Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Образование как механизм развития личности и общества в целом

В современном динамическом обществе главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения и саморазвития личности. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью (см. схему 2).

СХЕМА 2
Важнейшие мировые социокультурные тенденции:
1) смена типа культурно-исторического наследования;
2) переход от научного познания к культуре;
3) изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;
4) возникновение информационных технологий и мировой информационной системы;
5) установка на национально-культурную и экономическую регионализацию.

Глобальные проблемы человечества:
- разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы;
- истощение материально-сырьевых ресурсов планеты;
- демографический взрыв и проблема продовольствия;
- опасная для человечества гонка вооружений;
- кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества;
- кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира.
оказывают влияние на предъявляют
образование в стране,
а именно:
1) формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
2) ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности;
3) рост культурного плюрализма и самобытности;
4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта


Определяют
новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности.


Социокультурную ситуацию в стране,
которая характеризуется переходом:
- от тоталитарного общества к демократическому;
- от стабильного общества к динамическому;
- от революционного развития к эволюционному;
- от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному;
- от мировоззренческого единства к плюрализму.


Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования


Образование как механизм развития личности, общества.
Образование как общечеловеческая ценность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.