Конспект лекций по предмету "Литейное производство"


Лекции по курсу Техника и технология средств массовой информации печатные издания

А. В. Хамадеев


Лекции по курсу

«Техника и технология средств массовой информации (печатные издания)»

Лекция 1

Введение

В конце XX столетия произошли ключевые изменения в технике СМИ, это было связано с бурным развитием наукоемких технологий в области вычислительной техники. Появился Интернет и первая настольная издательская система, в корне изменившая основы издательского дела: наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровых устройствах. Редакционная подготовка периодической печати стала более оперативной, несмотря на то, что длинный ряд традиционных типографских процессов от набора до получения фотоформ, полностью переместились в отделы допечатной подготовки редакций газет и журналов.
Глобальная сеть сделала возможным появление «параллельных» или электронных изданий, в связи с чем канадский социолог Маршалл Маклюэн предсказал закат «галактики Гутенберга» еще до конца XX столетия. Но наступил новый век, а предсказания о бурном росте «безбумажных» средств коммуникации и, как следствие, отмирание традиционных книг, журналов и газет не оправдались. Напротив, количество печатной продукции существенно увеличилось, обеспечив экономический подъем бумажной промышленности и рост числа полиграфических предприятий.
Вместе с тем компьютерная технология позволила несколько сократить огромный разрыв между районной газетой и газетой крупного города. Интернет позволяет расширить провинциальным журналистам их кругозор, который до этого питался только давно не обновляемым фондом местной библиотеки да чередой постановлений местной администрации.
Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации, мультимедийные средства дали новизну ощущений, но необходимость отфильтровывать и анализировать поток данных осталась неизменной. Общество не может мыслить, если утратит способность читать.

Изобретение книгопечатания в Китае и Европе. Появление линотипа

В Китае с древних времен применяли печать с каменных плит, а в VIII в. н. э. была изобретена ксилография (печать осуществлялась при помощи… В 1050 г. китайский ремесленник Би Шен изобрел набор, состоящий из отдельных… В XIII вв. Италии начинают работать первые граверы, резчики по металлу и дереву. В XV веке в ряде европейских стран…

Этапы производства печатной продукции

Рассмотрим, как эти процессы изменялись с течением времени.
Набор. Начиная с древних времен (Китай, VIII в. н. э.) и до XV века набор… С изобретением И. Гуттенбергом отдельных литер изменился характер набора — теперь отпадал трудоемкий процесс вырезания…

Современная технология допечатных процессов

Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов —литеров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце),… В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах. Сложным и… Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы...


Аппаратное обеспечение допечатной подготовки

Комплекс технических средств — это набор технических средств, не­обходимых для поддержки деятельности пользователей — сотрудников редакции или… Наиболее широко в издательских системах используются следую­щие типы… Другие платформы получили еще меньшее распространение в силу тех же причин. Поэтому в дальнейшем можно рассматривать…

Набор текста с элементами верстки и/или получение набранного текста на магнитном носителе.

Оборудование — компьютер с клавиатурой, видеоконтрольным устройством.
Программное обеспечение — например, текстовой редактор Microsoft Word.

Сканирование изображений-иллюстраций.

Оборудование — сканер с программным обеспечением, например с программой Photolook.

Генерация графиков, диаграмм и т. п.

Оборудование — компьютер.
Программное обеспечение — например, Microsoft Excel.

Генерация таблиц.

Оборудованиие — компьютер.
Программное обеспечение — например, Microsoft Excel или Microsoft Word.

Редактирование изобразительной информации.

Оборудованиие — компьютер.
Программное обеспечение — например, Adobe Photoshop, CorelDraw.

Верстка и монтаж полос издания.

Оборудование — компьютер.
Программное обеспечение — например, Adobe PageMaker, QuarkXpress.

Пробная печать.

Оборудование — лазерный принтер и другие пробопечатные уст­ройства.

Правка.



Вывод информации на фотопленку или на внешний накопитель.

Оборудование — фотовыводное устройство с растровым процессо­ром или внешний накопитель с магнитным или магнитооптическим носителем.


Устройства ввода и передачи текстовой информации


Клавиатурный ввод текстовой информации. В данном случае, как правило,… Процесс клавиатурного ввода данных можно рассматривать как ко­дирование множества знаков в машинодоступной форме.…

Правила набора текстовых материалов

• известно, что на некоторых клавиатурах компьютера отсутствует тире, в ряде изданий этот знак отсутствует до сих пор, а вместо него используется… • для вставки специальных символов можно обратиться к утилите Character map… • для предотвращения разрыва частей слова или сочетания слов используются неразрывный дефис (CTRL+SHIFT+дефис) или…

Изобразительный материал

Необходимо отметить, что процесс ввода изображений тесно вза­имосвязан с параметрами соответствующих иллюстраций в подготав­ливаемом издании. В…
Виды изобразительных материалов. Графические изображения имеют две формы представления: растровую (точечную) и…

Макетирование и верстка

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:
– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;
– колонки и межколонники.


Воспроизведение изобразительных оригиналов

Вид изобразительного оригинала:
– черно-белая графика (чертежи, штриховые рисунки, гравюры, офорты, диаграммы… – черно-белые полутоновые оригиналы (полутоновые рисунки, черно-белая фотография);


Требования к исходным изобразительным оригиналам

Какие проблемы возникают при сканировании копий оригинала?
Ксерокопия. Ксероксные аппараты создают на выходе черно-белые изображения без… Фотокопия. При перефотографировании старых фото получается изображение с пониженным контрастом и пониженной резкостью.…

Растр

Все изображения, с точки зрения количества градаций, можно поделить на тоновые и штриховые. Тоновые иллюстрации содержат различные градации цветов (в случае цветных иллюстраций) или градации серого (в случае черно-белых иллюстраций). Штриховые иллюстрации содержат только два цвета: собственно краски и носителя. На практике наиболее часто приходится сталкиваться с тоновыми изображениями, о них и пойдет речь далее.
Изображение, представленное в цифровой форме, состоит из мельчайших дискретных элементов — пикселей. Последовательность пикселей формирует строку, последовательность строк — все изображение. Пиксел — величина виртуальная, и может быть характеризован своим цветом, имеющим самые разнообразные форматы представления.
Количество элементов (пикселей) на единицу длины называется — разрешением. Оно измеряется в распространенном программном обеспечении в dpi, сокращенное от dot per inch (точек на дюйм) или ppi, сокращенное от pixel per inch (пиксел на точку). Часто эти понятия смешиваются, потому что отображают одно и тоже. Разница лишь в том, что в первом случае единичный элемент изображения назван точкой (dot), а во втором — пикселем (pixel). Всем известная программа PhotoShop оперирует термином dpi, в то время как более верным было бы назвать единичный элемент изображения в цифровой форме — пикселем. Программное обеспечение сканеров также должно было бы оперировать термином ppi, а вот разрешение выводных устройств — всегда измеряется в dpi и в данном случае использование понятия «точка» верно. В целом термин dpi более прижился для обозначения разрешения устройств «ввода/вывода» и цифровых иллюстраций.
Разрешение цифровых изображений — понятие запутанное, поскольку каждая стадия процесса воспроизведения накладывает свои требования и ограничения. Рассмотрим этапы последовательно.
На этапесканированиямы переводим изображение из аналоговой формы в цифровую. Разрешение, установленное в программном обеспечении сканера, обозначает, сколько пикселей будет получено на один дюйм реального оригинала. К примеру, если разрешение сканирования установлено, как 300 dpi, а оригинальная иллюстрация имеет десять дюймов в длину и пять дюймов в ширину (25,4х12,7 см), то полученное изображение будет содержать 3000x1500 пикселей.
Разрешение — один из важнейших параметров сканера. Оно бывает физическое и интерполяционное. Первое зависит от конструкции устройства. Практически во всех моделях сканеров существует и второй тип разрешения — интерполяционное. Дополнительное количество точек на дюйм в этом случае получается методом интерполяции. Суть его в том, что на некотором участке по имеющимся цифровым данным полиномом необходимой степени воспроизводится функция, в приближении отражающая существовавший аналоговый сигнал. Затем по этой функции производится перевыборка (изменение шага дискретизации). Таким образом, можно получить любое количество точек, то есть повысить разрешение сканера.
Разрешение цифровых камер дает понятие о том, из скольких точек будет состоять полученное изображение.
Наэтапе преобразования цифрового изображения в компьютере понятие «разрешающая способность» весьма эфемерно. Фактически, это величина, которая показывает, какого размера будет иллюстрация в случае ее вывода. Ни на какие цифровые преобразования разрешение не влияет. Если изображение имеет 3000x1500 пикселей и разрешение 300 dpi, то оно будет выведено размером 10x5 дюймов. Однако если изменить разрешающую способность на 3000 dpi, то оно будет выведено размером 1x0,5 дюйма. При этом файл по-прежнему будет содержать 3000x1500 пикселей. Все цифровые преобразования производятся над пикселями, поэтому на этапе обработки на компьютере, значение разрешения роли не играет.
На этапе вывода мы сталкиваемся с огромным количеством разнообразных устройств. Все они связаны с разрешением. В этом случае под разрешением понимают количество точек, которое может «поставить» то или иное устройство на единицу длины.
Рассмотрим, например, вывод черно-белого тонового изображения. Для того чтобы воспроизвести черный цвет, нужно ставить черные точки подряд. Для воспроизведения белого — их не надо ставить вовсе. Все промежуточные тона воспроизводятся большим или меньшим количеством точек на единицу площади. Для воспроизведения серого (50 %) поля площадь черных точек и пустого пространства должна быть одинакова. Чем светлее поле, тем меньше точек будет ставить выводное устройство.
Принтер, как правило, ставит точки случайным образом, но в его программном обеспечении заложено, что для воспроизведения определенного оттенка, надо поставить соответствующее количество точек на единицу площади. Поэтому, пиксел цифрового изображения, характеризующийся многими оттенками, при выводе отображается некоторым количеством черных точек на единицу площади. Вот почему один пиксел иллюстрации в цифровом виде не равен одному пикселю устройства вывода. Процесс преобразования тонового изображения в массу одноцветных точек, расставленных определенным образом по площади листа, называют растрированием.
Итак, для воспроизведения оттенков устройство вывода (например, принтер) вынуждено ставить определенное количество черных дискретных точек на единицу площади, которая называется растровой точкой (ячейкой). Если точки в пределах единичной области ставятся случайным образом, то это стохастическое растрирование. Если точки образуют круги или, например, эллипсы, то такой растр называют регулярным. Понятно, что каждая растровая точка образована большим количеством единичных точек. Считается, что растровая ячейка должна состоять из 16x16 единичных точек. В этом случае количество воспроизводимых оттенков составит 16x16 = 256. Такое же количество градаций имеет каждый пиксел в стандартном черно-белом тоновом изображении цифрового формата grayscale.
Растровые точки составляют линии. Совокупность всех линий составляет изображение. Количество линий на единицу длины называют линиатурой. Обычно в программном обеспечении линиатура измеряется в линиях на дюйм или lpi (lines per inch).


Муар

Общие требования к любому виду растрирования складываются из условия не ухудшать качество исходной картинки, и могут быть перечислены в следующем порядке: отсутствие муара (в том числе муара по желтому и объектного муара); способность передавать мелкие детали; гладкие градиенты; ровные плашки — отсутствие зернистости и пятен; отсутствие зубчатых линий; предотвращение потерь деталей в тенях и светах.
Кроме того, метод растрирования должен обеспечивать высокую производительность собственно растрирования и экспонирования. Что мешает удовлетворять этим требованиям?
Муар, то есть паразитная периодическая структура низкой частоты, в современных условиях проявляется только при грубом нарушении технологии, то есть рекомендованных производителем линиатур и углов поворота растра.
Корни муара — в самом сердце современного цветоделения — растрировании. Цветоделенные фотоформы при регулярном растрировании, которое иногда называют амплитудно-модулированным, представляют собой регулярную повторяющуюся структуру растровых точек, имеющих различный размер, в зависимости от содержания изображения, и отстоящих друг от друга на равном расстоянии. Количество таких точек на единицу длины принято называть пространственной частотой или линиатурой растра.
При наложении в простейшем случае двух растровых структур друг на друга мы получаем новую растровую структуру, содержащую как суммарную, так и разностную составляющую исходных растровых структур. Под муаром в полиграфии понимается ситуация, когда разностная составляющая исходных растровых структур становится видимой при печати. На самом деле муар присутствует на оттиске всегда (т. е. в принципе), но может быть как четко выраженным, так и практически незаметным. В идеальном случае, в четырехцветной публикации муар, как результат взаимодействия четырех растровых структур, вырождается в мало заметную круговую структуру — полиграфическую розетку.
Большое значение имеет частота муара. Если она высокая, скажем 62 периода повторения или линии на дюйм, то проблемы, скорее всего, не будет. В случае если линиатура муара низкая и составляет, например, 3 линии на дюйм, то вероятность проблемы при печати велика.
Муар может возникнуть и при нарушении технологии печати. Вариантов много — растяжение бумаги из-за неравномерного увлажнения, ее усыхание при печати в два листопрогона на двухкрасочной машине, использование неработоспособного офсетного полотна, ошибки углового совмещения и др.
Муар по желтому вызван тем, что желтая краска все же не идеальна и образуемый ею муаровый рисунок в ряде случаев становится визуально заметным. Это может произойти даже при использовании рекомендованных производителем углов. Многократно усиленную картину муара по желтому можно наблюдать, совместив все четыре пленки. Вы увидите характерный рисунок, напоминающий паркет. Такое можно наблюдать по желтому цвету и при использовании в качестве иллюстраций кадров с цифрового фотоаппарата. Если на цветопробе муар не замечен, то с вероятностью сто к одному можно утверждать, что в тираже будет все в порядке.
Для сюжетов с преобладанием зеленого цвета опасны наборы с малым (15o) углом между голубой и желтой сепарациями. А если в сюжете преобладают розовые и телесные цвета, то недопустимы наборы, в которых желтый близко расположен к пурпурному. Так как леса и луга попадают в кадр гораздо реже, чем человеческие лица, то в большинстве случаев надо выбирать наборы с разнесенными на 45o желтым и пурпурным. Или использовать фирменный, свободный от муара в желтом набор, если оборудование позволяет его реализовать.
Объектный или сюжетный муар проявляется при передаче периодических сюжетов. Это, прежде всего ткани. Пространственные частоты сюжета взаимодействуют с частотами растра и создают мало предсказуемые муаровые рисунки. К счастью, их обычно видно уже на отдельных сепарациях. Универсальное лекарство от сюжетного муара — стохастика, но у нее свои выраженные побочные последствия. В каждом конкретном случае путем изменения линиатуры обычно удается подобрать растр к сюжету. Контактная проба при этом обязательна. Она и возможные промежуточные пленки должны учитываться при приеме подобного заказа.
Математически к объектному муару тесно примыкает муар сканированных полиграфических отпечатков. Но логическая разница огромна — рисунок ткани надо сохранить, а растровую структуру сканированной картинки из журнала — наоборот, подавить. Ломать — не строить, и любой профессиональный сканер решает эту задачу аппаратно, обычно путем регулируемой дефокусировки. Если вы работаете на недорогом сканере, попробуйте просканировать небольшой участок оригинала с разными, причем завышенными, разрешениями. Очень часто разворот оригинала на 5-15 градусов дает чудесный результат. А повернуть обратно и сбросить разрешение нетрудно в растровом редакторе.


Стохастическое растрирование

Отсутствие видимой растровой структуры даже на невысоком газетном растре. Сразу улучшается визуальное впечатление от изображения, оно становится как… В стохастическом растре все элементы растровой структуры изображения имеют… Отсутствие растровой структуры приводит к тому, что стохастические растры существенно менее чувствительны к…

Регулярный растр Стохастический растр

Известна способность стохастических растров как бы «высветлять» изображение, особенно в области глубоких теней. Для высоколиниатурной стохастики… У стохастического растрирования есть и другие достоинства, которые на качество…

Сравнительные характеристики традиционного фотохимиграфического и современного электронного способа обработки изобразительных оригиналов

Копировальный способ существовал вплоть до появления компьютеров в редакциях. Часто этот способ был едва ли не единственным для районных газет.
Другой способ — фотохимиографический. Суть его в следующем. На поверхность… Районные редакции, кстати, когда нужно было поместить в газете изображения хорошего качества, вынуждены были везти…

Общие сведения о свете и цвете

Цветовоспроизведение в полиграфии основано на общих принципах синтеза цвета. Если на глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Смешение окрашенных световых лучей дает луч нового цвета. Смесь красок имеет также иной цвет. Такой эффект получения нового цвета получил название синтез цвета.
Различают два основных вида синтеза цвета — аддитивный (смешение излучений, световых лучей) и субтрактивный синтез цвета (смешение вещественных сред, красок, растворов).
Аддитивный синтез цвета — воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зелёного и синего — R, G, B). Используется при создании цветных изображений на экране в телевидении, в мониторах компьютеров издательских систем, возникает на отдельных участках растровых изображений оттиска (в светах изображения, где наложения разноцветных растровых элементов вследствие малых размеров менее вероятно) при автотипном синтезе цвета в полиграфии.
Субтрактивный синтез цвета — получение цвета в результате вычитания отдельных спектральных составляющих из белого света. Такой синтез наблюдается при освещении белым светом, цветного оттиска. Свет падает на цветной участок; при этом часть его поглощается (вычитается) красочным слоем, а остальная часть, отражаясь, в виде окрашенного потока попадает в глаз наблюдателя. Этот синтез используется в полиграфии при смешении окрашенных сред, например, красок вне машины, для получения нужных цветов или оттенков на участках изображения при наложении растровых элементов разных красок на оттиске (на участках цветного изображения, где растровые элементы разных красок перекрываются в офсетной и высокой способах печати). В способе традиционной глубокой печати синтез цвета на оттиске по всему изображению является субтрактивным.
Автотипный синтез цвета — воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) с одинаковой светлотой (насыщенностью) отдельных печатных красок, но различных размеров и форм. При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что тёмные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые — более мелкими. При наложении растровых элементов на оттиске в процессе печатания синтез цвета носит смешенный аддитивно — субтрактивный характер.
Известно, что трехкомпонентная теория зрения является теоретической базой цветного синтеза при многокрасочном репродуцировании цветных оригиналов средствами полиграфической технологии, где используют триаду цветных красок — желтая (ж), пурпурная (п), и голубая (г). Применение четвертой черной (ч) краски не противоречит принципу трехкрасочного воспроизведения цветов, так как черную краску теоретически и практически можно рассматривать как смесь трех цветных красок. Черная краска одновременно заменяет три цветные и вместе с тем увеличивает их общее количество за один краскопрогон в печатной машине.
В полиграфии при воспроизведении цветных оригиналов способами офсетной и высокой печати ввиду растрового построения многокрасочной репродукции имеет место синтез цветов, содержащий признаки как аддитивного, так и субтрактивного синтезов, где в создании цветовых оттенков на цветной репродукции участвуют 16 разноокрашенных растровых элементов — незапечатанная бумага, три одинарные (основные цветные печатные краски ж, п, г) и черная ч, три бинарные (парные) наложения трехцветных печатных красок — ж+п, ж+г, п+г, двойные наложения цветная + черная — ж+ч, п+ч, г+ч, тройные наложения основных печатных (цветные и черная — ж+п+ч, ж+г+ч, п+г+ч, ж+п+г) красок и их четырехкратное наложение друг на друга с участием черной ж+п+г+ч. Восемь из них образованы с участием черной краски. Как уже было подчеркнуто, этот синтез назван автотипным, а способы печати, в которых используется этот синтез цвета, определяют как способы автотипной печати. В традиционном способе глубокой печати синтез цвета на оттиске является классическим субтрактивным синтезом.

Основные цветовые системы

Модель RGB. Все оттенки цвета видимого спектра можно получить из сочетания трех основных монохроматических излучений — красного, синего и зеленого.… Важно отметить особенные точки и линии этой модели. Начало координат: в этой… Три вершины куба дают чистые исходные цветовые излучения, остальные три отражают двойные смешения исходных излучений.…

Цифровые форматы хранения растровой и векторной графики

Формат PSD (Adobe PhotoShop Document) является внутренним для про­граммы Adobe Photoshop. Он поддерживает все типы изображений, от чер­но-белых… Формат TIFF (Tagged Image File Format) был создан в качестве универсаль­ного… Этот формат позволяет хранить изображения с любой глубиной цвета и цве­товой моделью. Он может включать и схемы сжатия…

Цифровые фотоаппараты

При переходе на цифровую технологию съемки фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах,… Фотография как профессия всегда выделялась особо: сочетание тонкого знания… Попробуем точно определить, что должен уметь фотоаппарат репортера. Безусловно, имеет смысл рассматривать предельные…

Внешний вид печатного издания. Предпечатная подготовка издания

Между тем, гигиенические нормы набора, о которых, почему-то, мы всегда стыдливо умалчиваем, диктуют и минимальную дли­ну строки — 45-50 мм, и… Форматы периодических изданий. Немыслимое ранее количество газет среднего и… Для того, чтобы полоса выглядела гармонично, нуж­но правильно подобрать пропорцию их размеров. Благодаря осо­бенностям…

Моделирование

Для этой цели и существует такой методологический продукт, как тематическая модель издания.
Тематическая модель — это система подачи содержатель­ной части периодического… Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи).


Дизайн газеты

Практически все логотипы газет, созданные во времена настоя­щего дизайнерского бума начала 1990-х годов, порожденного массо­вым переходом на… Характерной особенностью лучших логотипов является ори­гинальность и четкое… Компьютерные возможности трансформации заголовков нахо­дят своих поклонников в секретариате и при оформлении текстов.…

Предпечатная подготовка издания

Спуск полос. Актуален при подготовке газет малого (А4) формата, журналов, книг. Спуск полос представляет собой «перетасовывание» страниц таким… Спуск полос может производиться как в компьютере, так и ручным способом. На… Вывод оригинал-макета издания. Если печать издания производится на ризографе, то оригинал-макет можно выводить на…

Способы передачи готового макета на печать

В других случаях оригинал-макет в виде файлов передается в типографию либо на внешнем носителе (дискета, ZIP-диск, компакт-диск, жесткий диск), либо…
Контрольные вопросы:


Интернет-источники

Игнатов К. Дагерротип конца ХХ века.// Курсив. — 1996. — № 2. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html.
Стефанов С. Технологии цветоделения // www.aqualon.ru.
Стефанов С. Цвет и цветовоспроизведение в полиграфии // www.aqualon.ru.


Аппаратно-программный комплекс оборудования редакций

– станция набора текста;
– графическая станция;
– станция верстки;


Особенности технической структуры современной редакции

Информационные технологии связаны с процессами сбора, обработки, хранения и целенаправленной передачи разнообразных данных, организованными на базе современных вычислительных машин и систем, прогрессивных сетевых технологий, технологий банков и баз данных и знаний, разнообразного системного, а также прикладного проблемно-ориентированного программного обеспечения.
В издательской деятельности информационные технологии выступают, с одной стороны, в своем классическом понимании и используются для организации, информационных процессов. С другой стороны, информационные технологии становятся «производственными технологиями», поскольку именно на их основе создается конечный продукт: книги, журналы, газеты и т. д. Характерной особенностью информационных технологий является то, что они не только позволяют автоматизировать сложные, включающие элементы творчества, технологические процедуры, но и качественно преобразуют саму технологию издательского производства.
Можно выделить две стратегии использования новых информационных технологий в редакционно-издательских системах:
1. Информационные технологии приспосабливаются к существующей организационно-технологической структуре редакций или издательств, и осуществляется в основном локальная модернизация сложившихся методов работы и основных технологических процедур. При этом, как правило, рационализируются лишь рабочие места.
2. Организационно-технологическая структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология давала максимальный эффект. Основной стратегией является внедрение новых компьютерных технологий, коренным образом изменяющих традиционные издательские технологии, что вполне реально в связи со стремительным расширением возможностей современных компьютерных технологий и успешным их внедрением в издательскую деятельность.
Это направление нашло отражение в соответствующих программных средствах. В качестве иллюстрации приведем опубликованные в периодической печати данные по функциональным возможностям интегрированного издательского пакета НЕS (Hyphen Editorial System).
Интегрированная издательская система НЕS ориентирована на выпуск сложных изданий на базе русифицированного программного обеспечения Hyphen, фотонаборного оборудования и растровых процессоров, компьютеров. Работает в операционной среде Windows. К основным функциональным возможностям системы можно отнести:
– ввод и редактирование текста, цветных и черно-белых иллюстраций;
– прием агентских сообщений и фотографий по каналам связи и ТВ;
– ведение баз данных, досье;
– сортировку информации;
– цветоделение;
– вывод информации на принтеры и фотонаборные автоматы;
– передачу сверстанных полос для удаленной печати;
– подготовку мультимедийных изданий.
Программный комплекс НЕS содержит программы верстки, специализированные программы поддержки работы журналистов и редакторов, модули для приема агентских сообщений (включая сортировку и обработку в базе данных), прием-передачу сверстанных полос на большом удалении, прием-передачу изображений по телефонным каналам, подготовку спуска полос и т. д.
Журналисты работают с элементом полосы — это статьи или фрагменты газеты. Система обеспечивает возможность просмотра своего материала в верстке уже при наборе или редактировании материала. Отредактированные материалы автоматически помещаются на полосу в соответствии с макетом. Это очень сильно ускоряет процесс подготовки номера.
Все эти новые технологии были бы невозможны без локальных и внешних сетей в редакции.
Применение локальных и внешних сетей. Трудно себе представить, как работала редакция до широкого распространения сетей. Тексты со станции набора на дискете передавались на станцию верстки. Иллюстрации с графической станции уже сложно было передать на станцию верстки на дискете — требовались носители большей емкости. Все это крайне тормозило внутриредакционную работу.
С появлением в редакции ЛВС характер работы изменился. Прежде всего, все дисковые ресурсы редакционных компьютеров стали общими. Канули в лету перемещения материалов внутри редакции на дисковых носителях.
С развитием Интернета редакции получили возможность оперативного общения и обмена информацией с другими редакциями, авторами, информационными агентствами, типографиями.
Раньше авторы почему-то все время сваливались как снег на голову, причем все одновременно. В эти дни к столу ответственного секретаря было невозможно пробиться. Сегодня же большинство авторов появляются в редакции только затем, чтобы получить гонорары, а взаимодействие с ними осуществляется по электронной почте и изредка по телефону. Постепенно вытесняется из редакционного обихода слово «распечатка» — авторы присылают текст в электронном виде, а литредакторы и корректоры иногда предпочитают вносить исправления непосредственно на компьютере.
С появлением цифровых фотоаппаратов редкими гостями в редакции стали и фотографы, которые теперь посылают фотографии по Интернету.



Организация вычислительных сетей

Локальная вычислительная сеть объединяет абонентов, расположенных в пределах небольшой территории. В настоящее время не существует четких… Технические устройства, выполняющие функции сопряжения ЭВМ с каналами связи… Архитектура вычислительной сети. Основное назначение любой компьютерной сети — предоставление информационных и…

Антивирусная защита

Проблема компьютерных вирусов обострилась с развитием Интернета. Появились новые поколения вирусов, которые обнаруживаются антивирусной программой,… Вылечить компьютер, просто удалив вирус, нельзя. Компьютер перестанет… В качестве примера можно привести события осени–зимы 2001 года. В результате мощной атаки на Интернет сразу нескольких…

Системы архивирования

– создание страховых копий данных на случай выхода из строя компьютера или жесткого диска либо несанкционированного (случайного) удаления данных;
… – освобождение дискового пространства от файлов отработанных версток;
– повышение надежности обмена и хранения данных в вычислительных сетях.


Интернет-источники

Все о модемах.
Как устроен и работает модем.
Валуйский B. Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка? // Курсив, № 3 (11), 1998.


Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Централизованный и децентрализованный выпуск газет

Днем рождения Интернета можно считать 2 января 1969 года. В этот день Управление перспективных исследований (ARPA — Advanced Research Projects… Следующим этапом в развитии Интернета было создание сети Национального… Сеть NSFNET быстро заняла место ARPANET, и последняя была ликвидирована в 1990 году. Развитие сети потребовало ее…

Формные и печатные процессы

Фотоформа в полиграфических технологиях — это изобразительный иллюстрационный или текстовой однокрасочный негатив или диапозитив, подготовленный для… К фотоформам необходимо отнести не только фотоизображения, но и изображения,… Печатная форма это поверхность пластины (плиты или цилиндра), изготовленной из разных материалов. В качестве материала…

Виды и способы печати

В зависимости от вида печатного материала различают два типа печати.
Печать на листовых машинах — процесс получения оттисков, при котором… Печать на рулонных машинах — процесс получения оттисков, при котором запечатываемый материал подается в печатный…

Изображение разреза формы высокой печати и оттиска с нее.

а — печатная форма (1 — печатающий элемент, 2 — пробельный элемент);
б — печатная форма с нанесенной краской (3);

В — бумага с оттиском

Принцип высокой печати используется уже более 1000 лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные… Современные текстовые формы высокой печати составляют вручную из отдельных,…


Изображение разреза формы плоской печати и оттиска с нее.

а — печатная форма (1 — печатающий элемент, 2 — пробельный элемент);
б — печатная форма с нанесенным увлажнителем (3);
в — печатная форма с нанесенной краской (4);

Г — бумага с оттиском

Фототипия — это безрастровый способ прямой плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхности печатной формы на… Фототипия — дорогой способ печати, но он очень хорош для печатания цветных и… Литография — наиболее старый способ прямой плоской печати, для которого печатная форма изготавливается на плоском…

Изображение разреза формы глубокой печати и оттиска с нее.

а — печатная форма (1 — печатающий элемент, 2 — пробельный элемент);
б — печатная форма с нанесенной краской;

В — бумага с оттиском


Следовательно, перед получением оттиска необходимо удалить краску с поверхности пробельных элементов печатной формы глубокой печати. В печатных машинах эту операцию проводят с использованием тонкого ножа из упругой стальной ленты — ракеля, счищающего краску с пробельных элементов.



Удаление избытка краски с формы глубокой печати.



Краска, 2 — барабан с формой, 3 — ракельный нож

Способ цифровой печати — технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при… Под цифровой печатью понимают процесс получения печатной продукции, имеющий… – исключены процессы изготовления фотоформ и печатных форм;


Послепечатные процессы

Выделяют следующие группы послепечатных операций: брошюровочные, переплетные, отделочные.
В результате выполнения брошюровочных процессов из отпечатанных листов… Брошюровочные процессы включают в себя операции резки, сталкивания листов бумаги, вальцовки, подборки, скрепления…

Шитье проволокой или скрепками (скобами). Для изданий, скомплектованных подборкой, применяется шитье проволокой или скрепками втачку. Данный вид скрепления достаточно распространен в мелко- и среднесерийном производстве, достаточно прост и экономичен. Недостатком является ухудшенная раскрываемость изданий, поэтому этот вид скрепления чаще всего применяется редко. Однако он обеспечивает очень высокую прочность скрепления, а в сочетании с приклейкой обложки на термоклеевой машине получается и неплохой внешний вид изделия. Поэтому такой способ можно рекомендовать для изданий, рассчитанных на интенсивную эксплуатацию: школьные пособия, справочники, методические руководства.

Для шитья толстых брошюр рекомендуется использовать встречное шитье. При этом брошюру прошивают двумя скобами навстречу друг другу, причем они не выходят на другую сторону блока. Необходимым условием для обеспечения прочности такого соединения, является взаимное перекрытие скоб на глубину не менее двух третей от полной толщины брошюры.
Для скрепления проволокой используют проволокошвейные и скобошвейные автоматы. Первые более экономичны в эксплуатации из-за более дешевого расходного материала (проволока в бобинах). Вторые используют готовые скобы, за счет чего имеют более простую конструкцию и стоят намного дешевле. При этом скобошвейные автоматы обеспечивают большее разнообразие видов скрепления за счет использования скоб различной формы и размера.
Переплетные процессы включают в себя операции накидки обложки и подрезки.
Итак, книжные блоки подобраны и сшиты. Остается их одеть в пере­плеты. Но для этого требуется еще несколько операций.
Во-первых, надо подготовить картонные сторонки. Их кроят на картонорезальных машинах с круглыми ножами. Во-вторых, нужно разрезать переплетные ткани на бобинорезальных станках типа. После этого вступают в работу крышкоделательные машины. Они полностью изготавливают цельнотканевые, составные и цельнобумажные переплеты: намазывают клеем ткань или бумагу, прижимают их к картонным сторонкам, загибают края ткани или бумаги и при­клеивают их на внутренней стороне крышек.
Крышкоделательная машина дает за смену 14–15 тыс. гото­вых переплетов.
На цельнотканевых переплетных крышках и на корешках составных переплетов обычно указываются фамилия автора, на­звание книги, издательство, выпустившее эту книгу в свет. Все эти данные наносятся на переплет с помощью фольги (бронзовой, алюминиевой, красной, зеленой, синей и другой) или тертых цветных красок. В ряде случаев на переплеты наносят рельефные изображения.
Сделать все это руками невозможно. Поэтому в типографиях применяются полуавтоматические позолотные прессы. Они производят тиснение при температуре до 180 градусов и на­жиме до 80 тонн.
Подрезка. Одновременно с изготовлением крышек производится даль­нейшая обработка блока книги. Прежде всего, надо с трех сто­рон обрезать блоки. Эту операцию работники типографии выпол­няют на трехножевой резальной машине. В небольших типографиях процесс подрезки книжных блоков производят на одноножевых бумагорезальных машинах — гильотинах.
После этого обрезанные блоки поступают на блокообрабатывающис агрегаты. Такие машины последовательно выполняют следую­щие операции: автоматическую подачу самонакладом книжных блоков, кругление блоков, кашировку (припрессовывание), промазку корешка клеем, наклеивание марли на корешок, наклеивание каптала, обжим и вывод блока на транспортер. Такой агрегат способен за смену подготовить 12,9 тыс. блоков.
И, наконец, остается последняя операция — вставить блок в крышку и прочно закрепить его в ней. Это с успехом делает книговставочная машина. Ее производительность — 12–14 тыс. книг в смену.
Значительно меньше отделочных процессов проходят брошю­ры и журналы. После фальцовки и подборки листы не шьют нит­ками, а скрепляют на проволокошвейных машинах скобами из специальной стальной проволоки толщиной от 0,35 до 0,8 милли­метра. Тонкие журналы и брошюры скрепляются стальными ско­бами вместе с бумажной обложкой, имеющей шрифтовое, а ино­гда и иллюстративное оформление, более крупные — проходят две операции: сначала блок скрепляется стальными скобами, потом к этим блокам приклеивается готовая мягкая обложка. Для этого используются коробочно-проволочные машины.
В ряде типографий для изготовления «толстых» журналов, брошюр и даже книг используют иные производственные про­цессы. Здесь скрепление блоков производят не нитками и не стальными скобами, а клеем или специальной эмульсией. Эту операцию выполняют полуавтоматы для бесшвейного скрепления книжных блоков (биндеры).
Отделочные процессы. К ним относятся лакировка оттисков, ламинирование, припрессовка пленки, тиснение фольгой, штанцевание и др.
Лакировка оттисков. Лакировкой называется процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее (или ее части — «выборочное», «формное» лакирование) полиграфического лака — для придания блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий, для более яркого выделения отдельных деталей изображения.
Ламинирование — процесс покрытия прозрачной пленкой бумаги или картона под действием высокой температуры. Используется для того, чтобы увеличить прочность оттисков, придать яркость, сочность и контрастность изображению на них.
Припрессовка пленки. Преследует такую же цель, что и ламинирование. Используется триацетатная прозрачная пленка толщиной до 40 мк. Рулон такой пленки закрепляется на специальной машине. При движении пленки на одну ее сторону наносится поливинилацетатный лак, который приклеивает бумажные обложки. После этого пленка с приклеенной обложкой прокатывается каландром при температуре 60–70 градусов и режется на части. Полученные таким образом обложки красивы, отливают глянцем, крепки и долговечны.
Тиснение фольгой. Процесс нанесения текстов и изображений на воспринимающую поверхность с использованием специальной красочной фольги и штампа. Тиснение производится на специальных станках, называемых позолотным прессом.
Высечка (штанцевание). Отделочный процесс для придания фигурной формы изделию из картона. Чаще используется в производстве упаковок. Реже — при производстве книг, особенно детских.
Кроме рассмотренных выше процессов в полиграфии используется большое количество и других. Например, приклейка форзаца, перфорирование, кругление углов блоков, гуммирование (нанесение слоя клея на одну сторону бумаги, картона с последующей сушкой), шитье книжных блоков, аппликация (прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету, фактуре), закраску обреза книжных блоков и т. д.


Полиграфические материалы для СМИ

Для всех красок, выпускаемых отечественными заводами, введе­на единая система нумерации.
Черные печатные краски обозначаются следующими торго­выми номерами:
Типографские газетные:


Сорбционная способность бумаги. Одна из фундаментальных характеристик бумаги — способность поглощать влагу (гидрофильность) или маслоподобные составы (олеофильность).

Эти показатели оцениваются либо количеством поглощаемого вещества на 1 м2 поверхности, либо по скорости поглощения (времени проникновения раствора на обратную сторону бумаги). Есть методы, предназначенные для определения способности к маслопоглощению по длине масляного следа, возникающего на поверхности бумаги при растекании (растискивании) по ней капли масла: чем короче след, тем больше склонность к поглощению масла.
Гидрофильность бумаги влияет на ее равновесную влажность, устанавливающуюся при данной относительной влажности воздуха. Обычно равновесная влажность бумаги при относительной влажности 50–60% находится в пределах 5–6%, но возможны и отклонения в ту или другую сторону. Например, бумага с высоким содержанием древесной массы в указанных условиях может иметь влажность до 7%. Некоторые виды мелованной бумаги, наоборот, имеют более низкую влажность вследствие изолирующего влияния покрытий.
Влажность листов определяет относительную влажность воздуха в стопе, которая для оптимальных условий печати должна составлять 45–55%.
Влажность (влагосодержание) в значительной степени определяет практически все свойства бумаги. При повышении влагосодержания увеличивается ее пластичность, а также удлинение до разрыва, заметно повышается сопротивление излому при многократных перегибах листа.
Область положительного влияния увеличения влажности на свойства бумаги крайне узка (всего 2–3%), поэтому увлажнение мелованных видов бумаги свыше 6% даже вредно и способно привести к слипанию листов. Бумага без покрытия при влажности более 8% становится вялой, теряя жесткость при изгибе.
Имеет свои отрицательные последствия и пониженная сухость бумаги. Уменьшение влажности до 4% ведет к повышению хрупкости составляющих ее волокон, снижается прочность бумаги, ее упругость и пластичность. Бумага с пониженной влажностью (ее еще называют пересушенной) склонна к пылению, в том числе и кромок листов при разрезании, а также к накоплению статического электричества, что может вызвать проблемы в процессе переработки.
Влажность печатных оттисков больше всего изменяется в офсетной печати. В листовом «мокром» офсете, использующем увлажнение пробельных элементов печатной формы, за четыре краскопрогона увеличение влажности может достигнуть 1,5–2%.
В ролевых офсетных машинах и печатных машинах глубокой печати с горячей сушкой окончательная влажность бумаги может составлять 4% и менее.
Если влажность будет опускаться ниже 4%, то с бумагой произойдут необратимые процессы ороговения волокон с общим снижением ее механической прочности.
Устройства горячей сушки оттисков вызывают ударную тепловую нагрузку в бумажном полотне, которое нагревается горячим воздухом до температуры 100–140°С, при этом возникают значительные усадочные напряжения, требующие для сохранения целостности бумажного полотна высокой однородности и эластичности бумаги. Кроме того, при ролевой офсетной печати возможно возникновение волнистости кромок. В большей степени этот дефект проявляется при печати на плотной бумаге. Некоторые мелованные виды бумаги в сушильной секции теряют лоск.
Пересушенная бумага будет ломаться в фальцаппаратах. Чтобы этого не произошло, после устройства сушки бумажное полотно подается в секцию охлаждения или электростатического увлажнения, где происходит восстановление влажности до уровня исходной равновесной.
Способность к впитыванию масла определяет в известной степени скорость высыхания оттисков. Ввиду использования, особенно при ролевой печати, термозакрепляющихся красок фактор впитывания уже не играет такой роли при определении склонности оттисков к отмарыванию.
При склейке книжного блока способность к впитыванию оказывает влияние на качество и долговечность склейки.
Для прочного соединения листов необходимо, чтобы клей пропитал бумагу, дабы в максимальной степени произошло их сцепление. Для этого блок рыхлят фрезой, либо поперек корешка книжного (тетрадного) листа делают просечку или перфорацию.
Лучшее качество склейки получается при использовании шероховатой, пухлой бумаги. Однако при этом бумага должна иметь достаточную связанность внутренней структуры.
В противном случае возможно разрушение клеевого соединения с отрывом клея вместе с частью бумажного листа (расслоение его по толщине). Для бумаги со слабой связанностью структуры, например газетной, желательна полная пропитка клеем по толщине.
Для получения качественного клеевого соединения бумага должна в минимальной степени деформироваться при увлажнении клеевым раствором. Снижению таких деформаций способствует придание бумаге водоотталкивающих свойств за счет проклейки для уменьшения проникновения клеевого раствора в структуру. Таким образом, соотношение между степенью пропитки бумаги клеем и ее склонностью к короблению необходимо поддерживать на оптимальном уровне.
При прочих равных условиях минимальная деформация при увлажнении происходит в направлении максимальной ориентации волокон в листе, поэтому в книжном блоке направление преимущественной ориентации волокон должно совпадать с осью корешка.
В случае использования для склейки термопластичных безводных клеев-расплавов проблема деформации листов уменьшается, но на первый план выходит проблема обеспечения адгезии клея и поверхности бумаги для образования прочного клеевого соединения. Решается она за счет использования бумаги с невысокой сомкнутостью поверхности, в которую клей имеет возможность проникнуть. Вследствие недостаточности такого проникновения есть проблемы со склейкой мелованной бумаги. Выход — в привлечении клеев-расплавов, имеющих высокую адгезию к бумаге и обладающих высокой эластичностью в твердом виде.
Но хорошего качества склейки может не хватить для издания длительного срока использования. Чтобы получилось надежное и, главное, долговечное скрепление, важно, чтобы жесткость скрепленных листов на изгиб была по возможности меньше. В этом случае соединение испытывает меньшее усилие на разрыв.
Именно поэтому, а также для создания условий получения прямого корешка, не деформирующегося при склеивании водным раствором клея, в тетрадных листах направление преимущественной ориентации волокон должно быть параллельно корешку.
Следует отметить, что при уменьшении формата издания жесткость бумаги на изгиб должна также уменьшаться, т. к. при раскрывании и перелистывании такого издания в меньшей степени проявляется гибкость листа и склейка подвергается большим воздействиям.

Характеристики структуры бумаги. Другой группой фундаментальных характеристик бумаги, определяющих ее поведение во многих послепечатных операциях, являются характеристики структуры бумаги и ее деформационные (упруго-пластичные) свойства.

Прежде всего, при проведении операций подрезки, подчистки, разрезания оттисков следует учитывать пухлость бумаги.
Для пухлой бумаги, имеющей плотность до 0,6 г/см3, точность разрезания оттисков в стопе на гильотинной резательной машине увеличивается при более сильном прижиме стопы прижимным устройством.
Для бумаги, имеющей высокую гладкость поверхности и высокую плотность, прижим стопы следует уменьшить.
С уменьшением высоты стопы точность разрезания увеличивается. Увеличение толщины стопы жесткой бумаги ведет к уменьшению точности реза.
Для обеспечения надлежащего качества разрезания оттисков угол заточки ножа резательной машины должен соответствовать качественным характеристикам разрезаемого материала. Для более плотных материалов угол заточки должен быть больше. Вообще говоря, рекомендуемый угол при одинарной заточке должен быть в пределах 19–230. Чаще используется угол 20–210. При прямолинейной двойной заточке рекомендуемый угол первого участка 240, второго — 200.
Большое значение для процессов фальцовки и биговки имеет способность бумаги деформироваться при сжатии пластически, т. е. без восстановления после снятия нагрузки.
Фальцовка — процесс перегибания листов оттисков — приводит к сильным изменениям структуры листа, связанным как с растяжением внешней фальцуемой поверхности листа, так и со сжатием внутренней поверхности. Поэтому лучше фальцуется бумага, которая при достаточном значении удлинения до разрыва, обеспечивающем сохранность на внешней стороне фальца, способна к необратимой пластической деформации на внутренней стороне фальца. При высокой упругости бумаги (об этом часто свидетельствует высокая жесткость бумаги на изгиб) фальц плохо формируется — лист пытается распрямиться, вызывая проблемы при формировании тетрадей, их подборке, а также шитье и склейке.
В большей степени благоприятные условия фальцовки создаются при сгибе листа по линии, совпадающей с направлением преимущественной ориентации волокон в бумажном листе (так называемом машинном направлении). В этом случае меньше жесткость бумаги при изгибе и значительнее пластическая (необратимая) деформация листа после сгиба.
При перпендикулярной фальцовке часто наблюдается замятие листа на стыке взаимоперпендикулярных фальцев. Для устранения этой проблемы применяется предварительная биговка места сгиба. Как правило, этот прием используется и при работе с бумагой повышенной массы 1 м2 (более 150 г). Это позволяет избежать «заломов». Аналогичную роль может играть и перфорация бумаги по линии будущего сгиба.
О влиянии жесткости бумаги при изгибе на долговечность склейки блока листов уже упоминалось. Влияние свойств бумаги на качество фальцовки нужно учитывать также при подготовке и приклейке форзаца.

Однородность бумаги. Однородность бумажного листа и бумажного полотна при ролевой печати — непременное условие не только получения изделия желаемого качества, но и вообще выполнения работы. Особенно это относится к современным ролевым печатным машинам, работающим на скорости около 100 тыс. оттисков в час, в которых для проведения качественной фальцовки требуется стабильность натяжения бумажного полотна, зависящая от его однородности. В ролевой печати определяющим может стать однородность намотки и качество гильзы, на которую наматывается бумага.

Отделочные процессы придания лучшего внешнего вида готовым изделиям, а также повышения их износоустойчивости (припрессовка пленки, ламинирование, лакирование) предъявляют основные требования к однородности обрабатываемого материала. Если шероховатая бумага имеет неравномерный просвет, выражающийся в колебании ее плотности по площади, это приводит к колебаниям шероховатости и пористости. Значит, условия сцепления с наносимыми при ламинировании и припрессовке (кашировании) пленками будут изменяться, что может привести к пятнистому внешнему виду изделия, а возможно, и к отделению пленки от его поверхности.
При лакировании колебания плотности бумаги по площади приведут к различию в восприятии лака поверхностью (более уплотненные участки впитывают меньше) и возникновению пятнистости по глянцу. Чем более гладкая и равномерная по шероховатости покрываемая поверхность, тем лучше результат.
При лакировании бумаги, имеющей пухлую структуру, жидкий лак «проваливается» и улучшения внешнего вида не происходит. Для получения однородного глянцевого покрытия поверхность бумаги должна быть сомкнутой и однородной как по рельефу, так и по плотности.
Для сушки оттисков после лакирования используются мощные сушильные устройства: основанные на сушке горячим воздухом, на инфракрасном или ультрафиолетовом излучении. Для того чтобы вернуть оттиски в нормальные условия после сушки, требуется секция охлаждения.
Важным условием получения качественного покрытия при всех отделочных процессах являются однородность и невысокая (до 6%) влажность обрабатываемой бумаги.
Избыточная влага может, испаряясь при нагревании в процессе отделки, нарушать целостность покрытия, препятствовать хорошему сцеплению с материалом.
Требование однородности бумаги по распределению массы 1 м2, которая на малых площадях определяется как равномерность просвета (степень облачности структуры листа бумаги в проходящем свете), должно выполняться для всех видов отделочных процессов, будь то нанесение покрытий, каширование, окраска или механическая обработка в виде различных видов тиснения.
Типы бумаги. Промышленность выпускает огромное количество типов и сортов бумаги для всех видов печати. Рассмотрим их.
ГАЗЕТНАЯ БУМАГА. Государственным стан­дартом (ГОСТ 6445-53) установлены следующие постоянные фор­маты газет: у формата А2 размер страницы 420х595 миллимет­ров (1/4 доля печатного листа); у формата A3 — 297х420 мил­лиметров (1/8 доля печатного листа); у формата А4 — 210х297 миллиметров (1/16 доля печатного листа).
Чтобы иметь возможность печатать газеты всех трех форма­тов в любой типографии, газетную бумагу выпускают рулонами и в листовом (флатовом) виде. Ширина рулонов установлена 840, 1680, 600, 1260 и 420 миллиметров. Форматы листовой бумаги — 600х840, 600х 420 и 300х 420 миллиметров.
Газетная бумага выпускается двух марок — А и Б.
Рулонная бумага марок А и Б предназначается для печата­ния газет на ротационных машинах.
Листовая бумага марок А и Б предназначается для печата­ния малотиражных газет на плоских машинах.
Вес 1 квадратного метра бумаги марок А и Б — 51 грамм. Со­став бумаги марки А по волокну следующий: сульфитной небеле­ной целлюлозы не более 25 процентов, остальная часть — белая древесная масса. Состав бумаги марки Б по волокну: целлюлозы 25 процентов, белой древесной массы 75 процентов.
ТИПОГРАФСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печатания с рельефной поверхности типографской печатной формы книг, брошюр и журналов.
Государственным стандартом (ГОСТ 1342-59) установлены следующие промышленные форматы типографской бумаги: ролевая 60, 70, 84, 90 сантиметров; флатовая (листовая) — 60х90, 70х 90, 70х 108, 84х 108 сантиметров.
В зависимости от назначения и технических показателей бу­мага выпускается трех номеров: № 1 — марок А, Б, В; № 2 — ма­рок А, Б и № 3.
По составу волокна бумага (матовая и лощеная) состоит:
№ 1: марка А — 100 процентов беленой целлюлозы, марка Б — не менее 80 процентов беленой целлюлозы и 20 процентов древесной массы, марка В — 100 процентов беленой целлюлозы;
№ 2: марка А — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и 50 процентов древесной массы, марка Б (только лощеная) — по менее 60 процентов беленой целлюлозы и не более 40 процентов беленой древесной массы;
№ 3 — не менее 35 процентов небеленой целлюлозы и не бо­лее 65 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 всех марок — 60 и 70 граммов, бумаги № 2 марки А — 65 граммов, марки Б — 70 грам­мов, бумаги № 3 — 63 грамма.
С 1 января 1970 г. в соответствии с новым стандартом форма­тов бумаги (ГОСТ 1342-68) освоены сле­дующие форматы ролевой типографской бумаги: 60, 70, 75, 84, 90, 108 сантиметров и листовой бумаги: 60х70, 60х 84, 60х 90, 60х 108, 70х 84, 70х 90, 70х 100, 70х108, 75х 90, 84х 90, 84х 100 сантиметров.
ОФСЕТНАЯ БУМАГА. Ею пользуются при печатании с пло­ской поверхности прорезиненного передаточного цилиндра изобра­зительных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукции, плакатов, различных журналов, открыток, учебных наглядных по­собий и даже книг).
Выпускаются следующие офсетные бумаги: № 1 — марки А, Б, Г; № 2 — марки А, Б (в листах) и № 1 — марки В (в руло­нах). Размеры ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; фла­товой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров.
Состав но волокну: бумага № 1 марок А, Б, В, Г — 100 про­центов беленой целлюлозы; бумага № 2 марок А, Б — не менее 50 процентов беленой целлюлозы и не более 50 процентов дре­весной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 90, 100, 120, 140, 160, 200, 220, 240 граммов; бумаги № 1 марки Б — 70, 80 грам­мов; бумаги № 1 марки В — 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 1 марки Г — 100, 120, 140, 160 граммов; бумаги № 2 марки А — 70, 80, 90, 100, 120 граммов; бумаги № 2 марки Б — 80, 100 граммов.
БУМАГА ДЛЯ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ (тифдручная). Служит для печатания с гравированного медного цилиндра иллюстраци­онных и иллюстрационно-текстовых изданий (репродукций, пор­третов, плакатов, журналов и т. п.)
Бумага выпускается следующих номеров и марок: № 1 — мар­ки А и Б; № 2. Размеры флатовой бумаги — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров; ролевой — 60, 70, 84, 90 сантиметров.
Состав по волокну: бумаги № 1 марок А и Б — 100 процентов беленой целлюлозы; бумаги № 2 — не менее 50 процентов беле­ной целлюлозы и не более 50 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра бумаги № 1 марки А — 70, 80, 90, 100, 110, 120 граммов; бумаги № 1 марки Б — 200, 220 граммов; бумаги № 2 — 70, 80, 90 граммов.
БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ ТОНКАЯ (библьдрук). Предна­значается для печатания словарей, справочников и других книг малого формата, но с большим количеством текста.
Выпускается фабриками двух марок А и Б и только в ли­стах размером 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров.
Состав по волокну бумаги марки А — 100 процентов беленой целлюлозы; марки Б — не более 80 процентов беленой целлюлозы и не менее 20 процентов древесной массы.
Вес 1 квадратного метра обеих марок — 40 и 50 граммов.
БУМАГА МЕЛОВАННАЯ ТИПОГРАФСКАЯ. На ее поверх­ность (с одной или двух сторон) нанесен тонкий слой смеси ми­нерального белого пигмента и клеящего вещества. Для этой цели применяются сернокислый барий, каолин, а также другие мине­ральные вещества белого цвета: гипс, мел, двуокись титана. В ка­честве клеящих веществ используются желатин, казеин, крах­мальный клейстер.
Предназначается для однокрасочной или многокрасочной пе­чати типографским способом изобразительных и иллюстрационно-текстовых падании.
Выпускается четырех марок: 0, А, Б и В. Бумага марок 0 и А изготовляется на бумаге-основе из 100 процентов беленой целлю­лозы; остальных марок — с разной примесью древесной массы. Ширина листов (мелованная бумага изготовляется только в ли­стах) — 60, 70 и 84 сантиметра.
Вес 1 квадратного метра бумаги марки 0 (только двусторонне мелованной) с двукратным покрытием — 140, 250 граммов; бу­маги марки А (односторонне мелованной) — 100, 120 граммов; той же марки (двусторонне мелованной) — 100, 120, 140 грам­мов; бумаги марки Б (как односторонне, так и двусторонне ме­лованной) — 100, 120 граммов; бумаги марки В (только двусто­ронне мелованной) — 100 граммов.
ФОРЗАЦНАЯ БУМАГА. Применяется для скрепления блока книги с крышкой. Выпускается в листах и — по заказу изда­тельства — в рулонах, белая и цветная, матовая, лощеная и тис­неная. Форматы ролевой бумаги — 60, 70, 84, 90 сантиметров; ли­стовой — 60х90, 70х90, 70х108, 84х108 сантиметров. Содер­жит 100 процентов беленой целлюлозы. Вес 1 квадратного мет­ра — 80, 100, 120, 140 граммов.
ОБЛОЖЕЧНАЯ БУМАГА. Используется для изготовления переплетов книг, обложек, брошюр и журналов, тетрадей. Выра­батывается фабриками четырех марок: А, Б, В, Г. Бумага марок А, Б, В выпускается гладкой и тисненой, белой и цветной; марки Г — только гладкой и цветной. Формат ролевой бумаги — 60, 62, 70, 75, 84, 93 сантиметра; листовой — 60х94, 62х107, 70х97, 70х110, 75х110, 84х110, 74х92, 74х84, 60х84, 70х84 сан­тиметра.
Вес 1 квадратного метра бумаги марок А, Б, В — 80, 100, 120 граммов (для оклейки книжных переплетов), 140, 160, 180, 200 граммов (для обложек брошюр и журналов); марки Т — 80, 160 граммов (для тетрадей).
Для оклейки переплетов книг применяется также и другая бумага марок А и Б. Бумага марки А имеет водоустойчивое цвет­ное покрытие и тисненый рисунок, она выпускается в рулонах шириной 61, 65, 70, 75, 81 и 85 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 130, 150 граммов; бумага марки Б выпускается с лакиро­ванным и тисненым рисунком, цветным покрытием, в листах раз­мером 54х72 и 50х78 сантиметров, вес 1 квадратного метра — 110–130 граммов.
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ БУМАГА. Предназначается для печа­тания географических карт. Выпускается двух марок: Б и В. Размеры листовой бумаги — от 600х920 до 930х1200 миллимет­ров; ширина рулонов — от 600 до 1000 миллиметров. Вес 1 квад­ратного метра бумаги марки Б — 70, 100 и 120 граммов; марки В — 70, 80, 100, 120, 140 и 160 граммов. Бумага марки Б содер­жит не более 50 процентов беленой целлюлозы.
ЛИТОГРАФСКАЯ БУМАГА (обычно листовая). Служит для многокрасочного печатания с плоской поверхности увлажняемого водой литографского камня или цинка художественных репродук­ций, плакатов, различных этикеток и т. п. Бывает только № 1. Вес 1 квадратного метра — 80, 100, 120, 140, 160 и 180 граммов.
Основные требования к бумаге для печати. Бума­га должна иметь возможно более белый цвет. От ее белизны бу­дут зависеть четкость и ясность текста книги, журнала, газеты. Особенно важно это качество при многокрасочной печати.
Бумага должна обладать достаточной светопрочностью, т. е. ее цвет и оттенок не должны изменяться под действием рас­сеянного дневного света или прямых солнечных лучей.
Лучшей бумагой считается та, которая имеет ровную и гладкую поверхность. Это дает возможность в процессе печатания покрывать ее ровным слоем краски и точно воспроизводить ри­сунок печатной формы.
В подавляющем большинстве бумага должна быть эластич­ной и мягкой. Это качество также способствует четкой передаче шрифта и рисунков с печатной формы на бумагу.
Высокого качества печати можно добиться лишь при одно­родной толщине листов бумаги, иначе оттиски на одних листах будут бледными, а на других, наоборот, очень черными.
Для получения хороших оттисков бумага должна обладать способностью Епитывать печатные краски, что обеспечивает проч­ное закрепление их на листе.
Бумага должна иметь определенную механическую прочность, т. е. не обрываться при печатании на ротационных машинах и не разрушаться в результате сгибания, перелистывания и трения.
Лучшей бумагой считается та, у которой отсутствуют «маг­нитные» свойства, т. е. ее листы при печатании хорошо отделя­ются друг от друга и ложатся на печатную форму.
Бумага не должна содержать большого количества песчинок, узелков, волокон и других посторонних примесей, иначе она вы­зовет порчу печатной формы.
Важное значение имеют правильная нарезка и намотка бу­маги, а также ее бережная транспортировка.

КАРТОН. В класс М включается следующий переплетный картон: бурый древесный, соломенный, макулатурный, тряпичный (из отходов), прессшпан переплетный, разноцветный.
В зависимости от назначения и технических показателей кар­тон переплетный выпускается трех марок: А, Б и В.
Картон марок А и Б предназначен для переплетов, оклеивае­мых снаружи тканью или бумагой. Технические показатели его следующие: картон марки А имеет толщину от 1,25 до 3 милли­метров (вес 1 кубического сантиметра — 0,7–0,95 грамма); картон марки Б имеет толщину от 0,5 до 0,9 миллиметра (вес 1 кубиче­ского сантиметра — 0,6–0,95 грамма) и от 1,25 до 3 миллиметров (вес 1 кубического сантиметра — 0,65–0,95 грамма).
Картон марки В — трехслойный. Он предназначен для цельнокартонных переплетов. Толщина его от 0,4 до 0,9 миллиметра (вес 1 кубического сантиметра — 0,7–0,95 грамма).
Листы картона, выпускаемого фабриками, имеют следующие размеры: марки А и Б —740х930, 700х1100, 790х1060 и 815x1020 миллиметров; марки В — 600х840, 700х1000 и 740x1050 милли­метров.
Прессшпан — сильно уплотненный, лощеный картон. Приме­няется для переплетов. Выпускается двух марок: А и Б. Толщи­на обеих марок от 0,35 до 1,20 миллиметра, вес 1 кубического сантиметра — 0,9 грамма. Прессшпан толщиной до 0,6 миллиметра выпускается в рулонах и листах, толщиной 0,7 миллиметра и более — в листах.

Другие материалы послепечатных процессов. Сюда можно отнести переплетные ткани и пленку для припрессовки.
ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ. Большое количество книг выпускается в твердых (картонных) крышках. Для их отделки применяются наиболее распространенные материалы: коленкор переплетный и ткань переплетная. Они украшают кни­гу, делают ее долговечнее.
Коленкор переплетный — это хлопчатобумажная отбельная или суровая ткань миткаль разных артикулов, на обе стороны которой нанесена пленка из крахмалистых веществ, минеральных наполнителей и красителей. Предназначается для изготовления крышек и фальчиков (фальчик — полоска материала, соединяющая бумажные сторонки составного форзаца).
По заказу издательств фабрики выпускают коленкор раз­личных цветов, гладкий или тисненый, матовый или глянцевый (для фальчиков только матовый). Рулоны коленкора имеют ши­рину 62, 71, 86 сантиметров, длину 50 и 200–250 метров. Вес 1 квадратного метра — 170 граммов (для крышек) и 135 граммов (для фальчиков).
Ткань переплетная представляет собой хлопчатобумажную суровую или отбельную аппретированную (пропитанную крахма­лом) ткань миткаль также разных артикулов, на одну сторону которой нанесена нитроцеллюлозная пленка с наполнителями. По заказу издательств изготовляется различных цветов и рисунков, тисненой и гладкой. Рулоны ткани имеют ширину 60, 71, 82, 86, 91, 103 и 106 сантиметров, длину 50 и 150–200 метров.
Ткань переплетная выпускается трех марок. Марка А — ле­дерин. На лицевой стороне имеет пленку из нитроцеллюлозы, пла­стификаторов, наполнителей, пигментов и красочных лаков. Вес 1 квадратного метра — 220 граммов. Марка Б — дерматин. На его лицевой стороне нанесена облегченная плевка из нитроцел­люлозы, пластификаторов, наполнителей, пигментов и красочных лаков. Вес 1 квадратного метра — 190 граммов. Марка В — колен­кор с нитроцеллюлозным покрытием. На обеих сторонах нанесена пленка из крахмалистых веществ, наполнителей и красителей.
Лицевая сторона дополнительно отделывается нитроцеллюлозой. Вес 1 квадратного метра — 195 граммов.
Перед тем как поступить в производство, коленкор и ткань окрашиваются под цвет наносимой на них пленки. Фабрики вырабатывают 112 расцветок переплетных: тканей.
ТРИАЦЕТАТНАЯ ПЛЕНКА. Многие брошюры, журналы, кни­ги выпускаются типографиями в мягких бумажных обложках. Они обладают малой прочностью — мнутся и рвутся. Чтобы избе­жать указанного недостатка и сохранить выпущенные издания, за последнее время к обложкам стали припрессовывать триаце­татную прозрачную пленку толщиной до 40 микрон. После склеивания пленки с обложкой прокатывают каландром при температуре 60-70 градусов и режется.


Контрольные вопросы:

Что такое фотоформа? Что такое печатная форма? Какие бывают фотоформы по виду изображения? Какие бывают фотоформы по характеру изображения? Какие бывают фотоформы по полярности изображения? Какие бывают фотоформы по способу изготовления? Какие бывают фотоформы по технологичности готовых форм? Перечислить требования к фотоформам. Охарактеризовать особенности формы для высокой печати. Охарактеризовать особенности формы для офсетной печати. Охарактеризовать особенности формы для глубокой печати. Охарактеризовать особенности формы для трафаретной печати. Перечислить основные способы печати. Охарактеризовать особенности высокой печати. Охарактеризовать особенности флексографской печати. Охарактеризовать особенности плоской (офсетной печати). Охарактеризовать особенности глубокой печати. Охарактеризовать особенности трафаретной печати. Охарактеризовать особенности цифровой печати. Привести классификацию печатных машин. Какие операции включают в себя послепечатные процессы? Какие операции включают в себя брошюровочные процессы? Перечислить оборудование брошюровочных процессов. Какие операции включают в себя переплетные процессы? Перечислить оборудование переплетных процессов. Какие операции включают в себя отделочные процессы. Перечислить основные виды полиграфических материалов. Перечислить особенности красок для каждого вида печати. Когда и где была изобретена бумага? Из чего делали и делают бумагу? Перечислить основные характеристики бумаги. Перечислить основные типы полиграфических бумаг. Перечислить основные требования к бумаге для печати. Назвать марки полиграфического картона. Назвать марки переплетной ткани.


Интернет-источники

Стефанов С. Фотоформы в полиграфии // www.aqualon.ru.
Валуйский В. Computer-to-Plate:наши недостатки есть продолжение наших… Варнавская О. Спуск полос своими руками, или Курсы высшего пилотажа для пользователей QuarkXPress // Publish, № 7,…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.