Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Системные основы организации

Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны — признаки и свойства любой организации и любой системы, по сути, идентичны.
К признакам системы относят: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоя­тельность, четко выраженное управление.
Основными свойствами любой системы принято считать:
• стремление сохранить свою структуру (основано на объективном законе организации — законе самосохранения);
• потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума);
• наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).
Каждая система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.
Классификация систем может быть проведена по различным признакам. Основной является группировка по трем категориям: естественнонаучной, технической и социально-экономической.
В технических системах место и функции каждого механизма, узла и детали предопределены конструктором (технологом), который в процессе эксплуатации совершенствует ее. Техническая система включает обору­дование и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической подсистеме ограничен и последствия всех решений, как правило, предопределены. Решения носят строго формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке.
В естественных (биологических) системах место и функции каждого элемента, их взаимодействие и взаимосвязь предопределены природой, а совершенствование этой организации происходит по законам эволюции. Биологическая система включает флору и фауну планеты, в т.ч. человеческий организм. Набор решений также ограничен вследствие медленного эволюционного развития живых организмов. Последствия решений могут быть непредсказуемыми вследствие наличия субъективных факторов и огромного многообразия вариантов.
В социально-экономических системах место, функции и взаимосвязь элементов предопределяются управляющим (менеджером), им же корректируются и поддерживаются. Социальная система характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая система — техническую подсистему.
В зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации.
Системы также можно классифицировать следующим образом:
• материальные и знаковые;
• простые и сложные;
• естественные и искусственные;
• активные и пассивные;
• открытые и закрытые;
• детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).
Объективно реальные материальные системы обычно определяются как совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (железная дорога, завод и пр.).
Среди систем, созданных человеком, есть и абстрактные, знаковые, чисто информационные системы, являющиеся продуктом познания, — мыслимые, идеальные и модельные системы. Их элементами являются не вещи, а понятия, сущности, взаимодействующие массивы и потоки информации: например, система математических уравнений; система аксиом Эвклида; система множеств; логические системы; система химических элементов; правовая система кодексов, система власти, система целей компании, правила дорожного движения и т.п.; и, конечно, Интернет.
Как правило, организации как системы (например, бизнесорганизации и социальные организации) являются конкретными материальными системами, но в своих функциях и поведении содержат некоторые свойства абстрактных систем — систем инструкций, правил, предписаний, законов, учета, счетов и т.п.
За основу классификации систем по сложности разные авторы принимают различные признаки: размер системы, количество связей, сложность поведения системы. Разделение на простые и сложные системы должно происходить на основании наличия цели и сложности заданной функции.
Простые системы, не имеющие цели и внешнего действия (атом, молекула, кристалл, механически соединенные тела, часовой механизм, термостат и т.п.), — это неживые системы. Сложные системы, имеющие цель и «выполняющие заданную функцию», — это живые сис­темы, или системы, созданные живым: вирус, бактерия, нервная система, многоклеточный организм, сообщество организмов, экологическая система, биосфера, человек и материальные системы, созданные человеком, — ме­ханизмы, машины, компьютеры, Интернет, производ­ственные комплексы, хозяйственные системы, глобаль­ная техносфера и, конечно, различные организации.
В отличие от простых систем, сложные системы спо­собны к актам поиска, выбора и активного решения. Кро­ме того, они обязательно обладают памятью. Все это кон­кретные материальные системы. Они состоят из (или включают некоторое число) материальных элементов. Если взаимодействия между элементами имеют характер сил или переносов вещества, энергии и информации и могут изменяться во времени, мы имеем дело с дина­мическими системами. Они выполняют функции, отно­симые к внешней среде, — функции защиты от среды или работы по оптимизации среды, по меньшей мере, одну внешнюю функцию — функцию самосохранения.
Открытая система для достижения целей сущест­венным образом взаимодействует с другими системами. Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. От­крытые системы способны обмениваться с внешней сре­дой веществом, энергией и информацией, закрытые си­стемы лишены этой способности. Любая социально-экономическая система принадлежит к классу открытых ди­намических систем. Именно к открытым динамическим системам применимо понятие самоорганизации.
Системы пытаются классифицировать по степени их организованности, подразумевая при этом структуриро­ванность (хорошо структурированные, плохо структури­рованные, неструктурированные). Позднее была предло­жена более простая классификация: хорошо организован­ные и плохо организованные, или диффузные, системы; еще позднее, когда появился класс самоорганизующихся систем, соответственно появилось и разделение их на са­морегулирующиеся, самообучающиеся, самонастраива­ющиеся, самоадаптирующиеся. Но все эти классифика­ции достаточно условны.
Под хорошо организованными системами часто пони­мают системы, в которых исследователь может опреде­лить все элементы, связи и детерминированные зависи­мости между элементами и целями системы. Как прави­ло, к таким системам относят класс технических систем.
При изучении так называемых плохо организован­ных, или диффузных, систем не ставится задача опре­делить все компоненты и связи. Система характеризует­ся набором основных макропараметров и закономерно­стей, с помощью которых можно оценивать поведение системы. В таком случае необходимо ввести понятие ве­роятности, т.е. выявленные закономерности распрост­раняются на поведение системы с какой-то вероятностью. Поэтому этот класс систем относят к вероятностным, или стохастическим, системам.
Но сама классификация по признаку «хорошо орга­низованные» или «плохо организованные» не соответ­ствует семантическому смыслу употребляемых слов: на­званная плохо организованной, вероятностная система по уровню организованности выше, чем та, которую ав­торы терминологии назвали хорошо организованной.
Социально-экономические процессы имеют вероятно­стный (стохастический) характер. Это означает, что принципиально невозможно в данный момент получить точные сведения о всех процессах, которые происходят в системе, и в деталях предвидеть будущее поведение си­стемы (в противоположность тому, как мы предвидим, что произойдет от нажатия кнопки на стенде управления каким-либо механизмом, который есть детерминирован­ная система). Но именно в вероятностных недетермини­рованных системах проявляются признаки самооргани­зации систем. Увеличивая детерминацию, устанавливая жесткие связи между элементами в системе, можно ли­шить ее способности к самоорганизации.
Процессы самоорганизации активно идут в системах открытых, сложных, динамических, вероятностных. Класс самоорганизующихся систем характеризуется следующими особенностями:
• изменчивостью, нестабильностью, случайностью отдельных параметров и стохастичностъю пове­дения;
• способностью адаптироваться к изменяющимся ус­ловиям среды и помехам (как к внешним, так и внутренним);
• способностью к самосохранению за счет действия системных законов и принципов: развития, синер-
гии, информированности-упорядоченности, гармо­нии и других факторов;
• способностью вырабатывать цели, варианты пове­дения и изменять структуру.
Таким образом, повышение организованности, вернее самоорганизованности, наблюдается именно в открытых, стохастических, динамических системах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.