Конспект лекций по предмету "История науки"


Социальные предпосылки античной науки

Материально-технический уровень древнегреческой цивилизации не отличается качественно от уровня древневосточных цивилизаций. Поэтому в поисках причин подъёма науки на совершенно новый уровень необходимо обратиться к устройству общества.
В Древней Греции научное знание не было монополизировано жрецами или чиновниками, не было привилегией закрытых сословий, не было государственной тайной, не было защищено авторитетом и властью (наоборот, нередко вступало с ними в конфликт), не было целиком поставлено на службу государству и религии. Оно впервые в истории было результатом свободных и личных усилий отдельных лиц, целью деятельности которых в свободное время, на досуге, было знание ради самого знания – достижение истины ради неё самой. Греческая философия изначально выступила как личное дело, свободное исследование, свободное знание.
Институты рабовладельческой политической демократии вызвали к жизни ораторское искусство, искусство ведения обсуждения, дискуссии и спора, что породило не только необходимость в изучении языка, но и в создании искусства убеждения, обоснованиясвоего мнения (риторику), наконец – в изучении форм мышления и создании логики, как общей теории аргументации и доказательства. Греческая философия и наука – продукт свободы: свободы слова, свободы мысли, признания достоинства личности, равноправия свободных людей. Она была результатом своеобразного «рынка идей», «античного рационализма», свободного состязания умственных способностей и личных талантов, где ни у кого нет заранее установленных привилегий, где достоинство той или иной идеи выявляется публично, в свободном испытании и критике, где решающим основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат лишь открытые всем факты опыта и доводы разума, но не традиция, авторитет и вера.
Лишь в такой общей духовной атмосфере восточное предписание и указание может превратиться в доказательство, утверждение – в теорему, набор советов и инструкций по решению задач – в систему знаний, в дедуктивную науку.
В этой социальной и интеллектуальной атмосфере безличный суггестивный миф, циркулирующий в коллективном сознании и освящённый авторитетом власти и церкви, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, духовной самостоятельности, умственной независимости, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, невиданному ранее плюрализму взглядов, мнений и теорий – не по частным вопросам, а по общим проблемам религии и нравственности, устройства государства и мира в целом. За короткий срок в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, гипотез, научных программ, теорий, философских учений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.