Конспект лекций по предмету "Психология"


Внимание: виды, функции свойства.

Внимание занимает особое место среди психических явлений. Являясь особым аспектом познания, чувств и воли, оно не сводимо ни к одной из этих сфер психики.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида, Внимание проявляется в избирательном отражении объекта в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности.
Оно характеризует степень направленности сознания на объект и сосредоточения на нем, с целью его адекватного отражения в течение времени, которое необходимо для осуществления определенного акта деятельности или общения.
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует отметить, что внимание возможно только на фоне общего бодрствования организма.( Существует 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на 3 и 4 стадиях, в то время как на других стадиях характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. (Например, в дремотном состоянии возможна реакция на 1-2 раздражителя, а на остальные – реакция отсутствует («Мать- младенец»).
Активизация мозга осуществляется системой, включающей такие отделы как ретикулярная формация, гипоталамические структуры и т.п. Физиологи выделяют обычно 2 группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим относится настройка органов чувств. Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Это позволило Ч. Шеррингтону и И.П. Павлову сформулировать закон индукции нервных процессов: возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других его областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция).
Выясняя физиологические основы внимания, академик А.А. Ухтомский выдвинул принцип доминанты. Доминанта – это временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий, тем самым, поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты, суммируются и накапливаются импульсы, идущие в нервную систему. Они одновременно подавляют активность других центров, за счет чего еще больше усиливается очаг возбуждения.
Внимание характеризуется следующими основными свойствами: объёмом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
Объём внимания определяется количеством одновременно, в течение 0,1 сек, воспринимаемых объектов.
Распределениевнимания – характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения различных видов деятельности.
Концентрациявнимания – выражается в степени его сосредоточения на объекте.
Устойчивостьвнимания – определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте.
Переключениевнимания – определяется скоростью произвольного переноса внимания с одного объекта на другой.
В психологии различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта (его новизны, силы воздействия).
Произвольное внимание – направляется и поддерживается сознательно поставленной целью и неразрывно связано с речью; предполагает волевую регуляцию и использование специальных приёмов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.
Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.
В зависимости от того, где находится объект внимания – во внешнем мире или в субъективном мире личности выделяют внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее (интеллектуальное) внимание. Первое является необходимым условием познания и преобразования человеком окружающего мира, второе – необходимым условием самопознания и самовоспитания.
В число свойств внимания можно отнести и рассеянность – неспособность человека сосредоточиться на чем-нибудь определенном в течение длительного времени. Рассеянность бывает мнимой и подлинной. Мнимая («профессорская») рассеянность – невнимание человека к непосредственно окружающим его предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. (Пример: история как выбирали визиря для махараджи; «Я смотрел на молоко»). Подлинная рассеянность – человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте. Ее причинами могут быть неврастения (общее расстройство нервной системы), малокровие, болезни носоглотки (затрудняет поступление кислорода в легкие и к мозгу), переутомление, перегрузка мозга большим количеством впечатлений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.