Конспект лекций по предмету "История науки"


Тема 3. Возникновение науки

1. Предпосылки возникновения науки.
Можно, конечно, объяснять возникновение науки появлением пришельцев из Космоса и утверждать, что уже древние египтяне владели такими знаниями, до которых нынешняя цивилизация ещё не доросла. Однако при всей своей привлекательности это захватывающее воображение объяснение страдает существенными недостатками. Во-первых, одну непонятную вещь оно объясняет посредством другой ещё более непонятной вещи, ведь о науке и о человеческой истории мы знаем всё-таки неизмеримо больше, чем о пришельцах. Невозможно сделать вопрос более ясным, отсылая в туманную даль Космоса. Во-вторых, оно наивно и имеет сказочный, эмоционально-фантастический характер, продолжая древнейшие традиции мифологического мышления. В третьих, что гораздо важнее, оно не отвечает на вопрос о возникновении науки, а просто отодвигает его дальше: мы должны тогда спросить, откуда взялась наука у инопланетян. Наконец, подобное мнимое «объяснение» по существу совершенно неинтересно, поскольку ничего не даёт ни для понимания сущности науки, ни для понимания её места в нашем, человеческом обществе и значения её для людей. К тому же, к счастью, и нет необходимости прибегать к столь «сильной» гипотезе, которая объясняет сразу всё, а потому не объясняет ничего, если мы можем найти естественное и вполне «земное» объяснение, проследив шаг за шагом не только процесс «рождения» самого феномена науки, но и конкретное происхождение тех или иных научных знаний.
Попробуем исходить из того, что 1) люди сумели создать науку самостоятельно, своими собственными силами, что 2) наука возникла в обществе, достигшем известной высоты развития материальной и духовной культуры, что 3) имелись существенные причины для её появления (предпосылки и основания), что 4) возникновение науки было не случайным событием, но закономерным процессом, что наука составляет необходимую сторону деятельности людей на известной ступени развития общества.
Проблема «начала» науки. Когда и где впервые в истории человечества появляется наука, первые научные знания, первые учёные? Историки науки существенно расходятся друг с другом в своих ответах на вопрос о месте и дате «рождения» науки. История и в этом случае, как и во многих других, зависит от теории, от теоретических представлений о том, что такое «наука», а тем самым зависит и от философских взглядов историка.
Вот основные позиции:
- наука появилась тогда, когда появился homo sapiens, и существует она столько же времени, сколько существует человек, обладающий разумом и способный к познанию мира; ведь в любом разумном познании есть какое-то объективное и истинное содержание, следовательно, - научное; можно сказать, что для сторонников такой позиции не существует принципиального различия и чёткой границы между обыденным и научным знанием; такая позиция имеет сильную и слабую строны: действительно, важно не отрывать научное познание от обыденного, но и отождествлять их не стоит, важно установить их различие;
- наука может появиться лишь в обществе, достигшем известной высоты развития; а именно, она появилась в результате длительной, в течение многих сотен тысяч лет, эволюции человеческого общества, в результате постепенного накопления и обобщения обыденного, повседневного, жизненно-важного, в том числе практически-технического, опыта – в земледелии, ремесле, торговле, общении друг с другом; это произошло после неолитической революции в первых «речных» цивилизациях Древнего Востока (Древнем Египте и Древнем Вавилоне), в IV-III тысячелетиях до Р.Х.; появление научных знаний – часть социальной революции, приведшей к возникновению цивилизации, существенно отличающейся от предшествующих её дикости и варварства, от первобытно-общинного и родо-племенного строя; после возникновения первых элементов научного знания начинается непрерывный процесс его расширения, накопления, совершенствования, развития на основе ранее достигнутого;
- наука – результат «греческого чуда», она возникла в древнегреческих рабовладельческих демократических полисах (городах-государствах) начиная с VI в. до Р.Х.; наука не могла появиться в древневосточных деспотиях на основе религиозно-мифологического мировоззрения, она могла появиться лишь в атмосфере греческого рационализма на основе философского мировоззрения, основанного на идеях субстанциальности, сущности, сохранения, материи, естественной причинности, объективности, истинности, систематичности, рефлексивности, обоснованности, доказательности, диалогической критичности, личной свободы и т.д.; всё-таки главное в идее науки – рациональное обоснование, доказательство и системность, которые отсутствуют в знаниях Древнего Востока;
- наука возникает в конце европейского христианского средневековья, в XIII-XIV веках, когда на почве европейского феодализма, городской культуры и христианской церкви постепенно вызревает идея соединения схоластической университетской традиции (высокой логической культуры) и ремесла (опыта практической деятельности), начинается отход от античной (аристотелевской) парадигмы и формируется идея экспериментально-математического метода изучения природы;
- наука возникла в XVII в. в результате социальной революции XV-XVI в.в. (названной эпохой Возрождения), связанной с переходом от феодального общества (аграрного, традиционного) – к раннебуржуазному (мануфактурно-промышленному, динамичному, инновационному), с появлением новых форм социальной организации науки (академий в противовес университетам) и экспериментально-математического естествознания, прежде всего – классической динамики Галилея и Ньютона; наукой в собственном смысле слова можно называть лишь познание, основанное на систематическом взаимодействии эксперимента, математики и теоретических (философских) моделей мира;
- наука в собственном смысле слова возникает не тогда, когда исследованием (специально познавательной деятельностью) занимаются одиночки в свободное время, но лишь тогда, когда появляются профессиональные учёные-специалисты (эксперты), когда наука становится социально признанной оплачиваемой массовой профессией, когда возникает глубокое и потоянно усиливающееся разделение научного труда, налаживается массовое производство специальных знаний, когда образуется постоянная связь науки с производством, начинается систематическое применение результатов научного исследования в производстве – то есть лишь в XIX в.; лишь применительно к этому времени можно говорить о науке как самостоятельном социальном институте, существенно-важном для всей общественной жизни;
- если можно не признавать существование науки в собственном смысле слова ни на Древнем Востоке, ни в Древней Греции, ни в средневековой Европе, ни даже во времена Галилея и Ньютона, то и современную науку можно считать лишь преддверием «настоящей» науки, которая появится лишь в будущем.
Если науки когда-то не было, и она возникла, то имелись причины, основания её появления. Вообще говоря, можно считать её появление случайностью и полагать, что люди и сегодня вполне могли бы жить без науки. Можно считать её появление (к какому бы времени его ни относить) результатом какого-то невероятного совпадения, резонансного «синергизма», аномального исключения, «толчка» из Космоса, несчастного случая и т.п. и т.д. Можно даже считать это возможное вненаучное течение человеческой истории более предпочтительным, поскольку в этом случае не было бы всех тех «зол», которые якобы принесла нам наука (по мнению её многочисленных критиков в XIX-XX вв.). Возможно, однако, что появление науки было закономерным до такой степени, что она не могла не появиться, поскольку составляет необходимую сторону деятельности человека на известной ступени его развития: подобно тому, как ребёнок в известном возрасте начинает говорить, а молодой человек в юности начинает интересоваться вещами, не занимавшими его в детстве. С точки зрения понимания сущности и значения науки именно эта позиция представляется наиболее привлекательной – она позволяет связать воедино и тем самым объяснить множество вещей, в противном случае представляющихся бессвязным набором разрозненных событий или сведений. Почему возникла наука, каковы были причины её появления?
Предпосылки, или основания для возникновения науки можно разделить на три взаимосвязанных вида: 1) духовные, религиозно-мифологические; 2) материально-технические, 3) социально-политические.
Религиозно-мифологические предпосылки. Начиная с первых греческих философов, наука нередко противопоставляется мифам и религиозным верованиям как альтернативный способ мыслить и объяснять мир, и в известном смысле это совершенно верно. Однако необходимо учитывать, что мифы – это исторически первый способ объяснения, или понимания человеком окружающего его мира и самого себя. И философия (наука) отрицает (опровергает) миф в том же смысле, в котором бабочка отрицает куколку, а плод отрицает цветок. В текстах «Вед» или в рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, представления, идеи, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение сотен тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других существ и рассказы о них и их взаимоотношениях между собой и с людьми. Но это такие образы, которые возникли в коллективном сознании доисторических общностей людей, такие рассказы, которые передавались в устной форме из поколения в поколение с незапамятной древности, и которые в наглядной, образной и понятной всем «сказочной» форме, по аналогии с жизнью, желаниями и поступками самого человека объясняли происхождение мира, его устройство (небо и земля, свет и тьма, день и ночь и т.д.), главные явления природы (горы, море, ветер, огонь и т.д.), а также происхождение человека (жизнь, смерть, страдание, добро и зло и т.д.) и общественных порядков, традиций, норм поведения, религиозных обрядов. «Мифологией» прежде всего называют совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в более-менее связную совокупность образов-идей, в мировоззрение древнего человека, как члена архаической человеческой общности, ещё до возникновения первых цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Мифология достигает своего высшего развития в храмовой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации, письменности, жреческого сословия. Мифы, возникшие в доисторическое время, в незапамятной древности, записываются, систематизируются, обобщаются, становятся предметом рефлексии и поэтического вдохновения, им придаётся художественная форма, они становятся предметом богословских размышлений жрецов – так возникают и первые эпические произведения (например, космогонические поэмы Гомера и Гесиода), а также священные книги.
Первые элементы или «зачатки» научных знаний и появляются в недрах древневосточных сакрально-когнитивных комплексов, идейная структура которых определяется ещё более древними мифами. Эту религиозно-мифологическую «подкладку» грамматических, арифметических, геометрических или астрономических знаний необходимо учитывать, как мы уже говорили, при изучении генезиса и сущности первичных, «архаических» форм научного знания. Вместе с тем не менее важно различать рационально-научное «зерно» от мифологической «оболочки». Например, древнеиндийская мифология совершенно отлична от древнеегипетской или древнееврейской, но математическое содержание священных текстов тождественно: отношение длины окружности к её диаметру от религиозно-мифологических представлений не зависит. Равным образом при исследовании генезиса античной науки необходимо помнить, что научно-философское, теоретическое мышление возникает в качестве критической рефлексии над мифологическими образами, которые не только служили точкой отталкивания и критики, но как в «рафинированном», философски очищенном, виде, так и во вполне буквальном своём содержании входили в состав философских учений на всём протяжении античности (наиболее яркий пример – творчество Платона и неоплатоников).
Материально-технические предпосылки. Важнейшее значение для понимания генезиса науки имеет изучение развития предметно-материальной, творчески-преобразовательной деятельности человека, его «умений», или «искусств». Уже первый историк науки, Аристотель, указывал, что наука возникает после искусств-ремёсел и на их основе как более высокий вид знания: «Поэтому, когда все такие искусства были созданы, тогда были приобретены знания не для удовольствия и не для удовлетворения необходимых потребностей, и прежде всего в тех местностях, где люди имели досуг»[7].
Судить об уровне и характере этой деятельности, в которой человек создавал «вторую природу», искусственную среду своего обитания, материальную культуру, можно по сохранившимся до нашего времени орудиям труда древних (в том числе первобытных) людей и по предметам их быта, в которых воплощены, и как бы «застыли» в материальном субстрате способы, формы деятельности человека с веществом и энергией природы. Именно в процессе активной, «спонтанной» творческой деятельности, применения своих сил и способностей, реализации своих потребностей человек знакомился с устройством мира и со свойствами составляющих его предметов.
Основополагающим философско-методологическим принципом исследования генезиса науки служит положение о том, что всякое знание, в том числе и научное – продукт творческой активности человека. Оно не «получено» им в готовеньком виде от каких-то других фантастических существ, не «принято» как радиоприёмником (идееприёмником) из некоего «энергоинформационного поля», где оно уже «было» (современный аналог старой доброй теории божественной инспирации). Оно создано самим человеком. Познание неотделимо от практической деятельности. Человек познаёт мир лишь постольку, поскольку он действует в нём и создаёт то, что ему нужно для жизни.
В простейшей первобытной «технике» уже были «синтезированы» потребность человека, цель его деятельности, «идея», и свойства вещей внешнего мира. По сохранившимся вещественным «следам» деятельности людей прошлого мы можем реконструировать формы и способы этой деятельности, а по этим последним – связанные с ними «представления», «идеи», знания. До того, как сформировались первые научные понятия, был накоплен огромный опыт практической деятельности, огромный массив практически-эмпирического, обыденного знания, навыков и умений, который и послужил основанием для первых понятий, обобщений, идеализаций. Лишь практическая деятельность даёт представление о твёрдости, мягкости, гибкости, тяжести и лёгкости, о движении брошенного тела, его траектории и его зависимости от приложенного усилия. Уже простейшим ручным рубилом можно было производить многочисленные операции (срезать ветви и побеги, отделять шкуру убитых животных от мяса, очищать кожуру плодов, раскалывать орехи, скоблить, размельчать, растирать, разрывать землю в поисках корнеплодов и т.д.) в которых и посредством которых человеку и открывались физико-механические свойства вещей. С простейшими и абсолютно необходимыми для жизни способами деятельности древних людей были связаны начальные представления об ударе, толчке, силе, разделении тел, изменении их формы. Овладение огнём дало первую возможность воздействовать на свет и тепло. Искусство добывания и поддержания огня – первая форма энергетики, она дала человеку огромные возможности для воздействия на внешний мир, для его познания. Например, варка и жарка пищи на огне – первые управляемые человеком процессы превращения веществ («химические» процессы). Операции, связанные с добыванием огня - высекание, выскабливание, высверливание расширяли представления о механических процессах и их связи с энергией. Огонь дал возможность человеку обжигать глину, плавить металлы и т.д. и т.п. С позднего каменного века начинается развитие одного из важнейших человеческих искусств – построения жилищ (землянок, свайных построек, «мазанок») и ритуальных каменных сооружений (менгиры, кромлехи, долмены). Строительная деятельность приводит к изобретению рычага, клина, наклонной плоскости, катка – простых машин, идеализация которых и положит в будущем начало механике как науке. Если бы не был человеку нужен рычаг для перемещения тяжестей, не было бы и статики как науки. Богатый опыт познания внешнего мира давали мастерские каменотёсов, гончаров, плотников, кожевников, ткачей, красильщиков, кузнецов и т.д. Заметим, что возникновение теории государства (в работах Платона) основано на анализе разделения труда. Практические потребности земледелия, зависимость растительного мира от погоды заставили человека обратить самое пристальное внимание на ход времени, на закономерную смену и последовательность времён года, на движение небесных светил. Если бы человек не имел потребности в планировании своей деятельности, астрономия не имела бы шансов на существование.
В раннем неолите начинается развитие важнейшего искусства обжига глины, в котором особенно отчётливо проступает связь и различие «формы» и «материи» - идеи, имеющей принципиальное значение для возникновения науки. Гончарное искусство сделало человека настоящим «демиургом», способным придавать «материи» любую форму, воплощая в ней свою мысль (идею). Проблема отношения идеи и материи – основная для всей античной философии. Глина дала возможность древним шумерам и вавилонянам фиксировать мысль в письменной, долговечной форме – древнейшие научные знания дошли до нашего времени на глиняных дощечках. Ремесленное искусство создало важнейшую материальную предпосылку для возникновения научного знания, которое немыслимо без письменной фиксации. Важную роль в генезисе науки в Древнем Египте сыграло искусство обработки папируса – второго важнейшего материала для объективной фиксации первых научных идей.
Ко времени неолитической революции относится и начало использования металлов и, соответственно, - познания их свойств. Первыми, вероятно, были золото, серебро и медь, которые привлекли внимание своим блеском, большим удельным весом, и, главное, ковкостью, т.е. способностью изменять свою форму вследствие удара. Огромное значение имело открытие явления плавления, которое давало понятие об изменении агрегатного состояния вещества в результате действия тепла. Настоящая техническая революция была произведена открытием железа и стали. Применение металлов привело к к революции в земледелии, которая, в свою очередь, сделала возможным появление первых древневосточных речных цивилизаций. Развитие материально-технических основ человеческой жизни подготовило и социальную революцию, без которой наука не могла бы появиться на свет. Материальная основа жизни людей, развитие многочисленных умений-искусств послужило неисчерпаемым первоисточником образов-идей для формирования научных представлений. Развитие этих искусств, способности человека воздействовать на внешний мир было, однако, тесно связано и с развитием самого общества, его внутреннего устройства, разделения труда, способов взаимодействия людей друг с другом, изменением способов их общения, в том числе – развитием языка. Для возникновения науки необходимо было формирование и её социально-политических основ.
Социально-политические предпосылки. Первые цивилизации появились в результате длившейся несколько тысяч лет неолитической революции, сущность которой – в переходе от присвоения готовых продуктов (собирательства, охоты, рыболовства) и кочевничества к систематическому производству необходимых для жизни вещей и оседлости, в появлении устойчивого общественного разделения труда (в частности, отделении друг от друга скотоводства, земледелия, ремесла и торговли), в возникновении социальной структуры общества (социальных различий между людьми). В результате всех этих процессов произошёл и первый в истории «демографический взрыв», который сделал возможным появление первых в истории государств. Видимо, древнее земледелие быстро приводило к истощению почвы. Поэтому наиболее устойчивые поселения возникли в долинах крупных рек (Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Меконга и Хуанхэ), которые каждый год во время разлива приносили новые слои плодородного ила. Здесь в IV-III тысячелетиях до Р.Х. впервые возникают крупные поселения с внушительными общественными постройками – ирригационными сооружениями (каналы, водохранилища, дамбы, плотины и т.п.), городскими стенами, храмами и дворцами. Впервые в истории появляется феномен города, с которого и начинается история цивилизации – общности людей, которая основано не на кровном родстве (род и племя), а на общности территории и языка, на регулярном обмене деятельностью и её продуктами, на социальных различиях между людьми, т.е. различиях в их положении в обществе, в их роли и «функции» внутри общественного целого. Люди общего положения образуют систему социальных групп - сословий, варн, каст, классов и т.д. Совокупность этих социальных слоёв в их взаимных отношениях образует социальную структуру общества: появляются богатые и бедные, знать и простолюдины, свободные и рабы, царь и придворные, солдаты и военачальники, землевладельцы и общинники, ремесленники и крестьяне, наёмные и домашние работники, прислуга и т.д. и т.п. Эти города стали центром государственного управления. Впервые в истории человечества появляется сам феномен «государства» и «политики». В древневосточных цивилизациях сложилось мощное бюрократическое государство, «восточная деспотия», которая была главным организатором общественных работ, связанных с общей зависимостью от главного источника жизни, реки, или с военными действиями. Активное вмешательство государства в экономическую, хозяйственную жизнь семейных общин породило многочисленную администрацию, бюрократию, сословие чиновников, одна из главных задач которых состояла во взимании налогов. Здесь впервые появляется и храмовая религия, тесно связанная с государственной властью, а вместе с развитым религиозным культом – его «профессионалы», жреческое сословие, а вместе с ним – религиозная идеология, письменная систематизация древнейших мифов, первые священные книги, теология.
В этих первых государствах накопленная огромная масса активной человеческой деятельности и связанного с ней практического опыта впервые обобщается и фиксируется в своей «идеальной» (идеализованной, знаковой, письменной) форме – в форме научного знания. Наука и цивилизация – ровесники. Появление письменности и научных знаний, появление грамотных, «учёных» людей, располагающих досугом и занятых умственным трудом – один из важнейших признаков формирования цивилизации.
В древневосточных цивилизациях в начале III тысячелетия до Р.Х. мы и находим ключевые социальные фигуры для понимания генезиса науки – чиновников (писцов) и жрецов. Потребности согласования деятельности больших масс людей, упорядочивания движения большого количества предметов, иначе говоря - потребности государственного управления, взимания налогов, учреждения и соблюдения законов, потребности обмена, торговли, денежного обращения, религиозного культа с необходимостью привели и к созданию письменности, и к письменной «кристаллизации» первых элементов научных знаний.
Весь государственный доход от многообразных занятий крестьян и ремесленников находился под контролем жрецов и чиновников, которые, конечно, не могли удержать в памяти все эти горшки и мешки. Поэтому они придумали систему знаков для записи проходившей через их руки и хранившейся в царских и храмовых кладовых продукции. Эти знаки вещей и связанных с ними идей запечатлевали на листах папируса, глиняных дощечках, коже, древесной коре, пальмовых листьях и других «носителях информации». Эти знаки состояли первоначально из рисунков соответствующих предметов и знаков чисел. Число – первое понятие собственно научного мышления. Поэтому исследование происхождения понятия числа и его развития имеет важнейшее значение для понимания генезиса науки. Шумеро-вавилонские глиняные дощечки рубежа третьего тысячелетия до Р.Х. сохранили для нас древнейшую систему этого «рисуночного» письма и простейшего счисления. Они содержат исключительно записи количества продуктов и изделий, доставлявшихся в кладовые либо выдававшихся из них. Первоначальный способ записи использовал порядка двух тысяч различных знаков. В дальнейшем система знаковой записи совершенствовалась, унифицировалась, упрощалась. Упрощение было достигнуто посредством перехода от рисунков к иероглифическому способу записи - введению условных знаков для слов, предметов и понятий. Этот способ записи, сохранившийся до сего дня у китайцев, японцев, корейцев также приводит к появлению большого числа знаков. Уже древние шумеры ограничили рост их числа тем, что наряду с условным обозначением видов самих предметов (идеограмм) ввели также обозначения для звуков, из которых состоят наименования этих предметов. Так возникла фонетическая запись, для которой, в частности, применялась клинопись. Изобретение первого алфавита на основе клинописи приписывается финикиянам (XIII в. до Р.Х.) – в нём было всего лишь 22 знака! На основе финикийского алфавита возник позднее древнегреческий алфавит, а греческие слова и сегодня составляют основу научного языка, начиная с самого названия многих наук. Архимед использовал буквы древнегреческого алфавита и для записи чисел.
Письменность была создана чиновниками и жрецами для практических целей, но она создала важнейшую предпосылку для возникновения науки. Возникла система знакового обозначения, которая в отличие от исторически первых знаков и символов (жестов и звуков), позволила зафиксировать мысль в долговечном материале природы, и, отделив мысль от её непосредственного носителя, хранить и передавать её из поколения в поколение в точном и неизменном виде (в отличие от «испорченного телефона» устных рассказов - преданий, легенд и мифов). Знание перешло из субъективной, внутренней, психической реальности, ограниченной способностями и возможностями отдельного индивида – в объективную или идеализованную форму. Появилась возможность не ограниченного возможностями психики отдельных людей накопления знания, его коллективного усовершенствования и систематизации.
Но для реализации этой возможности должны были появиться и люди, располагавшие свободным временем для такого рода занятий. Видимо, лишь на ступени цивилизации после многих тысяч лет технической эволюции сельское хозяйство и ремесло дают возможность производить те излишки (сверх потребности производителя), которые не только сделали возможной систематическую торговлю, но и освободили часть людей от непосредственной заботы «о хлебе насущном» и дали им досуг, «свободное время», которое можно было посвятить умственной, духовной работе. Появление людей «умственного труда», первой «интеллигенции» (чиновников, писцов, жрецов), было необходимой социальной предпосылкой возникновения научного знания. Руководство и управление совместной практической и духовной жизнью людей в государстве сосредоточилось в руках группы людей, хранивших веками накопленные, важнейшие для общественной жизни знания – о движении небесных тел, о способах определения времени, о приёмах гадания и предсказания, о главных событиях прошлого, войнах, стихийных бедствиях и деяниях великих царей, о способах землеустройства и строительства, об искусстве счёта и измерения, взимания налогов, хранения запасов, составления законов, лечения болезней, общения с богами и толкования их воли и т.д. Эти люди хранили откристаллизовавшиеся за века и тысячелетия наиболее важные для общества формы деятельности – практической и умственной, воплощённые в телесных носителях, в знаковых системах, в письменности, в «текстах».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.