Конспект лекций по предмету "Экономика"


Коренные преобразования государственной собственности в России

Государственная собственность в соответствии со ст. 214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектам РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе России и в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.
Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти; предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно-исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского назначения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность. В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ.
В настоящее время обозначилась тенденция передачи объектов собственности в собственность субъектов РФ. Вероятно, это связано со стремлением центра передать бремя содержания этих объектов на субъекты РФ. Для придания этому процессу организованного характера Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ» установлен порядок такой передачи. Предусмотрено, что объектами передачи может быть недвижимое имущество, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Передача осуществляется на основе договора передачи, заключаемого между субъектом РФ и Российской Федерацией в лице Министерства имущественных отношений РФ. Оценка объектов должно осуществляться по рыночной стоимости.
Не являясь собственникам закрепленного за ними имущества, государственные юридические лица владеют, пользуются и в установленных пределах распоряжаются объектами государственной и муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения и оперативного управления (гл.19 ГК).
На правах хозяйственного ведения государственное имущество закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Эти предприятия вправе владеть и пользоваться государственным имуществом, а также самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, за некоторыми ограничениями, установленными законом. Предприятия самостоятельно распоряжаются техникой, оборудованием, выпускаемой продукцией, кроме обязательных государственных поставок. Распоряжаться недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог) они не могут без согласия собственника. Таким образом, право хозяйственного ведения ограничивает правомочия предприятия по распоряжению недвижимым имуществом.
На правах оперативного управления имущество закрепляется за казенными предприятиями и учреждениями. Право оперативного управления по своему содержанию значительно уже, чем право хозяйственного ведения, и предполагает более жесткий контроль государства за использованием государственного имущества. В связи с этим законодательство обязывает казенные предприятия использовать имущество и выделенные федеральные средства исключительно по целевому назначению и отчитываться перед уполномоченным органом об их целевом использовании. Собственником определяется и порядок распределения доходов казенного предприятия.
Исходя из этого, казенные предприятия наделены только правомочиями по владению и пользованию имуществом; права по распоряжению имуществом они ограничены (ст. 297 ГК).
Приватизацией принято называть переход от государственной, муниципальной к частной собственности, выкуп, продажу и безвозмездную передачу имущества государственных предприятий их трудовым коллективам. Приватизация части государственной собственности в России – естественное следствие перехода к рыночной экономике. Приватизация, начатая в 1991 году, привела к переходу более половины государственных предприятий в частную или общую собственность. Однако следует отметить, что за прошедший период не удалось посредством приватизации повысить эффективность объектов собственности, российской экономики в целом.
За этот период было использованы три способа приватизации объектов государственной собственности. Первый состоит в дележе общей стоимости приватизированных объектов поровну между всеми гражданами страны. В результате на каждого человека приходится определенная денежная сумма. На эту сумму людям выдавались приватизационные чеки – ваучеры. На ваучер можно было приобрести акции приватизируемых предприятий, превращаемых в акционерные общества, либо использовать для приобретения на аукционе государственной собственности.
Второй способ приватизации – безвозмездная передача приватизируемых средств производства трудовым коллективам предприятий, использующих эти средства.
Третий способ – продажа государственной собственности по рыночным ценам тем, кто имеет деньги и желает приобрести на них эту собственность на аукционах, конкурсах.
Каждый из трех способов приватизации обладает преимуществами и недостатками. Поэтому российская практика приватизации пошла по пути комбинирования, сочетания этих способов. Наиболее уязвимым моментом приватизации в России оказалась низкая оценка стоимости объектов приватизации, что сыграло на руку удачливым покупателям и не обеспечивало поступления весомых доходов от приватизации в государственный бюджет. В последующем стали использовать аукционные формы продажи, что приблизило цены к рыночным.
Многие объекты собственности остались в распоряжении государства: военные, оборонные объекты, предприятия, изготавливающие оружие и наркотические лекарственные средства, объекты общегосударственного значения, от которых зависит жизнеобеспечение всего населения, важнейшие социальные объекты.
Приватизация – неизбежный этап рыночных преобразований российской экономики. Вместе с тем, надо иметь ввиду, что превращение государственной собственности в частную есть необходимое, но недостаточное условие эффективного хозяйствования. Надо еще изменить психологию людей, воспитать в них чувство хозяина, породить желание активно заниматься производством, предпринимательством. Особенно осторожно надо относиться к приватизации земли, природных богатств, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, естественных монополий, связанных с добычей нефти, газа, производством энергии, транспортными перевозками грузов и пассажиров.
Мировой опыт свидетельствует, что наряду с приватизацией иногда приходится прибегать к национализации частной собственности в форме ее выкупа государством.
Одна из причин низкой результативности экономических преобразований в России, связанных с переходом к рыночной экономике, заключена в недостаточно продуманном и умелом проведении преобразований форм и отношений собственности. Уже в начальной стадии проведения российских экономических реформ было ясно, что глубокие перемены сложившихся и укоренившихся в советской экономике собственнических структур неизбежны, что без их трансформации не проложить дорогу к рыночной экономике. В то же время поспешная крутая ломка отношений, скороспелая приватизация породили острые социальные проблемы, в числе которых следует прежде всего назвать расхищение, разбазаривание и неэффективное использование государственной собственности.
В течение десятков лет в стране насаждались и культивировались неестественные, искаженные псевдосоциалистические формы и отношения собственности. Наведя полную путаницу в понятиях общественной, общенародной, социалистической, государственной собственности, правящая номенклатура узурпировала собственнические права, а сними и властные функции. Под видом общественной, народной, государственной процветала, по сути, собственность государственных органов, руководящих ими лиц как на средства производства, так и на общественные блага. В их личном или коллегиально-групповом распоряжении находились и земля, и природные богатства, и основные средства предприятий, в значительной мере – трудовые ресурсы, а иногда и жизнь людей. В какой-то период вся страна стала частной, личной собственностью, вотчиной Сталина, который стал если не полным владельцем, то по крайней мере генеральным распорядителем всей собственности Советского Союза.
Исходя из положений марксистско-ленинской экономической теории о наличии объективных тенденций обобществления производства и собственности, советская догматическая доктрина довела их до абсурдной крайности, поведя атаку на индивидуальную, частную, коллективную собственность. Но при отсутствии личной собственности на рабочую силу, имущество, средства производства подавляется индивидуальное творческое начало, человек исчезает как активная самодеятельная личность. Уничтожается первичная экономическая клеточка общества, исчезает личный интерес, возникает ничейная, никому не принадлежащая собственность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.