Содержание
1. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
2. ВОПРОСЫ
3. ТИПЫ РЫНКОВ ТРУДА
4. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ
6. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
7. ТЕСТЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перечень экономических понятий
Предельный продукт труда- дополнительный объем производства, полученный за счет применения дополнительной единицы труда.
Предельный продут труда в денежной форме- изменение общего размера выручки фирмы в результате использования дополнительной единицы ресурса. При этом предполагается, что количество всех
других используемых ресурсов остается неизменным.
Предельный продукт в денежной форме равен изменению общего объема выручки, деленному на изменение количества используемого ресурса.
Предельные издержки на трудовой ресурс- дополнительная сумма, на которую возрастут общие издержки в результате приобретения дополнительной единицы трудового ресурса.
Правило MRP=MRC- если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP (Marginal Revenue Product), а предельные издержки - через MRC (Marginal Resource
Cost), то правило использования ресурсов может быть выражено данным равенством.
Это означает, что для того, чтобы максимизировать прибыль, каждый производитель (фирма) должен использовать дополнительные (предельные) единицы любого ресурса до тех пор, пока каждая дополнительная
единица ресурса дает прирост совокупного дохода, превышающий прирост совокупных издержек.
Труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов
производства.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Различают внешние и внутренние, открытые и скрытые рынки труда.
Занятость- участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.
В экономической науке занятость описывается системой показателей, отражающих:
- полноту включения в общественное производство активной части населения;
- уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов;
- соответствие занятости социально-экономическим запросам населения.
Цена труда - денежное выражение различных качеств труда, позволяющая соизмерять количество труда с его оплатой.
Зарплата- цена, выплачиваемая за использование труда, при этом термин "труд" рассматривается как широкое понятие. Он включает в себя оплату труда рабочих самых разных профессий, специалистов
всех профилей и владельцев мелких предприятий в сфере обслуживания населения.
- это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также можно определить как цену фактора производства труд.
Номинальная заработная плата - установленная, зафиксированная в расчетной ведомости или в иных документах величина заработной платы в денежном выражении, характеризующая уровень оплаты труда
вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника.
Реальная заработная плата - заработная плата, исчисленная, определяемая в виде количества благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Реальная заработная
плата определяется как размером номинальной заработной платы, так и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы. Реальная заработная плата
уменьшается при наличии инфляции, если инфляция не компенсируется увеличением, индексацией заработной платы.
Повременная заработная плата - форма заработной платы, при которой оплата труда производится в зависимости от фактического времени, затраченного на работу, и от квалификации работника.
Сдельная заработная плата - это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их
качества, сложности и условий труда.
Система заработной платы, применяемая для оценки труда совокупность существующих инструментов и различных типов оплаты труда.
Совершенная конкуренция на рынке труда
это идеальная система, предельное положение, в то время как на большинстве рынков господствует несовершенная конкуренция вследствие ряда причин:
время заключения сделки, поиск работника и т. д.;
заключение контракта с рабочим вследствие законодательства о труде влечет за собой ограничения, которые фирма обязана принять, чем отдалит свое положение от совершенно конкурентной единицы (условия
труда и отдыха, гарантии сохранения рабочего места и т. д.);
своеобразие отношений, возникающих на этом рынке диктует более четкую и детальную регламентацию различных сторон деятельности между агентами данного рынка.
Монопсония на рынке труда: предельная точка совершенной конкуренции (на рынке находится только одна фирма (в малых городах, если фирма обладает крайне редким и практически недоступным
для конкурентов ресурсом и т. д.)), вследствие чего со стороны предпринимателя существует контроль уровня зарплаты, путем сокращения или увеличения числа работников. Также, вследствие конкуренции
между наемными работниками, происходит обусловленное сокращение заработной платы.
Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или
почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства,
периодически изменяется.(2400 на 11.2008 в РФ)
Профсоюзы - группа, значительное количество работников, объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения. Основными едиными интересами группы являются повышение заработной
платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда
Модель стимулирования спроса на труд
Эта модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например,
содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спроса на готовую продукцию).
Модель сокращения предложения туда
Эта модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокращение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые
принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограничения численности своих членов, для чего
используются длительные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взносы и т.п.
Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, нацеленную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (например,
устанавливающих обязательный уход на пенсию при достижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).
Модель прямого воздействия на зарплату
Это самая распространенная в наше время модель. Она сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. Здесь уже, как правило, речь идет о мощных, открытых
(т.е. доступных для всех желающих вступить в них) отраслевых или общенациональных профсоюзах, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на
желательный для профсоюза рост ставок заработной платы. Обратим внимание на тот факт, что в третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращении
занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением
численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.
Взаимная монополия на рынке труда
Сознавая потенциальную опасность узкоэгоистических действий профсоюзов для экономики, следует иметь ввиду, что одностороннее господство профсоюзов на рынке труда весьма редкое явление. На практике
профсоюзы обычно противостоят мощным гигантским корпорациям, ни в чем не уступающим им по своей мощи (а часто и превосходящим). Такая рыночная ситуация получила в экономической теории название
взаимной, или двусторонней, монополии.
Безработица - это незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности
Государственная служба занятости - государственная служба, бесплатно помогающая людям найти работу.
Миграция рабочей силы -перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности,
регулярности и цели. Основными причинами миграции рабочей силы являются: безработица, относительно низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения
Иммиграция рабочей силы - приток трудоспособного населения в страну.
2. вопросы
1. Почему спрос на ресурсы носит производный характер
Любой ресурс необходим только в том случае, если с его помощью можно произвести продукцию, имеющую определенную полезность для потребителей, т.е. чем больше единиц товаров желают приобрести
покупатели по каждой цене, тем в больших количествах фирмы должны продавать эти товары, значит, тем на большее количество ресурсов, необходимых для производства данных товаров, будет предъявляться
спрос.
Следовательно, спрос на экономические ресурсы имеет зависимый характер и является производным от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов.
2. Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социальной экономике
Фирма, стремящаяся максимизировать свою прибыль, нанимает дополнительных работников, сопоставляя дополнительный доход, получаемый в этом случае, и возникающие при этом дополнительные издержки, т.е.
зарплату. Важно учесть, что зависимость между уровнем средней заработной платы и количеством нанятых работников обратно пропорциональна.
3. Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы
4. В чем заключается сущность заработной платы
5. Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам?
6. Основные формы и системы заработной платы
7. Марксистская теория заработной платы и эксплуатации труда/
8. Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?
Монопсония, или рынок труда, на котором действует единственный наниматель труда, возникает при следующих условиях:
а) на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько
фирм, объединенных в одну группу и выступающие как единый наниматель труда;
б) данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
в) этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за определенных социальных условий, географической разобщенности, необходимости переучиваться по новой специальности и т.п.);
г) фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Часто подобные ситуации складываются в небольших российских городах, где действует только одна крупная фирма-наниматель труда. Для
простоты в дальнейшем рассматриваются случаи, когда монопсонию формирует одна фирма.
В условиях монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. В таком случае для отдельной фирмы-монопсониста кривая
предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, т.е. для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек pecуpcа (ARC), а не
предельных.
9. В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?
Профсоюзы - группа, значительное количество работников, объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения.
Создание в отрасли профсоюза является вариантом монополизации рынка труда, который становится монопольным "продавцом" труда предпринимателям, т.е. монополия на рынке труда возникает со стороны
предложения.
Профсоюзы решают многие вопросы, связанные с защитой прав своих членов, но все же основной задачей профсоюза является повышение ставки заработной платы.
В целом, существование монополии на рынке труда, в лице профсоюзов, ведет к двум следствиям: монополист стремится изменить заработную плату в сторону ее повышения, в результате сокращается спрос
фирмы на рабочую силу и возрастает безработица среди нечленов профсоюзов.
На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не всегда занимают равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне
работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная
потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.
Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и
оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых,
улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным.
В дореволюционной России профсоюзное движение, подавляемое монархическим государством, не смогло достичь необходимой степени зрелости; его реальное воздействие на трудовые отношения практически
отсутствовало. Позднее, при советской власти, профсоюзы функционировали как часть партийно-государственного механизма. Они совершенно не вмешивались во многие вопросы, традиционно составлявшие ядро
профсоюзной деятельности. Так, они даже не пытались добиваться повышения заработной платы, не проводили забастовки.
Будучи зависимыми от руководства страны, советские профсоюзы тем не менее играли важную роль в решении многочисленных социальных проблем. Без согласия профкома нельзя было уволить ни одного
занятого. Через систему профсоюзов распределялись разнообразные льготные (продававшиеся не по полной стоимости) путевки в санатории, дома отдыха и т. п., проездные билеты, оказывалась материальная
помощь нуждавшимся.
В настоящее время российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений и с государством, и с предприятиями. Им еще только предстоит занять самостоятельное
место как в формирующейся рыночной системе в целом.
10. Опишите рынок труда в советской экономике и современной России
Сложное становление российского рынка труда (как и рыночной системы в целом) обусловлено различными факторами и, прежде всего, противоречивым переплетением старого и нового. Исходным пунктом его
развития была советская система трудовых отношений.
Обычно к достоинствам советской системы трудовых отношений относят полную занятость и уверенность в завтрашнем дне, а к недостаткам -- заниженную заработную плату, дефицит рабочей силы и слабую
мотивацию труда.
Спрос и предложение труда в СССР
Полная занятость выражалась в отсутствии безработицы (напротив, имелся избыток вакансий), а уверенность в завтрашнем дне была связана с практически полной гарантией от увольнений, стабильностью
выплаты зарплаты и ее постепенным ростом по мере, продвижения по службе.
Занижение заработной платы выражалась в существенно более низком уровни жизни трудящихся в СССР, чем в развитых странах. Особенно же резко она проявлялась в нищенских зарплатах
высококвалифицированных специалистов, прежде всего инженеров. Постоянный дефицит рабочей силы дезорганизовывал работу предприятий, он же--вместе с уже упомянутым низким уровнем зарплаты -- резко
снижал мотивацию труда. Директор просто не мог себе позволить уволить бездельника или пьяницу и так работать некому, а работники не дорожили своим местом.
Графическое изображение системы найма трудящихся на предприятиях в СССР позволяет понять, что и положительные, и отрицательные черты были взаимосвязаны.
В СССР, как и во всякой ресурсоограниченной экономике, спрос многочисленных предприятий на рабочую силу превышал ее предложение, более того, был больше, чем все потенциальные трудовые ресурсы
страны. Кривая спроса поэтому пересекала кривую предложения на ее неэластичном отрезке
Современные же российский рынок труда переживает существенные перемены. Первое, что бросается в глаза, -- это общий рост дефицита кадров, связанный с ростом экономики и усилением конкуренции во
многих областях. Это похоже на то, что мы наблюдали до кризиса 1998 года, однако внутренние механизмы этого процесса иные, и, соответственно, иная структура спроса на специалистов. Если до кризиса
фокус был сосредоточен на продажах и финансовых операциях, то после кризиса безусловным лидером всех процессов на рынке труда становится производство.
Динамика развития событий на кадровом рынке в послекризисный период соответствовала естественной логике развития бизнеса. В 1999 году увеличился спрос на специалистов по маркетингу в связи с
изменением стратегии тех компаний, которые стремились остаться на рынке. В 2000 году эта тенденция сменилась другой: стал возрастать спрос на специалистов по продажам, что обусловлено началом
восстановления рынка и переходом к активной фазе в деятельности компаний. Были определены новые продукты и новые ниши (в основном более дешевых товаров) для продаж. В 2001 году наблюдалось
повышение спроса на специалистов производственной сферы, что явилось следствием предыдущего периода: покупательский спрос растет, а дешевых товаров недостаточно. 2002 год стал продолжением той же
тенденции: усиление спроса в двух основных сферах -- торговле (персонал для торговых сетей), пик развития которой мы сейчас наблюдаем, и в производстве (рабочие специальности и технический
персонал).
В настоящее время торговые предприятия осваивают нишу розничной торговли, поэтому привлекают большое количество персонала для обслуживания супермаркетов. В свою очередь производственные предприятия
испытывают серьезные трудности в комплектовании штата квалифицированными рабочими.
И наконец, сегмент рынка, в котором сейчас особенно высокий дефицит, -- это административный персонал, необходимость в котором вызвана общим ростом деловой активности.
11. Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
Все более настоятельной необходимостью для России является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Уповать и надеяться лишь на позитивные результаты саморегуляции
рынка трудовых ресурсов ни в коей мере нельзя. Ведь в нашей стране широко распространена монопсония, сравнительно слабы профсоюзы, отсутствуют традиции поиска компромиссов и социального партнерства
между трудом и капиталом, словом, крайне велика степень несовершенства рынка и, следовательно, крайне ограничены возможности автоматического устранения существующих.
Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между
спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер
воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда,
когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.
Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на
занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа.
Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом
непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной
перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и
заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование
или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных региона, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных
работ.
Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное
использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и
развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике
количественных и качественных показателей трудового потенциала.
В этой вязи необходимо качественной регулирование рынка труда со стороны государства путем создания эффективной законодательной базы.
3. ТИПЫ РЫНКОВ ТРУДА
|
|
Уровень заработной платы
|
Число занятых
|
|
Совершенная конкуренция
|
3
|
3
|
|
Монопсония
|
1
|
2
|
|
Господство профсоюзов
|
4
|
4
|
|
Двойная монополия
|
2
|
1
|
|
|
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого товара. Это означает, что все работники получают равную заработную плату, которая не зависит от того, в какой фирме они
работают, и воспринимается фирмой как заранее заданная величина. Сам уровень заработной платы в условиях совершенной конкуренции максимален, согласно теории предельной производительности рабочий
получает полный продукт труда: MRC = Wc (предельные издержки в денежном выражении равны заработной плате одного рабочего)
Поэтому предельные затраты фирмы на труд равны зарплате. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы (совершенная конкуренция), от предпринимателя зависит только количество
нанимаемых работников.
Для фирмы выгодно нанимать дополнительных рабочих до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, то есть пока предельный продукт труда не сравняется с предельными издержками, то
есть с зарплатой. В случае совершенной конкуренции равновесие устанавливается в точке С - точке пересечения кривых спроса и предложения труда. (см. график ниже). Заработную плату Wc получило бы Lc
работников. Так монопсонист платит равную заработную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение
заработной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда и определит размеры занятости. В условиях
монопсонии MRPL = MRCL. Это означает, что сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработную плату с Wc до Wm. Таким образом, мы видим, что монопсоническая власть обусловливает
снижение масштабов занятости, и уровня заработной платы, и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMWm.
4. характеристика монополии
Монополии ведет к завышению цен, недопроизводству (а значит, и к появлению неудовлетворительного спроса). Одновременно она сдерживает технический прогресс.
В этих условиях барьеры на пути вхождения в отрасль объективно снижаются. Даже сравнительно плохая и дорогая продукция в этих условиях обречена на успех. Обычные же продукты среднего качества
наверняка могут быть реализованы с огромными прибылями
Поэтому, чем полнее и длительнее господство монополии, тем сильнее мотивация для всех сторонних фирм проникнуть на монополизированный рынок. Если таких нет внутри страны (все уже поглощены
монополией), то наверняка найдутся среди иностранных конкурентов.
Будет ли подобный механизм действительно работать на реальном рынке? Все ли барьеры устранимы подобным образом? Необходимо ли вмешательство государства?
Для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации как со стороны предложения, так и со стороны спроса. На товарном рынке возникновение монополии возможно только
со стороны предложения, то есть этот рынок монополизируется производителями товаров и услуг, предлагающими свою продукцию потребителям; на товарном рынке невозможна монополия (хотя бы в виде
сговора) покупателей. Рынок труда становится несовершенным и монополизируется со стороны предложения, если в отрасли возникает профсоюз, и рабочие начинают предлагать свой труд не в одиночку, а как
единая организация. Если в отрасли действует единственная фирма-наниматель труда, то такой рынок называется монопсоническим.
При этом важным является вмешательство государства, для регулирования вопросов использования рабочей силы со стороны законодательства, для установления ограничительных критериев (например, уровень
МРОТ).
Большая же часть владельцев ресурса труд на сегодняшний день и фирм-нанимателей встречаются на рынке совершенной конкуренции, т.е. ни те, ни другие не могут повлиять на уровень цен, в данном случае
- на уровень зарплаты. И работники, и работодатели информированы о рыночных ценах, причем цены для них являются заданной величиной.
5. патентование
Фундаментальная особенность информации и фактора производства состоит том, что новое знание существенно труднее и дороже добывать, чем в дальнейшем тиражировать и видоизменять.
В этой связи первооткрыватель (если его не защищает закон) беззащитен по отношению к подражателю. Он несет все издержки и риски, связанные изобретением. Когда же результат получен, конкуренты могут
почти без издержек повторить его и либо совсем вытеснить первооткрывателя с рынка, либо не дать его окупить затраты.
Легко понять, что наличие патентного права усиливает мотивацию к изобретательству. Первооткрыватель может быть уверен, что именно он пожнет поды своего открытия, извлечет из него прибыль.
С другой стороны, распространение и использование изобретений патенты бесспорно замедляют. Выпускать новый продукт имеет право лишь собственник патента, либо те фирмы, которым он продал лицензию.
Сам продукт становится дороже и. следовательно, не все могут его приобрести.
Какая из закономерностей сильнее? Одинаково ли выглядит ситуация с влиянием патентов на технический прогресс в развитых странах? Чем специфична в этом смысле Россия? Какова роль пиратства? Во всех
ли отношениях оно негативно? Первая тенденция оказывает наиболее сильное влияние, нежели вторая. Современная ценовая политика на патентные изобретения характеризуется тем, что лишь на
первоначальном этапе изобретение становится дорогим для широкого круга потребителей, но со временем, данный уровень снижается.
В большинстве стран (кроме Японии) экономически зависимым является только более поздний патент на способ, владелец же патента на продукт не зависит от владельца патента на новый способ его
получения, а это значит, что первый может безвозмездно производить свой продукт любым способом, в том числе и запатентованным.
Создание функционально-способной патентной системы - это не только создание Патентного Ведомства и принятие Патентного Закона, оно требует развития структур представителей (патентных поверенных и
патентных специалистов на предприятиях, квалифицированных кадров адвокатов и судей для решения патентных споров), которые могли бы действовать на основе общих и корректных правил.
В настоящее время, в период научно-технического прогресса (НТП), важность и актуальность законодательства об интеллектуальной собственности (ИС) неизмеримо возросла. Использование результатов
интеллектуальной деятельности преодолело границы стран через спутниковое вещание и глобальную сеть Интернет, новые технологии цифровой записи создали единый формат для различных произведений
творчества. Изменились и экономические параметры использования результатов творческой деятельности: из преимущественно культурной ценности в XIX веке объекты авторского права в XXI веке
превратились в определяющий фактор технологического, научного и информационного развития общества. Программы для ЭВМ и мультимедийные произведения, поиск информации и получение ее через глобальную
сеть Интернет, новый носитель информации DVD, музыкальные файлы формата МРЗ - это и многое другое определяет сегодняшний век. Превращение информации в товар не могло не отразиться и на объектах
интеллектуальной собственности, экономическая ценность и привлекательность которых привели к тому, что нарушения авторских и смежных прав вышли за рамки традиционных споров между автором и
издателем. Несанкционированное использование книг, кинофильмов, музыкальных произведений, компьютерных программ и игр превратилось в доходный нелегальный бизнес, привлекающий не только одиноких
«искателей легкой наживы», но и организованные преступные группы, деятельность которых нередко носит международный характер. Масштабные нарушения авторских и смежных прав, совершаемые с целью
извлечения коммерческой выгоды, принято именовать термином «пиратство». И хотя этот термин не получил соответствующего правового закрепления, его широко используют специалисты всех стран, что
послужило основанием для обращения к этому термину и в настоящей статье.
Влияние объектов ИС на положительную динамику развития рыночных отношений, на улучшение экономических преобразований не требует особых доказательств. Поэтому нет сомнения в том, что одним из
главных показателей цивилизованности всякого общества является уровень развития его науки, техники и культуры. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его
культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических проблем.
В свою очередь, динамичное развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав ИС, таких как право авторства, право на имя, право на воспроизведение
результатов творческой деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д. и, конечно же, право на их охрану и защиту, причем не только в административном, гражданско-правовом, но и в
уголовно-правовом порядке.
Размах «пиратства» в Российской Федерации превзошел все ожидаемые прогнозы. На сегодня из 10 реализуемых в России видеокассет 9 являются «пиратскими», то есть уровень контрафактности продукции в
этой области достиг 90%. Впереди по этим показателям стоит только Китай, где показатель «пиратства» достиг 98%.
Для того, чтобы правильно понять и представить, какими методами следует бороться с «пиратством» в России, какую выработать стратегию и тактику, заложив их в основы борьбы с преступными нарушениями
авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, необходимо сначала выявить и уяснить причины роста «пиратства» в России. Это в своем роде криминологическое исследование в миниатюре основных
причин появления и роста «пиратства» как в России, так и за рубежом. Без уяснения всех вышеуказанных моментов мы не сможем увидеть правовой механизм борьбы с этими антисоциальными, негативными
явлениями в сфере ИС.
В наиболее упрощенном и обобщенном виде основные причины появления и всевозрастающего роста «пиратства» в области ИС заключаются в следующих узловых моментах:
Причина первая -- это недооценка чиновников государственных органов, органов исполнительной власти и правоохранительных органов необходимости каждодневной и скрупулезной борьбы с контрафактной
деятельностью, которая зачастую связана не только с уклонением от уплаты налогов, но и с мошенничеством во многих сферах хозяйствования (подделка товарных знаков, акцизных марок, голограмм, т.е.
«пиратства» обычного и необычного рода и вида).
Мошенничество и контрафактная деятельность занимают все более существенное место среди преступлений экономической направленности, совершаемых в России. Серьезную обеспокоенность вызывает динамика
роста этих видов преступной деятельности, повышение их изощренности, степени организованности, размеров нанесенного ущерба. Ущерб, причиняемый государству и гражданам России мошенничеством и
контрафактной продукцией, исчисляется ежегодно сотнями миллиардов рублей. Данные преступления подрывают международный авторитет России, ухудшают инвестиционный климат, способствуют криминализации и
разрушению экономики, коррупции среди должностных лиц, подрывают интеллектуальный и культурный потенциал общества. Во многих случаях они представляют прямую угрозу физическому здоровью российского
населения и моральным устоям общества.
Борьба с данными видами преступлений жизненно важна для российского государства и российского общества. Между тем ведется она до сих пор недостаточно эффективно. При высоком уровне фактического
мошенничества и контрафактной деятельности регистрируется и расследуется правоохранительными органами не более 5%, а осуждается не более 20% подследственных. Существуют серьезные недостатки в
организации взаимодействия правоохранительных органов со службами и подразделениями коммерческих и государственных структур, занимающихся защитой бизнеса от мошеннических посягательств и
противодействием контрафактной деятельности.
Вторая причина -- это преступный элемент в России давно осознал чрезвычайно высокую прибыльность в этом деле - почти 400%, что привлекает в их ряды все большее количество преступников.
Причина третья -- это относительно незначительная мера наказания за содеянное. Санкция по ч. 1 ст. 146 УК РФ предусматривает при причинении крупного ущерба наказание до 2-х лет лишения свободы, а
по ч. 2 ст. 146 УК РФ (то же деяние, но совершенное неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) - до 5 лет лишения свободы. Почти аналогичные санкции
заложены и в ч. 1 и 2 ст. 147 УК РФ. Поэтому нет сомнения в том, что очень трудно найти другой вид незаконного бизнеса, как «пиратство», в том числе и использование чужого патента, где прибыль была
бы столь высокой, а риск задержания и судебного преследования так мал.
Четвертая причина больше субъективная - это тот факт, что многие работники прокуратуры (ст.146 и 147 УК - подследственность прокуратуры) и судейский корпус России живут старым стереотипом. Так, 80%
судей России не знают Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Они считают преступление, совершенное по признакам ст. 146 и ст. 147 УК малозначительным деянием, что соответствует понятию
«преступления небольшой тяжести» (ч. 2 ст. 15 УК РФ), так как санкция ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ не превышает 2-х лет.
Роль пиратства состоит в распространении изобретений среди широкого круга населения в короткие сроки.
6. ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В последние десятилетия во многих развитых экономических странах произошли существенные изменения в моделях организации монопольных рынков. Лидерство в изменении отношения государства к ведущим
механизмам их функционирования проявили США и Великобритания, где уже в последней четверти XX века в экономической политике предпочтение стали отдавать идеям монетаризма, теориям экономики
предложения и рациональных ожиданий. Направление реформ определялось мыслью о необходимости устранения чрезмерной опеки монополий государством и необходимости создания условий для внедрения
конкурентного рынка, что было призвано решить проблемы неэффективности работы отдельных отраслей, а также сократить нагрузку на государственный бюджет. Можно утверждать, что основные модели
трансформации монополий на зарубежных рынках уже сформированы, и Россия в аналогичном процессе может опираться на многолетний опыт ряда зарубежных стран.
Процесс реформирования монополий в России имеет двухступенчатый характер в виду их высоко интегрированной структуры, что подразумевает объединение в рамках одного предприятия всех последовательных
стадий производственного процесса. Долгое время государственная политика была направлена на регулирование монополий, что служило дополнительным фактором их устойчивости при отсталой технической
базе, практическом отсутствии и нежелании совершенствовать эффективность производственных процессов, моральном износе используемых технологий и средств производства.
Отдельные экономисты видят определенную положительную роль, которую сыграли высоко интегрированные структуры в переходный период в экономике России. Среди позитивных моментов выделяется возможность
построения долгосрочных планов, стабильных налоговых отчислений в бюджеты разных уровней, содержание на балансе обширной социальной базы.
Однако, сыграв свою роль в экономике переходного периода, высоко интегрированные структуры не могут и не должны функционировать по особым льготным законам, быть обеспеченными особыми
государственными привилегиями, иметь возможность оказывать давление на принимаемые руководством решения и возлагать бремя своего неэффективного производства на потребителей в виде необоснованно
завышенных тарифов при отсутствии гарантий и ответственности за качество предоставляемых такими предприятиями услуг.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что те стадии производственного процесса, которые по сути не являются естественной монополией, должны быть выведены из режима регулирования со
стороны государства, и в этих областях должен заработать конкурентный рынок.
Наиболее актуальным вопросом настоящего периода остается выбор оптимального пути реформирования монополизированных отраслей, играющих особую роль в экономической и социальной жизни страны, что
подразумевает изучение пока еще не ставшего историческим опыта зарубежных стран в данном направлении реформирования, его анализ и адаптация к специфическим российским условиям. Особое внимание
следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтрольными государству и представляют собой компромисс экономических и административных
мер воздействия. Очевидно, что наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать:
1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов;
2) проблема установления тарифов.
Перед российской экономикой стоит ряд задач, практически являющихся наследием советского периода хозяйствования. В новых экономических условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а
конкуренция более жесткой, роль современных методов управления, выбор способов решения управленческих задач при организации промышленного производства резко возрастают. На первый план выходят
требования высокого качества услуг при рациональной и экономически оправданной системе ценообразования. Политический аспект должен как можно в большей степени быть элиминирован из принимаемых
организационных и экономических решений.
Поскольку проблема регулирования монополий и естественных монополий в частности не являлась актуальной для советской экономики, то отечественные ученые не внесли заметного вклада в теорию
естественной монополии. Процессы трансформации экономики России предопределили появление соответствующих научных исследований и у отечественных ученых.
Следует отметить, что авторы большинства публикаций, появившихся в отечественных изданиях в последние годы, либо игнорируют несомненные достижения зарубежной науки, либо некритично переносят
основные результаты теории и практики на еще не в полной мере сформировавшийся и оформившийся российский рынок. Существующий уровень анализа проблем, стоящих перед государством в отношении
монополий и естественных монополий, предлагаемый в работах российских исследователей, недостаточен; отдельным работам свойственны нечеткость дефиниций, расплывчатость критериев отнесения
хозяйствующих субъектов к естественным монополиям.
Круг этих вопросов позволяет сформулировать гипотезу исследования. Исследование сущности экономических отношений, возникающих в период реформирования монополий и в пост-реформенный период между
различными экономическими агентами, позволит определить оптимальную модель регулирования естественных монополий, выделенных в результате реформирования в самостоятельные структуры.
Изучение последних теоретических разработок зарубежных экономистов и анализ зарубежного опыта реформирования монополий позволит осуществить реформирование в России с наименьшими экономическими и
социальными издержками.
В связи с этим особую актуальность приобретает изучение последних теоретических разработок зарубежных экономистов с целью адаптации результатов их исследований на смоделированный российский рынок.
Объективная необходимость осмысления и анализа материала по теме исследования, полученного в ходе изучения различных аспектов вопроса, определило цели, задачи, структуру и направление исследования.
Монополии рассматриваются на двух уровнях: горизонтальном - что предполагает изучение монополии с позиций влияния конкуренции на показатели эффективности работы данных предприятий, и вертикальном
-- по степени воздействия заданного регулирующими органами режима на решения, принимаемые регулируемыми компаниями с целью максимизации получаемой прибыли.
Российская монополия на протяжении десятилетий обладала рядом отличий от классической.
- Она возникла в специфических условиях командной экономики;
- Формирование монополии в целом ряде случаев осуществлялось при отсталой технической базе;
- Монополии создавались государством, происходило необоснованное создание различных объединений и предприятий- гигантов.
Нужно отметить, что тенденция к укреплению института государственной собственности, которая приняла наиболее крайние формы в послеоктябрьской России и особенно в посленэповском СССР, была
характерна для большинства стран вне зависимости от их социально -политического устройства и сложившегося экономического порядка в первые три четверти XX века.
Курс на реформирование монополий, взятый правительством РФ в течение последних лет уже приносит свои плоды, что выражается, прежде всего, в усилении антимонопольного регулирования, возрастающей
конкуренции среди отечественных производителей. С 1996 года практика контроля над соблюдением антимонопольного законодательства по данным ГКАП показывает положительные тенденции. В общем числе
нарушений антимонопольного законодательства доля дел, возбужденных по факту злоупотребления доминирующим положением снизилась с 66% до 61%. Возросли в абсолютном процентном отношении факты
пресечения монопольных действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию.
Нападки на монополизированные отрасли ведутся давно и вызваны такими факторами как неэффективный объем производства и, следовательно, неэффективное использование ресурсов, завышенные цены на
продукцию этих отраслей; перераспределение богатства; возможность перекрестного субсидирования разных видов деятельности в рамках одной компании. Многие экономисты считают, что монополистические
организации способствуют замедлению технического прогресса, так как у них отсутствуют стимулы к разработке новых технологий с их последующим внедрением в виду необходимости значительных
материальных затрат на их осуществление. Отмечаются и такие социальные аспекты как подрыв демократии и отсутствие у покупателей свободы выбора поста вщика той или иной услуги или товара".
Заключение долгосрочных соглашений между монополистическими производителями и интеграция монополий по производственной цепочке могут создать основу для роста внутреннего рынка и повысить
инвестиционную привлекательность российской экономики. Практика глобальных альянсов, которая пока больше характерна для западных компаний, может стать стратегическим направлением развития
монополий, что внесет элемент устойчивости и в тенденции регионального и государственного развития в целом.
7. тесты
Предположим, что фирма выступает монополистом на рынке труда. В состоянии равновесия заработная плата ее рабочих:
А) равна предельному продукту труда в денежном выражении;
Б) меньше предельного продукта труда;
В) больше предельного продукта труда;
Г) возможен любой из перечисленных вариантов;
Среди перечисленных ниже выберете фактор, не влияющий на эластичность рыночного спроса на ресурс:
А) доля расходов на ресурс в издержках фирмы;
Б) эластичность спроса на готовую продукцию;
В) технология производства готовой продукции;
Г) среди перечисленных правильных ответов нет
Если все доходы общества будут облагаться аккордным (паушальным), т.е. не зависящим от размера дохода фиксированным налогом:
А) Индекс Джинни возрастает
Б) Индекс Джинни снизится;
В) Индекс Джинни не изменится;
Г) Результат может быть любым
список литературы
1. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007 .
2. Симкина, Людмила Георгиевна. Экономическая теория: учебник для вузов / Л. Г. Симкина.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007
3. Станковская, Ирина Кантовна. Экономическая теория: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец.- 3-е изд., испр. - М.: Эксмо : Мирбис, 2008
4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС,2003.
5. Экономика: Учебник /Под ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
6. Экономика: Учебник /Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2004.
7. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2003
8. Экономическая теория: учебник для вузов/Т.Г.Бродская; под общ. ред. В. И. Видяпина.- изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007