Нарушение законодательства о труде влечет за собой применение органами надзора и контроля определенных средств воздействия, назначение которых - направить поведение субъектов права в русло закона. Их применение создает неблагоприятные последствия для тех, кому они адресованы (дополнительные обязанности устранить допущенные нарушения, принять дополнительные меры по созданию безопасных условий труда и т.д.).
Предпосылкой применения любых надзорно-контрольных средств воздействия является нарушение определенного закона или других нормативных актов независимо от вины лица. Наличие вины необязательно потому, что цель надзорно-контрольной деятельности состоит в исправлении нарушения, а не в наказании лица, виновного в нарушении. Все разнообразные надзорно-контрольные средства имеют общую правовую природу: это административные принудительные меры. Они объективируются в издании запретов и предписаний, которые представляют собой индивидуальный административный акт.
В зависимости от характера совершенного правонарушения в соответствии со ст. 465 ТК юридические и физические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде несут виновные должностные лица.
Она заключается в применении мер дисциплинарного воздействия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц, в том числе за нарушения правил и норм охраны труда, осуществляется путем наложения на них дисциплинарных взысканий. Согласно ст. 198 ТК могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, и другие факторы.
Административная ответственность - это особый вид принуждения, который при меняется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). В то время как дисциплинарная ответственность может наступить только при наличии служебного подчинения между лицом или органом, налагающим взыскание, и лицом, на которое налагается взыскание, для административной ответственности характерно отсутствие такого подчинения. При административной ответственности взыскания налагаются государственными органами и должностными лицами, например инспектором труда.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со ст. 41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и иными статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушения специальных правил и норм по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотрена ст. 194, 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) и др.
Материальная ответственность нанимателей за вред, причиненный жизни и здоровью работников, предусмотрена главой 38 ТК.
В соответствии со ст. 245 ТК возлагается материальная ответственность на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы.