Конспект лекций по предмету "История России"


Реформы и контрреформы второй половины XIX в.

Вторая половина XIX в. была одним из самых плодотворных периодов в истории существования царской администрации. Проведенные властью преобразования и реформы получили название «великих реформ». Власть стремилась, сохраняя политическую стабильность, осуществлять программу преобразований, путем целенаправленных действий «сверху». Народ получил столько прав и свобод, сколько смог реализовать в меру своей политической зрелости. Впервые в истории России начался процесс освобождения от бюрократического контроля.
Сама власть понимала необходимость установления в России конституционной монархии, а также общей политической модернизации. Однако из-за убийства Александра II этот процесс затянулся. Дальнейшее развитие эти идеи получили лишь в условиях первой русской революции 1905-1907 гг. надо сказать, что некоторые авторы проводят параллели между правлением Александра II и «перестройкой» М.С. Горбачева. В обоих случаях власть была поставлена перед фактом несостоятельности прежних методов властвования. Оба политика осознавали необходимость перемен во всей системе управления обществом и государством. Либерализация режима и раскрепощение общества были характерными чертами указанных периодов истории России. В принципе, само понятие «гласность», которое приписывают «перестройке» Горбачева, родилось в эпоху Александра II. Именно тогда обществу первый раз дали возможность выговориться, донести свое мнение. Это было время великих мечтаний, которое закончилось радикальным революционным способом.
Предложения о необходимости политической реформы исходили даже от высшей бюрократии. Весной 1862 г. министр внутренних дел П.А. Валуев выдвинул проект преобразования Государственного совета в выборный совещательный орган при императоре. Предполагалось превратить Госсовет в постоянно заседающую верховную палату, создав одновременно нижнюю палату – съезд государственных гласных (собирался 1 раз в год). Также П.А. Валуев предложил идею о необходимости реорганизации высшей исполнительной власти путем создания «особых совещаний» министров по самым важным вопросам. С этой целью в 1861 г. был создан Совет министров как совещательный орган при императоре. Совет министров созывался только по инициативе императора. В него входили председатель Госсовета, председатель Кабинета министров, министры и руководители главных управлений.
Как мы уже говорили, в начале своего правления Александр II взял курс на преодоление Россией экономического и политического кризиса. Он справедливо отмечал, что: «Гораздо лучше, чтобы освобождение крестьян произошло свыше, нежели снизу». Александр II даже обратился к дворянам в марте 1856 г. с заявлением о невозможности дальнейшего сохранения крепостного права. Далее 19 февраля 1861 г. Александр II подписал знаменитый Манифест об отмене крепостного права. С отменой крепостного права огромная масса бывших владельческих крестьян (20 млн. чел.) получила личную свободу и статус свободного сельского обывателя.
При этом крестьянская реформа должна была проводиться в два этапа:
- на первом этапе крестьяне объявлялись лично свободными, но земля оставалась в собственности помещиков. За пользование своими наделами крестьяне должны были нести феодальные повинности.
- на втором этапе предусматривалось решение земельного вопроса. Высшие границы земельных наделов крестьян по разным губерниям колебались от 3 до 7 десятин, а низшие от 1 до 2 десятин (1 десятина – 1 га). При этом у помещика должно было остаться не менее 1/3 всей земли поместья. Выкупная цена земли для крестьян должна была составить 6% годовых, т.е. величина годового оброка принималась за 6% от цены земли. Например, если годовой оброк составлял 18 рублей, то крестьянин должен был заплатить за землю 300 рублей.
В результате этого: 1. Крестьяне были вынуждены искать заработок на стороне, 2. Помещики в результате государственных облигаций (государство платило помещикам за крестьян облигациями госзайма) могли вести паразитический образ жизни и не нести госслужбу.
Отмена крепостного права потребовала проведения целого комплекса реформ, затрагивающих основные стороны жизни российского общества. Наиболее существенными из этих реформ считаются военная, судебная и земская.

Военная реформа

В результате военной реформы рекрутские наборы (на 25 лет службы) заменялись срочной службой в армии и на флоте. Срок действительной службы в армии был установлен 6-летний, отслужившие срок зачислялись на 9 лет в запас армии (на флоте сроки был 7 и 3 года). При отбывании воинской повинности целый ряд льгот был предоставлен по семейному положению и по образованию. Освобождались от призыва на действительную службу молодые люди, которые были единственными кормильцами своих семей, а для получивших образование значительно сокращался срок службы в армии.

Земская реформа 1864 г.

Освобождение огромной массы крестьян требовало перестройки системы местной администрации и суда. Если раньше крестьяне управлялись самими помещиками, то теперь эту массу «свободных сельских обывателей» надо было интегрировать в государственную систему управления. Созданная при Екатерине II система местного управления (дворянские собрания), не могла удовлетворить нужды управления в новой действительности. Требовались новые органы управления.
1 января 1864 г. Александр II подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», положившее начало земской реформе. Принципиальным отличием этой реформы было создание всесословных органов местного самоуправления. На место прежних сословных интересов ставились общеземские нужды и интересы.
Необходимость приобщения широких слоев населения к управлению диктовалась развитием рыночных отношений, развитием народного образования и здравоохранения. Правительство понимало, что одним бюрократическим аппаратом данную проблему решить не удастся. Кроме того сами чиновники были не прочь переложить свои функции на плечи народа.
Согласно «Положению» 1864 г. в губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения – уездные и губернские земские собрания для заведования местными хозяйственными делами. Порядок был следующим. Сначала все землевладельцы (первая курия (разряды избирателей), представители торгово-промышленного класса (вторая курия), а также сельские общества (третья курия) избирали из своей среды на 3 года представителей в уездные земские собрания. Уездные земские собрания работали под предводительством уездного предводителя дворянства, который также возглавлял уездное дворянское собрание. Они собирались ежегодно на короткий срок для обсуждения вопросов местной жизни и руководством хозяйства уезда. Для постоянной работы уездное земское собрание избирало из своей среды исполнительный орган – уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов.

Уездные земские собрания избирали из своей среды губернских гласных (1 губернский гласный от 6 уездов). Из них составлялись в каждом губернском городе губернские земские собрания, срок полномочий которых был 3 года. Они также собирались 1 раз в год под председательством губернского предводителя дворянства и обсуждали общее руководство хозяйственными делами всей губернии. Для постоянного ведения этих дел губернское земское собрание избирало из своей среды губернскую земскую управу. Деятельность «земств» была подчинена контролю со стороны губернаторов и МВД. В случае недоразумений земства могли обращаться в Сенат.
Надо сказать, что накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях. Создавая земства, правительство стремилось сохранить преобладающую роль дворянства в системе управления. В новых земских учреждениях дворяне составляли большинство по сравнению с гласными от других сословий. Так, на выборах в 1865-1867 гг. число гласных от дворян в уездных земских собраниях – 40%, в ы губернских – 74%.
Таким образом, земства были введены на уровень губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство на государственном уровне, не было земств и на уровне самой мелкой административной единицы – волости. Русские либералы называли земство «зданием без фундамента и крыши» и в течение 40 лет мечтали «увенчать» это здание, что им и удалось сделать путем создания Государственной думы.
Земства осуществляли развитие народного образования, медицины, торговли и промыслов. Наиболее радикально настроенные представители либерального дворянства и интеллигенции стремились усилить роль земств в политической жизни страны.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ:
Земские учреждения обладали значительной самостоятельностью в рамках вверенных им дел:
- Сами выбирали руководящие органы,
- Подбирали и обучали кадры,
- Жизнеспособность земств обеспечивалась их самофинансированием (наделены правом облагать местное население сборами и повинностями на земские нужды)
В земские учреждения привлекались высоко профессиональные кадры (учителя, врачи, агрономы, статистики, страховые агенты, техники, инженеры). Их число в 1912 г. достигало 150 тыс. чел.
Помимо хозяйственной деятельности земства вели большую культурно-просветительную работу.
Достижения в области народного образования и медицинского обслуживания населения:
- Создана оригинальная система народного просвещения, включавшая как школьное, так и внешкольное образование (курсы и кружки самообразования, музеи, выставки, народные театры, издательское и библиотечное дело, бесплатное рраспространение дешевой литературы),
- Впервые в России созданы основы начальной школы,
- Создана система бесплатной и доступной медицинской помощи.



Судебная реформа. Городское самоуправление

Судебная реформа была одной из самых демократичных в мире. В 1864 г. были изданы новые «Судебные уставы», изменившие старые формы судопроизводства. В это время вместо прежних сословных судов, был учрежден бессословный, общегражданский суд, «равный для всех подданных». В ходе судебной реформы суд был отделен от администрации, устанавливалась независимость и несменяемость судей. В судебную систему впервые вводился общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей.
Реформирование судебной системы происходило по двум направлениям:
Ø Установление новых принципов судопроизводства
Ø Изменение прежней системы устройства суда
• Вместо прежних сословных судов, был создан новый бессословный, общегражданский суд в губерниях и выборные мировые судьи в уездах. Мелкие судебные дела передавались мировому судье. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами разбирали мелкие преступления и тяжбы. Для более сложных дел создавались окружные суды, имевшие отделение по уголовным и гражданским делам. Только при разборе сложных уголовных дел в состав суда входили присяжные заседатели, которые привлекались по жребию из местного населения,
• Суд был отделен от администрации,
• Вводились независимость и несменяемость судей,
• Впервые вводился общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей,
• Устанавливалась открытость и состязательность судебного процесса.
• Вводился институт адвокатуры (обвиняемому назначался защитник из опытных адвокатов-юристов).
Апелляционными инстанциями являлись:
В уездах:
Ø Съезды мировых судей (принимали жалобы населения на мировых судей)
В губерниях:
Ø Судебные палаты или Сенат


Судебная реформа была одним из наиболее удачных преобразований Александра II. Созданная в ходе её реализации новая судебная система была признана одной из лучших в Европе.

Надо сказать, что земская и судебная реформы повлекли за собой необходимость в реформе городского самоуправления. Благодаря ей были расширены демократические основы городского самоуправления. Многие вопросы управления местным хозяйством были переданы в компетенцию городской думы (согласно Городовому положению 1870 г. горожане получали право избирать гласных в городскую думу), депутаты которой избирались в каждом городе. При этом соблюдался принцип «соразмерности участия в общественном управлении количеству уплачиваемых налогов».
Избирательное право предоставлялось каждому гражданину России, независимо от сословия, если он имел возраст не менее 25 лет и владел какой-либо собственностью или уплачивал налоги.
Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, а также люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном, не имевшие недвижимой собственности. Это привело к тому, что избирательном правом в городах обладало лишь 10% населения.
Настроения незатронутой выборами части населения пытались использовать в своих целях революционеры-террористы, которые устраивали покушения на жизнь царя.

Контрреформы Александра III

Александр II был убит революционерами-народовольцами 1 марта 1881 г. Однако, надежды террористов на то, что после убийства царя в России сразу же произойдет революция, не оправдались. Императором стал сын убитого царя – Александр III (1881-1894), который показал убийц своего отца и стал вести жесткую и последовательную борьбу с революционерами.
В ходе реформ Александра II не только крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, но и началась демократизация общественного строя и государственного управления. Однако основная масса населения по своему уровню культуры еще не была готова к участию в публичной власти и управлении общественным делами. От имени народа пытались действовать крайние радикалы, сторонники революционного террора. Но они ничего не могли предложить кроме этого террора.
В сложившихся условиях власть была вынуждена делать ставку на элитарные слои общества и в первую очередь на дворянство. Однако в ходе реформ дворянство разорялось, теряло свои земли, которые переходили в руки купцов. Одновременно с этим падала роль дворянства и в земских учреждениях.
Объективные основания перехода к политике контрреформ:
• Нарастание кризисных явлений в обществе, связанных с противоречиями модернизации в условиях догоняющего развития («кризис идентичности»),
• Неготовность общества к проводимой во второй половине XIX в. демократизации общественного строя и системы государственного управления,
• Сложности и противоречия в системе местного управления в связи с созданием земских учреждений,
• Усиление кризисных явлений в дворянском сословии после отмены крепостного права.
Правительство Александра III решило пересмотреть приоритеты во внутренней политики и перейти к «ревизии» ряда преобразований в области суда и управления. При этом государь проводил контрреформы по двум главным направлениям:
1) Усиление сословного начала в управлении, что означало усиление позиций дворянства;
2) Консервация крестьянской общины и других традиционных элементов жизни общества, которые рассматривались как социальные опоры самодержавной монархии.
Основным тезисом преобразований Александра III стал уваровский девиз «самодержавие, православие, народность» (дедушка Николай I для него был пример для подрадания), который подразумевал:
- особый путь развития России;
- самобытность русского уклада;
- нравственное возвышение личности в православии,
- исконное для России самодержавие.
Власть делала ставку на традиционные формы управления, приобретала характер неоабсолютизма. Во многом этому способствовали взгляды самого императора, на которого имел большое влияние обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, убежденный сторонник незыблемого самодержавия.
Начало переходу к ревизии реформ положила судебная контрреформа. Основное содержание судебной контрреформы:
• Существенно ограничена деятельность суда присяжных заседателей (из его ведения изымались многие дела «государственной важности» - дела о печати и др. и передавались в закрытые и военные суды)
• Учреждено высшее дисциплинарное присутствие из сенаторов с правом увольнения и перемещения судей
• Вводились губернские присутствия в городах из назначаемых государственных чиновников (как кассационные инстанции для волостных судов)
• Постепенно вытесняется институт выборных мировых судей
Также с 1881 г. была резко ограничена гласность по политическим судам. С 1887 г. министр юстиции получил право объявлять любое судебное заседание закрытым.
Контрреформы в образовании начались с нового «Университетского устава», принятого в 1884 г., который фактическим уничтожил университетскую автономию. Теперь все преподавательские должности занимались с утверждения министром просвещения.
Земская контрреформа. Наступления на земства началось с ограничения их компетенции и установления надзора за их решениями. Основная цель реформы –
укрепить положение дворянства как социальной базы самодержавия, усилить его ведущую роль в системе местного управления.
В 1889 г. - издано «Положение о земских участковых начальниках», вводившее в уездах новый институт земских начальников:
· Назначались министром внутренних дел из числа местных потомственных дворян,
· Осуществляли контроль над органами крестьянского самоуправления, руководили полицией, надзирали за волостными судами,
· Отменялась выборных волостных мировых судей (назначались земскими начальниками, которые могли приостанавливать принимаемые мировым судом решения и отстранять мировых судей)
· Тем самым нарушался принцип независимости суда,
1890 г. - издано новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»:
• Основная цель:
Ø Усиление контроля за земствами со стороны администрации,
Ø Расширение возможности дворянства в местном управлении,
Ø Значительное сужение функций земских органов (земства лишались права облагать доходы от оборота).
• Вводился новый порядок формирования земских органов
Ø Вместо первой курии землевладельцев введен съезд (курия) потомственных и личных дворян-землевладельцев,
Ø Упразднялась третья, крестьянская курия.
В результате в 90-х гг. XIX в. около 90% от общего числа депутатов в губернских земствах составляли дворяне.
Также перестраивалось городское самоуправление. В 1892 г. были изменены правила выборов в органы городского самоуправления, отменены городские избирательные собрания. Избирательный ценз резко повышался. Т.о., число избирателей в городах сократилось в 3-4 раза. Также ограничивалась самостоятельность городских дум.
Подводя того политике контрреформ Александра III необходимо учитывать объективные противоречия, которые возникли после реформ Александра II. К примеру, создав земские учреждения и не наделив их исполнительной властью, правительство Александра II способствовало дезорганизации системы местного самоуправления.

Реформы С.Ю. Витте

Как вы понимаете, последнее десятилетие XIX в. в истории России было весьма противоречивым и непростым с точки зрения экономического и политического развития страны. Несмотря на очевидный прогресс в общественной жизни, Россия продолжала отставать от передовых европейских стран.
Хотя после отмены крепостного права Россия прошла уже 40-летний путь буржуазного развития и по темпам роста опережала многие европейские страны (за это время объем промышленной продукции вырос в 7 раз, во Франции в 2,5 раза, в Германии в 5 раз), по производству на душу населения она значительно отставала от западных стран (в Англии на душу населения приходилось 13,1 руда чугуна, в США – 9,8, в Германии – 8,1, в России – 1,04 пуда).
Россия становилась страной крупных банков, акционерных обществ, промышленных компаний. Но вот в деревне мало, что изменилось: деревня разорялась, недоедала. Став лично свободными, крестьяне оставались закрепощенными общиной. Более того, в 1893 г. по инициативе министра внутренних дел И.Н. Дурново был издан закон, фактически запрещающий крестьянам выход из общины без согласия мира (2/3 голосов) даже при досрочном погашении выкупного долга. Новый закон о паспортах устанавливал бессрочные паспорта для дворян, чиновников и почетных граждан, оставлял за крестьянами право получать паспорт только на пять лет. А это ограничивало возможность передвижения.
На почве осознания необходимости модернизации экономики, появляются новые реформаторы (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.).
В середине 90-х гг. была осуществлена серия преобразований в сфере экономики, известных как реформы Сергея Юльевича Витте. Надо сказать, что Витте начинал карьеру на железной дороге в качестве кассира, затем ревизора движения. В дальнейшем он зарекомендовал себя как талантливый финансист. В 1893 г. Витте был предложен поста министра финансов, являющийся в то время ключевым в министерской иерархии.
Предложенная новым министром программа капиталистической модернизации принципиально отличалась от тех проектов, которые предлагались его либеральными предшественниками (Н.Х. Бунге).
Бунге выступал за продолжение реформ 60-х гг. В его модели упор делался на развитии частной инициативы и частного предпринимательства. Он высказывался за ограничение государственного вмешательства в экономику.
В отличие от Бунге, Витте стремился приспособить свою модель политической доктрине Александра III. Свою ставку на государственное вмешательство с целью ускорения модернизации страны Витте обосновывал низким уровнем развития частной инициативы и отсутствием широкого среднего класса.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ С.Ю. ВИТТЕ
l 1894 г. - введение винной монополии (запрещение частной продажи водки и введение государственного акцизного сбора в размере 4,4 руб. с ведра) («пьяный бюджет» - около 25% бюджета);
l В 1897 г. проведена денежная реформа, включавшая:
Ø Введение «золотого стандарта» - свободного обмена рубля на золото. Золотой рубль заменил серебряный эквивалент, не пользующийся популярностью в мире. Это создало предпосылки для притока иностранного капитала. Средний класс западноевропейских стран охотно вкладывал деньги в российские облигации, приносящих большие дивиденды. Об этом говорит известная шутка, будто железные дороги были построены «на деньги немецких кухарок».
Ø Превращение Государственного банка в эмиссионный банк.
Эти меры обеспечили создание твердой валюты в России.
l Проведена реформа налоговой системы (увеличение косвенных налогов на товары массового потребления - сахар, табак и др.);
l Введен новый протекционистский таможенный тариф. Защита отечественного производителя. Был введен новый таможенный тариф. По новому тарифу иностранные товары облагались 33% пошлиной вместо 16% в 1880 г. Экспорт же, напротив, облагался низкими пошлинами.

В целом этатистская модель капиталистической модернизации России оправдала себя. Россия вышла на 7-е место в мире по доле в торговле. Особенно разительными успехи были в железнодорожном строительстве. За 90-е гг. построено 40% всей железнодорожной сети России. Началось строительство Транссибирской магистрали, а также ж/д дороги в Китай.
Однако экономический кризис 1900-1903 гг., охвативший Западную Европу и США, особенно сильно ударил по экономике России. Правительство потеряло иностранные инвестиции. Также узкий внутренний рынок, связанный с бедностью препятствовал прогрессу.
Однако главное противоречие было в том, что экономические реформы не затронули политической власти. Император сохранил за собой статус неограниченного монарха. В отсутствии у власти намерения что-либо изменить в характере политического строя общество убедилось при вступлении на трон Николая II. Он назвал «бессмысленными мечтаниями» всякие разговоры о введении в России представительной формы правления и обещал твердо охранять основы самодержавия.
Между тем дальнейшие события показали, что империя стояла на пороге величайших потрясений, предотвратить которые можно было только путем политического обновления общества.

Лекция 10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.