3
ПЛАН
Показатель
Единица измерения
Пороговое значение показателя
отчет
оценка
прогноз
Степень износа активной части основных производственных средств на конец года
процен-тов
не более 60
74,3
69
57,5
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП
-“-
не менее 20
21,6
23,3
30
Затраты на научные исследования и разработки
процен-тов к ВВП
не менее 1
0,63
0,63
1,2-1,4
Доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции
процен-тов
не менее 20
10,8
10,5
18-20
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства
-“-
не менее 30
15,1
16,2
22,7
Производство зерна на душу населения
тонн
не менее 0,6
0,71
0,66
0,84-0,87
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота
процен-тов
не более 25
22,8
19,5
10-15
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета к ВВП
-“-
не более 3
+0,04
-0,7
-1,5
Отношение внутреннего государственного долга к ВВП
-“-
не более 20
5,7
5,8
4,5
Отношение внешнего государственного долга к ВВП
-“-
не более 20
3,2
2,6
10-15
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта
месяцев
не менее 3
0,54
0,87
1,4
Уровень безработицы к активной части населения
процен-тов
не более 8
1,9
1,5
1,5-2
Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума
процен-тов
не более 10** Уровень бедности. нк 10.12.2008 20:58 Pril222
17,8
15
10
Соотношение минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера
-“-
не менее 100
89,9
100,7
105
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) к ВВП
-“-
не более (-5)
-6,5
+1
+1,8
Высокая степень износа активной части основных производственных средств говорит о низкой конкурентоспособности и качестве продукции. Тенденция к снижению показателя соответствует снижению энергоемкости, затрат на ремонт и ликвидацию аварий при увеличении износа. Это связано в первую очередь с обновлением активной части основных средств и ростом инвестиций в основной капитал.
Затраты на научные исследования и разработки не достигают минимального уровня и требуют более внимательного отношения.
Сокращение доли новой продукции в общем объеме промышленной продукции связано с ростом материало- и энергоемкости производства.
Снижение доли импорта в поставках продовольствия характеризует рост независимости от зарубежных поставок продовольствия и связано с развитием внутреннего рынка.
Также отмечается снижение безработицы и уровня бедности (который все же существенно выше допустимого).
Изменение сальдо внешней торговли, включая услуги с отрицательного значения на положительное говорит о стабилизации экономики республики.
Данные показателей экономической безопасности РФ во многом связаны с территориальными особенностями государства (к тому же пороговые значения отличаются от принятых в РБ) и не позволяют сделать однозначный вывод без более подробных исследований.
За период проводимых реформ после 1991 г. в сельском хозяйстве произошли значительные структурные изменения. При снижении доли животноводства удельный вес растениеводства в валовой продукции сельского хозяйства вырос. Увеличилась доля частного сектора в производстве продукции.
В процессе вхождения в рыночные отношения сельскохозяйственные предприятия столкнулись с организационно-экономическими проблемами управления технологическими процессами и совершенствования технологий производства. Резко снизилось применение минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, уменьшились капитальные вложения на производственные нужды и в развитие социально-культурной сферы села, осложнились экономические отношения между городом и деревней. При этом многие вопросы интенсификации развития сельского хозяйства в своей основе уже связаны с неопределенностью объективного и субъективного характера, то есть с рисками в их различных формах -- агроклиматические, биологические, экономические, экологические и другие, что на фоне массового нарушения агротехники оказывает существенное влияние на снижение биопродуктивности земель и устойчивости сельскохозяйственного производства. Последнее обусловливает необходимость развития в сельском хозяйстве специфического менеджмента, адекватного реальным (локальным, региональным) природно-ресурсным возможностям (потенциалу) сельскохозяйственного производства и новой рыночной среде прямого и косвенного воздействия. Поэтому особую актуальность приобретает использование принципов адаптивного управления технологиями производства (при неизвестных или изменяющихся случайным образом характеристиках управляемого процесса), основу которых в сельском хозяйстве должен составлять адаптивно-ландшафтный подход.
Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны.
Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство. В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5 %. Аграрное производство представлено двумя ведущими отраслями: растениеводством и животноводством.
Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом. [2]
Основная часть
Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, повышение его устойчивости и эффективности определяется многими факторами, в т.ч. увеличением капитальных вложений, внедрением новых прогрессивных технологий, повышением эффективности используемых ресурсов производства на основе реализации имеющегося научно-технического, производственного, организационно-управленческого потенциала. Это в свою очередь обусловливает поиск новых, научно-обоснованных методов управления сельскохозяйственным производством, которое представляет собой сложную, динамическую, иерархическую систему существенно различных, но взаимосвязанных отраслей.
Сельскохозяйственное производство -- многокомпонентная система, конечный результат функционирования которой во многом зависит от сбалансированности ее подсистем -- технологической, экономической, социальной и экологической, которые функционально должны отражать содержание процесса сельскохозяйственного производства и его стадий, реализуясь через организационные формы хозяйствования на основе зональных (региональных) систем ведения агропромышленного производства.
Систему ведения сельского хозяйства в условиях рынка следует рассматривать в расширенном аспекте - как комплекс организационно-экономических, технологических, технических и социальных мероприятий, рационального построения и управления сельскохозяйственным производством применительно к природно-экономическим условиям с целью удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию при наименьших затратах труда и средств на ее производство -- обеспечение охраны окружающей среды и на основе достижений научно-технического прогресса.
Основной проблемой сельского хозяйства РБ является неэффективное производство. [1]
Поэтому первостепенной задачей аграрного сектора на первом этапе (до 2010 г.) является повышение экономической эффективности производства, обеспечение экономического роста.
Для этого необходимо:
всемерное содействие развитию научных исследований по приоритетным направлениям и существенное усиление работы по их использованию в производстве;
развитие конкурентных преимуществ АПК, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.);
укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, его техническая модернизация и переход на этой основе на современные высокопроизводительные, ресурсосберегающие технологии;
эффективное использование производственного потенциала и ресурсов;
концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высокоокупаемых видах производства;
значительный рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
совершенствование ценовой политики, устранение ценового диспаритета;
трансформация неэффективных предприятий АПК в новые рыночные структуры;
создание условий, в которых могут эффективно работать как коллективные предприятия, так и индивидуальный сектор;
реализация целевых программ поддержки сельского хозяйства за счет госбюджета;
стимулирование экспорта продукции. [2]
Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры АПК и охватить большинство фермерских хозяйств. [2]
Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства требует значительных финансовых ресурсов. Основными мерами по активизации инвестиционной деятельности станут:
повышение платежеспособности предприятий, увеличение собственных источников финансирования;
расширение системы лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так и за счет возможностей организаций перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон);
привлечение иностранных инвестиций и свободных средств граждан при реализации предпринимательской деятельности;
сохранение централизованной государственной поддержки. [3]
Активизации инвестиционной деятельности будет способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким контролем государства.
Предусматриваются новые подходы к социо-культурному развитию села. В стратегическом плане село рассматривается не только как агропромышленная сфера, но и как социально-территориальная подсистема, выполняющая широкий спектр народнохозяйственных функций (демографических, культурных, рекреационных, природоохранных и др.). [4]
В сельской местности необходимо создать условия жизни близкие по качественному содержанию к городским. Сельские жители должны иметь благоустроенное жилье и равный с городскими жителями доступ к учреждениям здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания. [4]
Для сохранения природной среды необходимо от концепции развития сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза.
Важную роль в решении этих проблем должна сыграть реализация Программы социально-экономического развития и возрождения села, локальных стратегий устойчивого развития («Местные повестки дня на XXI век») в районах, малых городах и деревнях.
Заключение
От успехов агропромышленного комплекса напрямую зависит развитие и процветание страны, возрождение белорусской деревни, преодоление бедности и рост благосостояния граждан Республики Беларусь.
На сегодняшний день в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами и целевыми программами продолжаются процессы коренного изменения хозяйственного и технологического укладов на селе, превращения аграрного производства в агробизнес, базирующийся на современных ресурсосберегающих и информационных технологиях. Наиболее динамично развиваются узкоспециализированные сельскохозяйственные предприятия которым удалось за минимальный срок внедрить в хозяйственную практику инновационные разработки и использовать возможности рыночного спроса.
Главной задачей управления технологическими процессами в растениеводстве является достижение их эффективности с учетом имеющихся у сельхозтоваропроизводителей возможностей, включая доступные им инструменты и методы управления, а также внешних ограничений, задающих главные параметры технологических процессов.
Экономическое содержание высокоэффективных технологий заключается не только в использовании средств и техники лучших мировых стандартов, но и в научно обоснованном нормировании ресурсов, методология которого должна быть основана на их технологических особенностях, что сопряжено с различными условиями ведения сельскохозяйственного производства.
В сельском хозяйстве основным ресурсом и главным средством производства является земля (почвенное плодородие), а другие (трудовые, материальные, финансовые и пр.) ресурсы способствуют ее воспроизводству и получению сельскохозяйственной продукции. Отсюда эффективностью сельскохозяйственного производства следует управлять, начиная с формирования технологий, то есть со стадии вовлечения ресурсов в технологию, а не с момента реализации продукции.
Сельское хозяйство обладает рядом специфических особенностей, которые обусловливают необходимость учета объективных воздействий на эффективность реализации технологий производства:
- зависимость от природных сил;
- ограниченность пространственных рамок (площади сельхозугодий) производственной деятельности;
- невозможность влияния на ускорение процесса производства во времени;
- невозможность монополизировать производство сельскохозяйственного сырья в силу вегетационности технологического процесса;
- специфичность организации социальной сферы (организация трудовой деятельности);
- обязательность наличия значительной доли постоянных затрат;
- выраженность сезонности производства, растянутость времени производственного цикла;
- неадекватность изменения цен на продуктовые товары ценам на сельскохозяйственное сырье.
Организационно-экономической сущностью управления эффективностью технологических процессов в сельском хозяйстве являются отношения по поводу формирования технологий, а также обеспечения нормативного регулирования производственных пропорций в рамках имеющихся условий (погодных, почвенных, технологических) и возможностей их реализации с учетом региональной специфики сельского хозяйства.
Сельская местность в достаточно большой степени отстает от города культурной и технологической области. Это связано с не заинтересованностью людей, отдаленность деревень, сложность с транспортом и недостаточном финансировании. Все это также служит поводом к миграции сельского населения в город. Культурный уклад в сельской местности необходимо совершенствовать и развивать: открывать библиотеки, клубы, школы, строить жилье для молодых семей и специалистов. Для повышения интеллектуального и культурного потенциала сельского населения должно способствовать развитие системы образования.
Основным принципом развития культуры является сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала.
Главные цели развития социально-культурной сферы села - формирование необходимых условий для жизнеобеспечения населения, создание основ для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда.
Приоритетными направлениями в этой сфере являются:
· повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения;
· совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов;
· развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности;
· модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности;
· повышение качества образования в сельской местности;
· улучшение медицинского обслуживания сельского населения;
· развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;
· развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;
· улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения.
Для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности предусматривается: [4]
реструктуризация сети сельских учреждений культуры, разработка и внедрение рациональных схем их территориального размещения с учетом конкретной социально-демографической ситуации в сельских населенных пунктах, сельсоветах, районах;
создание в агрогородках социально-культурных комплексов, включающих основные объекты культурно-досуговой деятельности: клуб, библиотеку, детскую школу искусств или классы по специальностям искусств и др.;
формирование на базе реконструируемых учреждений культуры в населенных пунктах, где существование отдельных учреждений культуры является нецелесообразным, интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые и другие услуги:
создание 22 районных и сельских домов ремесел, обеспечивающих сохранение, обогащение национальных и местных обычаев, обрядов и фольклора, традиций народного декоративно-прикладного искусства; открытие 6 детских школ народного творчества и народных ремесел;
определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб (музеев под открытым небом). Формирование на их основе усадебно-этнографических комплексов для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности, туристического показа и обслуживания, объединенных межрегиональными туристическими маршрутами. Обеспечение развития инфраструктуры сельского туризма с использованием местных традиций и обычаев;
улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел, возобновление и организация работы передвижных библиотек, оснащенных необходимым культурно-информационным оборудованием;
модернизация устаревшего кинопроекционного оборудования в сельских учреждениях культуры, при необходимости обеспечение их видеопроекционными системами;
обеспечение целевого комплектования библиотечных фондов общественно-политической, художественной и детской литературой, изданиями по вопросам ведения приусадебного хозяйства, строительства индивидуальных жилых домов, подписки на общественно-политические газеты, литературно-художественные периодические издания; завершение компьютеризации крупных сельских библиотек;
ежегодное проведение республиканского фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с оказанием конкретной помощи в укреплении материально-технической базы сельских учреждений культуры;
шефство творческих организаций, учреждений культуры и искусства, учебных заведений над сельскими учреждениями культуры. Организация на базе крупных сельских домов (центров, дворцов) культуры 250 площадок филармонического и театрального обслуживания населения;
Проведение мероприятий по развитию учреждений культуры в сельской местности даст возможность расширить культурно-досуговую деятельность, приобщить население к культурно-историческому наследию, внедрить новые формы культурного обслуживания сельского населения, создать 186 сельских учреждений культуры качественно новых типов.
Список литературы
1. Сельское хозяйство РБ 2006. Статистический сборник. Минск, 2006.
2. http://mshp.minsk.by/ - официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ
3. www.belagromech.basnet.by - официальный сайт РУП «Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства»
4. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Формування організаційних структур управління підприємством |
Контрольная работа | Соціологія культури |
Контрольная работа | Основы делопроизводства |
Контрольная работа | Структурные уровни живого 3 |
Контрольная работа | Техническое обслуживание автомобиля |