Конспект лекций по предмету "Психология"


Категории психологии (психика, сознание, бессознательное) .

Как и любая другая наука, психология обладает своими катего­риями (от греч. - высказывание, обвинение, признак), т.е. общими фундаментальными понятиями, отражающими наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и позна­ния.
Категории, будучи формами и организующими принципами процесса мышления, воспроизводят свойства и отношения, бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме.

Психология исследует лишь определенный аспект деятельности в системе наиболее общих психологических понятий - образа, мотива, действия психо-социального отношения личности и др.
Категориальный строй психологии, отображая психическую реаль­ность в ее самобытных характеристиках, служит основанием, "стволом" всего многообразия ответвлений современной психологии.
Основными объектами (от лат. – «предмет, бросаю вперед, проти­вопоставляю» - т.е. то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) являются психика и сознание человека.
Психика - свойство живой высоко организованной материи, выражающееся а способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Психику нельзя свести к нервной системе. Хотя головной мозг-это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
Психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые фор­мируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Психика человека включает, по меньшей мере, 3 составляю­щих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная дея­тельность мозга, взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры

В структуру психики входят 3 группы явлений:
1) психические процессы - обычно к ним относят познавательные про­цессы: ощущение и восприятие как отражение непосредственно дейст­вующих на органы чувств внешних раздражителей, память как возобновляющееся отражение действительности, воображение и мышление как обобщенное и переработанное в со­знании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию, волевые процессы /пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение/, эмоциональные процессы /возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности ит.д./
2) психические состояния К ним относят: проявление чувств /настроение, аффекты/, внимания /сосредоточенность, рассеянность/, воли /уверенность, неуверенность/, мышления /сочинение/ и т.д.
3) психические свойства К ним относят качества ума человека, его мышление, - устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в ха­рактере, темпераменте, способностях, - укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, - свойства чувств /вспыльчивость, сентиментальность и т.д./.

Чем отличается данная форма отражения от других форм про­цессов и явлений, которые в широком смысле называются про­цессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения?
Прежде всего, это явления и процессы, которые представляют собой субъективный образ действитель­ности. Это значит, что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение свойственно только живым существам -животным и человеку. Оно возникает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ, живых организ­мов, является продуктом процесса развития жизни.

В своем развитии психика проходит ряд стадий таких как сенсорная, перцептивная и интеллектуальная.


Сенсорная стадия психики характеризуется отражением отдель­ных раздражителей.
Переход к перцептивной выражается в спо­собности отражать комплекс раздражителей, предмет в целом. Жи­вотное начинает ориентироваться в совокупности признаков, реаги­руя не только на биологически значимые раздражители, но и на нейтральные, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раз­дражителей. Это происходит благодаря усложнению организации, подвижности, психической активности организмов. Возможность жи­вотного обеспечить более экономичное существование в среде ста­новится движущей силой психического развития.
Затем появляется интеллектуальная стадия в развитии психи­ки, которая проявляется в том, что в дополнение к отражению от­дельных предметов возникает отражение их функциональных от­ношений и связей.
В поведении животных, психика как высшая форма отражения проявляется в формах как инстинкт, навык, интеллект.
Инстинкт — видовая форма поведения. Физиологическим механизмом инстинкта является слож­нейшая безусловнорефлекторная деятельность. Инстинкты живот­ных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностя­ми, характеризуются стереотипностью. Вместе с тем животное прояв­ляет свое избирательное отношение к среде в активном поиске, ведь инстинкт стимулируется внешними раздражителями, но не до конца ими обусловлен, а следовательно, не является полностью шаблонным.
Навыки как форма поведения основываются на системах услов­ных рефлексов и обеспечивают дифференцированное приспособле­ние животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей. Они формируются в процессе ин­дивидуальной жизни животных,
При характеристике интеллектуальной формы поведения отме­чается, что она возникает у высших приматов, а по данным некото­рых авторов, и у дельфинов. Так, антропоиды ориентируются на отдельные функции предметов, их некоторые свойства. Высшие обезьяны способны различать количественные характеристики, объе­динять предметы по подклассам и классам. Все это свидетельст­вует о появлении нового качества психики высших животных — зарождении возможности абстрагирования, элементарного мышления, рассудочной деятельности.

В ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его формы, то есть меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащающих сферу ощущения, восприятия, но и в смысле качества его формы. Если, скажем, говорить о низкой сте­пени эволюции, то мы можем объективно констатировать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений.
Рождается новея форма психического отражения - сознание.

Сознание - высшая интегрирующая форма психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими, но в первую очередь социально-историческими факторами. Созна­ние есть продукт исторического развития человека как обществен­ного существа, и поэтому процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.