Конспект лекций по предмету "Экономическая теория"


Кардиналистская и ординалистская трактовки полезности потребителем

Рыночный спрос формируется из совокупности решений о покупке отдельных потребителей. В достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.
Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ называется потребительским выбором.
Проблема измерения полезности – одна из самых сложных в экономической теории. В виду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представлялось экономистам очень сложным. Возможно, ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.
Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.
Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативной кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф.Эджуорт (1845-1926), итало - швецарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого. [kgl]
Тема 7. [gl] Кругооборот и оборот капитала [:]
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Индивидуальное воспроизводство
2. Капитал как экономическая категория
3. Кругооборот и оборот капитала
4. Основной и оборотный капитал. Износ основного капитала. Амортизация основного капитала.
5. Инвестиции и их виды
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Сущность и виды воспроизводства. Модели воспроизводства
2. Капитал как движение. Кругооборот и оборот капитала
3. Экономическая природа инвестиций


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.