Целостный педагогический процесс – всегда целенаправленный. Цель (Ц.) – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Цель пед. процесса соответствует представлению общества об идеале личности и выражает требования общества к человеку. В педагогическом процессе существует определенная иерархия целей. Генеральная (общая) Ц. Указывает общее направление деятельности всех пед. учреждений, определяет характер пед. воздействия.
Генеральная Ц. современной общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, физическому и эмоциональному развитию личности, раскрытию её творческих возможностей; формировать гуманистические отношения; обеспечивать условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
В зависимости от генеральной Ц. Находятся более частные рабочие Ц. (Ц. физического, умственного, нравственного эстетического воспитания и т.д.); оперативные Ц. (ставятся педагогом при проведении уроков или воспитательных мероприятий); личные Ц. учащихся.
Ц. воспитания всегда объективно отражает требования данного общества. В разные исторические эпохи Ц. воспитания изменялась. При первобытнообщинном строе – это простое обеспечение существования человека. При рабовладельческом, феодальном строе – Ц. носит дуалистический характер: для правящих классов – приобщение к знаниям, искусствам, управлению; для рабов и трудящихся – подготовка к выполнению трудовых процессов. При буржуазном строе сохраняется данный дуализм Ц., однако объективные законы развития общества и производства выдвигают требования более глубокой образовательной подготовки трудящихся. В социалистическом обществе генеральной Ц. было провозглашено всестороннее и гармоничное развитие личности человека как строителя коммунизма. Помимо общественного строя на формирование Ц. влияют и такие факторы, как темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития пед. теории и практики, возможности пед. учебных заведений, педагогов и т.п.
Первые представления о Ц. воспитания как о воспитании совершенного человека можно встретить в фольклоре различных народов. Идеал личности включает в себя такие черты как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, нравственность и т.д.
В античной философии и педагогике получила развитие идея «каллокагатии» -(греч. «kallos kai agathos» –«красивый и прекрасный») – идея физического и интеллектуального совершенства. Однако этот идеал не требовал от человека ни достижения духовного богатства, ни нравственной чистоты.
В средние века на первый план выходит идея христианского совершенствования человека . Христианская эпоха предложила новый идеал и Ц. воспитания, исходя из основной цели – спасение человека от зла и греха через приобщение его к Божественной благодати, из идеи синергизма («совместного действия» – т.е. приведения человеческой воли, мыслей, чувств, желаний и поступков в соответствие с Божественной волей) и идеи триединства человеческой природы (дух, душа, тело). На первый план выдвинулось духовное совершенствование (развитие веры, религиозного благоговения, совести), которому соответственно, подчинялись совершенствование душевное (т.е. развитие ума, чувств и воли) и телесное (физическое).
В эпоху Возрождения происходит реанимация античного идеала всесторонне и гармонически развитой личности как Ц. воспитания. (Ф. Рабле, М. Монтень). Позже в содержание данного идеала включается трудовое воспитание (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Ш. Фурье), моральное совершенство вне религии, воспитание «естественного человека» (К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо). В эпоху Нового времени Ц. воспитания выражается как «воспитание джентльмена» (Дж. Локк), как гармоническое развитие дарований ребенка (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт) и т.д.
В современной пед. мысли Запада можно встретить разные определения Ц. воспитания. Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи) отождествляет Ц. и процесс воспитания. Ц. – пробуждение и развитие внутренней активности человека, направленной на достижение своих жизненных целей. Неопрагматисты (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук) видят Ц. воспитания в развитии личности с определенной структурой познания и мотивации, личности, способной служить утверждению более справедливого общества.
Педагогика экзистенциализма (О.Ф. Больнов (Германия), А. Фаллико (Италия), Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США)) ставит своей целью вооружение человека опытом существования, «научить человека творить себя как личность», формирование «простых норм нравственности».
Педагогика неотомизма (Ж.Маритен, Е. Жильсон (Франция), У. Канингам, У. Макгакен (США), Р. Ливингстон (Великобритания)) считает своей целью воспитание такого человека, который был бы богобоязненным, обладающим истинными нравственными ценностями и добродетелями, основанными на позициях христианской этики.
Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси) называют главной Ц. воспитания формирование «управляемого индивида» – хорошего гражданина, «процветающего и поддерживающего систему, принимающего права и обязанности демократического общества», обладающего развитым чуством ответственности, трудолюбием и дисциплиной.
Неогуманистическая педагогика (Л.Кольберг, А. Харрис, Р. Питерс, М. Уорнок, П. Херс) развивающаяся на основе неопозитивизма, Ц. видит в формировании интеллектуальной личности.