Конспект лекций по предмету "Психология"


Понятие о личности, ее структуре и направленности.

В психологической науке категории личности и индивидуальности относится к числу базовых категорий. Индивидом является каждый человек с момента своего рождения, однако личностью он становится в процессе участия в социальных отношениях.
Большинство психологов считает, что личностью не рождаются, а становятся. Однако, в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Например, биогенетический подход (З,Фрейд, С. Холл) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма. Социогенетический подход (Э.Торндайк, Б.Скиннер) считает основой развития личности структуру общества, процессы социализации, взаимоотношения с людьми. Психогенетический подход (Ж. Пиаже, Дж. Келли) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений
Личность – это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека, строй его чувств и поведения.
В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие устойчивых компонентов личности. К ним относят: эмоции, чувства, волевые качества, мотивация, темперамент, характер, способности. В дидактическом плане структура личности может быть условно представлена как объединение 4-х подструктур:
1) Система регуляции. Это комплекс сенсорно-перцептивных механизмов и процессов, (зрительный, речевой, слуховой, сенсорно-моторный) обеспечивающих как регуляцию поведения индивида, так и взаимодействие внешних и внутренних условий развития психической деятельности.
2) Система стимуляции. Она включает в себя темперамент, интеллект, знания и отношения.
3) Система стабилизации. Она включает в себя направленность, способности, самостоятельность и характер.
4) Система индикации. Она включает в себя те свойства, отношения и действия, в которых выражается социальный характер личности. это гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.




Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством является направленность – система устойчивых мотивов, определяющих поведение личности в меняющихся внешних условиях. Она социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность имеет ряд взаимосвязанных иерархических форм:
а) влечение – примитивная, биологическая форма направленности;
б) желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
в) стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
г) интерес – познавательная форма направленности на предметы;
д) склонность - возникает при включении в структуру интереса волевого компонента;
е) идеал – предметная цель склонности, конкретизируемая в образе или представлении;
ж) мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
з) убеждение – высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своим мировоззрением и принципами.
Айзенк рассматривал структуру личности, как со­стоящую из трех факторов.
1) Экстраверсия — интраверсия. Характеризуя ти­пичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг зна­комств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он безза­ботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессив­ности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчи­вый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не до­веряет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Облада­ет пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или не­устойчивость (эмоциональная стабильность или неста­бильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоцио­нальная устойчивость — черта, выражающая сохра­нение организованного поведения, ситуативной целе­направленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, от­сутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к бы­строй смене настроений (лабильности), чувстве винов­ности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмо­циональность, импульсивность; неровность в контак­тах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлитель­ность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стиму­лам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
3) Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, не­контактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстра­версии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «пред­расположенности» к соответствующим видам пато­логии.
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида его личность выступает как образ собственного «Я», как система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа своего «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение, осуществлять самовоспитание.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.