Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Принципы русской бухгалтерии

Рассматривая многовековую историю, можно выделить целый ряд существенных принципов, определяющих основы российской учетной мысли.
Считается, что Русское государство возникло в 862 г., и можно только предполагать, что первые полтора века применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором дани и регистрацией торговых оборотов.
Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность его владельца - князя, именно поэтому размеры дани не регламентировались.
Князь мог взять все, что считал нужным для себя и излишки для податного населения. Эта черта хозяйственного быта оказала огромное влияние на русский учет, сформировав его первый принцип, так или иначе просуществовавший на протяжении всей нашей истории:
Государство является собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране .
Должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей; в обществе вертикальные правовые отношения преобладают над горизонтальными; частная собственность носит подчиненный характер и каждый человек отдает все князю и все от него получает.
Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью Христианства, православной религии. В монастырях появились многие идеи русской бухгалтерии. За монастырскими стенами возник второй принцип русской бухгалтерии:
За каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо (материально-ответственное лицо) или группа лиц.
Ответственность была не только материальной, но и уголовной - личной. В случае недостачи виновного избивали, лишали жизни, а уже много позже Иван Семенович Пересветов (публицист XVI в.) советовал в помещении складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу. Это было бы предупреждением для вновь принятых на работу.
Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной техники, которая требовала строго разделения учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других ценностей; последовательного проведения инвентаризаций (причем учетные остатки сверялись с натуральными, а не наоборот).
Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига. Новые хозяева попытались сразу навязать свои учетные стандарты, коренным образом изменив налогообложение. Они пытались ввести персональное налогообложение - подать стала подушной, ее должен был платить каждый мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые проведена перепись населения. Она была бухгалтерской инвентаризацией людей «положенных в число». Так возник третий принцип:
Человек - объект учета, ибо каждый человек так или иначе подотчетен.
Однако принесенное извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не просуществовали долго. Подавляющее большинство неплательщиков считало несправедливым то, что и богатые и бедные выплачивают одинаковые подати. Это привело к возникновению круговой поруки, которая предопределила четвертый учетный принцип:
Платежи несет общество, и недоимка любого из его членов возмещается остальными членами мира, общества (коллектива).
Это принцип дожил и до наших дней в форме так называемой коллективной материальной ответственности.
С XV по XVII вв. в России не происходит каких-либо изменений в политической, экономической, и культурной жизни. В это время развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся твердые задания не только в государствах, но и в частных хозяйствах. Каждому работнику задается урок - своеобразное «плановое задание», «норма выработки». В связи с этим пятый принцип учета.
Каждый работник должен получить урок, т.е. сколько и какой именно работы и в какие сроки он должен выполнить.
Это имело своим следствием желание работника получить как можно меньшее задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно больше. Много веков спустя эта национальная идея уроков приведет к трансформации американской системы «стандарт-кост» в советский нормативный метод учета.
В средневековой России торговля, особенно мелочная, была относительно развита. В учете предполагалась коллация - выверка всех расчетов как дебиторской, так и кредиторской задолженности один раз в неделю. Таким образом, шестой принцип учета - коллацию - можно сформулировать так:
Все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности, должны быть выверены.
В это же время окончательно формируется приоритет вертикальных административно-правовых связей, и практически игнорируются горизонтальные гражданско-правовые отношения. Сама коллация трактуется как вытекающая из обычаев народа, а не из закона. Так возникает седьмой принцип.
Обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними лицами.
Это принцип иерархии отношений, принцип, допускающий волю начальника как источник права, необходимо всегда иметь в виду.
И отсюда вытекают сверх важные последствия для учета. Его понимают не столько как средство управления хозяйственными процессами, сколько как трудовую повинность, наложенную на администрацию вышестоящими начальниками. Развитие государственного и монастырского хозяйства привело к появлению еще одного (восьмого) принципа - принципа экономии. Он выразился, прежде всего, в зарождении калькуляции.
Цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством.
Этот принцип стал роковым и для учета, и для экономики страны. В первом случае он требовал строжайшего исчисления себестоимости готовой продукции, во втором - приводил к хронологическим дефицитам, или к затовариванию .
В московский период складывается необыкновенный интерес к учетным процедурам, возникает девятый принцип - принцип обрядолюбия.
Внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания: казаться - важнее, чем быть.
К XVII в. сложился довольно строгий порядок описания фактов хозяйственной жизни. Он включал:
1) дату;
2) текст;
3) количество (денег, продуктов, материалов) .
Однако теоретическая любовь к порядку оформления документов и регистров не избавила практический учет от небрежностей и ошибок.
Последние века мало что дополнили к этим принципам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.