЗ может быть ликвидирована.

Свободная экономическая зона - это часть территории в границах государственной границы, где внутренним специальным законодательством на определенный срок устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности, который распространяется лишь на те субъекты, что отвечают установленным законом о создании конкретной зоны требованиям для реализации поставленных перед зоной целей и задач.

Ст. 3 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» определяет типы специальных экономических зон, которые могут быть созданы в Украине. Тип - общие функциональные и правовые признаки СЭЗ. Соответственно мировой практике и специфике в Украине могут создаваться: свободные экономические зоны и порты, экспортные зоны, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексно-производственные зоны, туристическо-рекреационные зоны, страховые зоны, банковские зоны.

Выделение тех или других видов СЭЗ проводится в зависимости от избранных критериев и цели классификации. Поэтому мы и будем придерживаться этих критериев и выделим СЭЗ в зависимости от их назначения.

По функциональному назначению и специализации выделяют следующие виды СЭЗ:

1) свободные таможенные зоны, куда включаются свободные порты и свободные торговые зоны;

2) промышленно-производственные зоны: импортозаменяющие, экспортные, смешанные;

3) зоны развития высоких и новых технологий: технополисы, бизнес-инновационные центры;

4) сервисные: офшорные, банковско-страховые, туристические;

5) комплексные.

По характеру взаимодействия с национальной экономикой страны выделяют такие виды зон:

Анклавные. Такие зоны отделены от всей другой территории системой пропускных пунктов, досмотров, проверок, а субъект СЭЗ не может вести предпринимательскую деятельность на другой территории страны и не имеет права заключать соглашения и осуществлять операции с национальными субъектами (офшорные зоны), поставлять продукцию внутрь страны (экспортно-производственные зоны).

Интеграционные. Предприятия, на которые распространяется особый правовой режим, органически включаются в экономику страны, активно сотрудничают с национальными производителями.

По субъектам хозяйственной деятельности выделяют:

1) Зоны, где разрешена деятельность лишь иностранных юридических и физических лиц. Как правило, это те СЭЗ, которые создаются для привлечения иностранного капитала и новейших технологий, если страна не способна самостоятельно добиться развития производства, внедрения достижений науки, решить проблему недостатка валютных средств собственными силами.

2) Зоны, где ведут деятельность, как национальные, так и иностранные субъекты. Это зоны, которые создаются для развития конкретной отрасли народного хозяйства, восстановления отдельных производств, вывода из кризиса отдельных районов, уменьшения количества безработных, если нужно переместить производственные силы с одной части страны в другую.

3) Внешнеторговые зоны - СЭЗ, где товары иностранного происхождения сохраняются, продаются и покупаются без уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов. Эти зоны тесно связаны с зонами таможенного контроля и создаются на границах таможенной границы Украины в аэропортах, морских портах, пунктах пропуска через таможенную границу Украины (таможнях). Эти зоны являются простейшей формой СЭЗ и создаются для активизации внешней торговли (экспорт, импорт и транзит) и приток валюты за счет предоставления таможенных льгот, услуг при хранении и перемещении товаров через таможенную границу Украины, аренды складских и торговых помещений, складов, а также на услуги относительно доработки, сортировки товаров. Такие зоны создаются и существуют как свободные порты (порто - франко), свободные таможенные зоны (зоны франке), таможенные склады.

4) Научно-технические зоны характеризуются тем, что их специальный правовой режим ориентирован на ускоренное развитие научного и производственного потенциала. Другими словами, вводится специальный режим относительно осуществления венчурного бизнеса. Цель создания таких зон состоит не только в развитии научного и производственного потенциала, но и усиления притока валюты за счет продажи лицензий или «ноу-хау». Научно-технические зоны создаются в виде инновационных центров - технополисов (Институт электросварки АН Украины им. Патона) районов интенсивного научного развития, высокотехнологических промышленных зон, научно-производственных парков, локальных инновационных центров.

5) Комплексные производственные зоны - часть территории государства со специальным льготным режимом экономической деятельности с целью стимулирования развития предпринимательства и привлечения инвестиции в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения занятости населения. Такие зоны могут создаваться в форме экспортных производственных зон, складских хозяйств, импортоориентированных зон. Первые специализируются на переработке отечественного сырья для дальнейшего экспорта, вторые - на создании специальных складов и накоплении на них товара с целью прорыва и завоевания рынка, последние ориентируются на замену импортных товаров с целью их вытеснения с отечественного рынка.

6) Офшорные зоны вводятся для интенсивного развития банковского и страхового бизнеса за счет установления благоприятных условий для таких операций и ориентации на иностранную валюту и нерезидентов. При этом офшорный статус предоставляется лишь банкам и страховым компаниям, которые созданы лишь с участием нерезидентов и обслуживания их договоров в предпринимательской деятельности. Например, страховые компании специализируются на хеджировании внешнеэкономических контрактов.

7) Зоны пограничной торговли - часть таможенной территории Украины, где действует упрощенный порядок пересечения таможенной границы и торговли. Создаются в морских портах, аэропортах, на таможнях.

8) Туристическо-рекреационные зоны создаются в районах, которые имеют богатый, уникальный природно-климатические ресурсы (минеральные лечебные воды), рекреационный и историческо-культурный потенциал. Цель создания таких зон - привлечение иностранного капитала, развитие курортно-оздоровительного и туристического бизнеса.

2. Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного управления инвестиционной деятельностью

Взаимосвязь стратегического, тактического и оперативного управления инвестиционной деятельностью рассмотрим на примере механизма подготовки и осуществления прямых инвестиций.

Реализация инвестиций осуществляется на основе инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект представляет собой “комплексный план мероприятий, включающий капитальное строительство, приобретение технологий, закупку оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию (расширение) действующего производства товаров и услуг с целью получения экономического или социального эффекта”

Поэтому остановимся лишь на некоторых общих особенностях, присущих проекту осуществления прямых инвестиций в снабженческо-сбытовую деятельность.

В большинстве случаев создание за рубежом фирм являлось логическим шагом в освоении зарубежных рынков, потребляющих данную продукцию. Учредители указанных фирм предпринимали этот шаг, убедившись, что применяемые ими организационные формы экспорта и импорта товаров и услуг не позволяют использовать все потенциальные возможности для работы на местных рынках.

Подготовка проекта осуществления прямых инвестиций включает ряд этапов.

Первый этап начинается с изучения рынка зарубежной страны, в том числе с анализа номенклатуры отечественных товаров и услуг, перспективных для сбыта, и определения емкости зарубежного рынка по этой номенклатуре. Если фирма планирует заниматься также сбытом местных товаров в Украине, то аналогичный анализ проводится по Украине. На этой базе делается прогноз объема реализации товаров и услуг через учреждаемую фирму.

Затем определяется способ закупок товаров и услуг у украинских поставщиков и/или продаж их украинским покупателям (с ними заключаются контракты, даже если они являются учредителями фирмы) за наличный расчет, в кредит, на консигнационный склад. Оговаривается способ оформления поставок: в виде договоров купли-продажи (типично для готовых изделий) или договора комиссии (характерно для сырья).

На этой основе оценивается объем инвестиций в основные и оборотные фонды: затраты на размещение офиса, транспорт и склады, расходы на заработную плату, закупку и хранение товаров, таможенную очистку, транспортировку, страхование и т.д. Расчет делается в гривне и иностранной валюте и охватывает период несколько лет.

Прорабатывается местное и отечественное законодательство прямо или косвенно затрагивающее деятельность создаваемой фирмы: ограничения на вывоз и ввоз капитала и прибыли, таможенное законодательство, законодательство о конкуренции и демпинге, налоговое законодательство, иммиграционный режим, неформальные ограничения и другие важные факторы. Особое внимание уделяется оценке инвестиционного климата и учету рисков.

Определяется организационно-правовая форма создаваемой фирмы (товарищество, общество и т.д.) и подбираются потенциальные зарубежные учредители, если в них есть нужда. Последние также привлекаются к проработке вышеперечисленных этапов.

Затем следует оценка экономической эффективности создаваемой фирмы. При этом надо учитывать, что для снабженческих сбытовых компаний задача максимизации их прибыли не всегда является главной, так как местному учредителю часто выгоднее получить доход через цену, по которой зарубежная фирма покупает у него или продает ему товары, а не через дивиденды по вкладу в капитал фирмы. Однако если налогообложение прибыли в стране размещения зарубежного филиала заметно ниже, чем в Украине, то выгоднее, чтобы прибыль аккумулировалась за рубежом, что в большинстве случаев и происходит.

Заключительный этап создания (покупки) фирмы включает подготовку и принятие учредительных документов (договорной устав или учредительный договор); получение разрешения от компетентных органов в Украине (обязательно) и зарубежной стране (если такое разрешение требуется); регистрацию фирмы за рубежом и занесение ее в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с украинским участием.

Анализируя и обобщая механизм осуществления прямых инвестиций его основные этапы можно представить наглядно следующей схемой (рис. 1.).

4. Тестовые задания

3. Тесты

1.Рынок объектов реального инвестирования включает

А) рынок недвижимости и площадок под строительство

Б) рынок подрядчиков

В) рынок рабочей силы

Г) верного ответа нет

2. Управлением активами и приватизационным сопровождением занимаются

А) инвестиционный фонд

Б) инвестиционная компания

В) коммерческий банк

Г) все три приведенных тут

Список использованных источников
Условия повышения эффективности специального режима инвестиционной деятельности // Экономика Украины.- №3.-2000.- с.47.
Финансирование и инвестиции/ Пер. с нем. Крушвитц Лутц, СПб: Петербург, 2005.- 400с.
Финансово-инвестиционный анализ / Комаринский Л., Яремчук И, К: Сталкер, 2006.-с.400.
Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой.-М.: Финансы и статистика., 2004.- 336с.
Основы инвестирования: Пер с анг. / Гитман Л, Джонк М, М: Маркетинг, 2005.- 1008с.
Организация и финансирование инвестиций / Мелкумов Л.С., М:Инфра-М, 2003.- 248с.
Налоги и инвестиции / Бухгалтер.- №1-2.- 2002.- с.90.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :