Конспект лекций по предмету "Психология"


Характеристики сознания

В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1.Сознание является совокупностью знаний об окру­жающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «со­знание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного со­знания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные про­цессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерыв­но пополняет свои знания о мире и о самом себе. На­рушение любого из познавательных процессов авто­матически становится нарушением сознания в целом.

2. В сознании зафиксировано четкое различие меж­ду субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доста­вляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдель­ное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосозна­ние и самопознание — способность производить соз­нательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогене­зе и происходит в процессе онтогенеза каждого чело­века.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудо­вого процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а созна­нии, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он пла­нировал действия в соответствии с этим представле­нием, подчинял ему свои волевые усилия, корректи­ровал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответство­вал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфе­ра человека. Она отвечает за формирование эмоциональ­ных оценок в межличностных отношениях и самооцен­ки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оцен­ки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведе­ния, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение со­знания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

Другой стороной психики /души/ человека является бессознательное. Под ним понимается совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, но воздействующих на регуляцию поведения: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раз­дражителями; неко­торые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осоз­нание цели; формы познания ребенком окружающего мира, интуиция, аффекты, паника, гипноз, сновидения, привычные действия и движения, ставшие автоматизированными , непроизвольное вос­приятие и запоминание и др.
Бессознательное нельзя считать низшим уров­нем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.
Бессознательное представляет собой форму психическо­го отражения, в которой образ действительности представлен как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в бессознатель­ном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Вслед­ствие этого в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их резуль­татов.
Для бессознательного характерны нечувствительность я противо­речиям и то, что прошлое, настоящее и будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимой последовательности. Бес­сознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека.
Философия бессознательного. Первое упоминание о бес­сознательном встречается у Платона. Философию бессознательного создал немецкий фи­лософ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господ­ствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание яв­ляется единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к это­му времени ученые поняли, что бессознательное явля­ется фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологиче­ских и психиатрических проблем: поведения, клини­ческих случаев, природы эмоций, творчества, взаимо­отношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объяс­няющего фактора многих психических явлений, но под­ходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не мо­гли. Ситуация коренным обрезом изменилась только по­сле появления трудов 3. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бес­сознательного можно выделить два основных напра­вления: теорию психоанализа, основоположником кото­рой стал 3. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и пси­хикой в целом. Рас­смотрим подробнее оба этих направления, чтобы соста­вить более полное представление о данной проблеме.
Психоаналитическая теория противопо­ставляет сознательное бессознательному и рассматри­вает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности.
3. Фрейд сравнивал сферу, бессознательного с большой передней, в которой находятся все пси­хические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, про­пустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непре­менно станет сознательным. Это произойдет л ишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в даль­нем конце коридора. Таким образом, согласно этой ме­тафоре передняя — обитель бессознательного, кори­дор — вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, кото­рое, находясь на задворках бессознательного, высту­пает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выде­лил три уровня: «ид» («оно»), «это» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрей­да в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Со­знательное «это» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» — олице­творение совокупности социальных требований, мо­рально-этических и культурно-исторических норм.
Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психи­ческой деятельности.
Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Современные представления о феноменологии бессознатель­ного позволяют раскрыть следующие положения.
В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь ма­лая часть всех одновременно поступающих из внешней и внут­ренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются че­ловеком для осознанного управления своим поведением. Ос­тальные сигналы также используются организмом для регули­рования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
С точки зрения современного понимания сознание и бессозна­тельное работают в режиме гармоничного единства. Когда пе­ред нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стра­тегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как толь­ко решение принято, стратегия найдена, управление поведени­ем передается в сферу бессознательного, а сознание освобож­дается для решения вновь возникающих затруднений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.