Конспект лекций по предмету "Культурология"


Культурология как наука

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной в широком многоаспектному диалоге на культуры и искусствоведения.
Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарных наук, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.
Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.
Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческое значение и способы познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.
Основные задачи культурологии:

анализ культуры как системы культурных феноменов;
выявления ментального содержания культуры;
исследование типологии культуры;
решения проблем социокультурной динамики;
изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, раскрывающий особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни ( культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура ), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни до эстетики. (Подольская Е.А., Ростовщик В.Д., Иванова К. А. Культурология. Учебное пособие: Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - К., КНЕУ, 2005. - 392 с.)
Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба культурного мифологического героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на страшные муки.
Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново «окультуривания» каждого рожденного человека, в результате чего в конце концов происходит окультуривание человеческой природы.
Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренного. Например, физическое тело человека представляет собой не только природное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, то есть культурной деятельности. Даже несмотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.
Потребовались века развития культуры, чтобы рука современного человека смогла научиться изготавливать сложную технику, создавать высоко совершенные произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, наивысшие достижения которые воспроизводятся, по словам Энгельса «в картинах Рафаэля, статуях Торвальдсена, музыке Паганини ».
Еще более это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми.
Проблема заключается в том, что каждый родившийся человек должен стать полноценной, потому что она должна не просто унаследовать природные задатки родителей, а и самостоятельно усвоить все богатство культурных ценностей.
Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, определившим противоречивую культурную историю человечества.
Извечно человек и человечество не имели других потребностей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность к самосохранению рода «человек» и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои гостиной потребности может удовлетворить только способами принципиально отличными от тех, с помощью которых сохраняют себя животные. Для человека в природе требуется особая пища, жилье, одежда. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материальной жизни, или второй природы.
Следовательно, акты человеческой деятельности соответственно служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, которая реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом. Культурное творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения - природного и общественного.
Естественное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что делать, чтобы выжить в природе.
Общественная жизнь рождалось в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид должен сам, потому что природа по поводу этого ничего не подсказала.
Таким образом, общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении - это необходимость культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры - государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добре и справедливости, совести и чести, которые рождались только в процессе общения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.