По мере развития социума, с возникновением социального и имущественного неравенства, разрушением племенного коллективизма, распространением письменности, становлением государственности в отдельных регионах формируются новые, сложные религиозные учения и культы, постепенно приобретающие надэтнический характер: ведизм (Индия); буддизм, зороастризм (Иран), христианство, ислам. Новые религии характеризуются растущим вниманием к личностному и индивидуальному, становятся духовным началом, способным объединить многие народы.
В истории религии выделяют несколько религиозных направлений, чьи письменные источники дошли до нашего времени:
· Семитское семейство, к ветвям которого принадлежат – сформировавшийся в 1-ом тысячелетии до н.э. иудаизм с главной Книгой – Ветхим Заветом, христианство (1 век н.э.), главной Книгой которого является Новый Завет; и мусульманство (7 век н.э.), неразрывно связанное с Кораном.
· Арийское семейство, религиозные направления которого получили распространение в период между 800 и 200 годами до н.э. Это в Индии браминизм ( Писания Веды), буддизм (письменные источники - Тринитака), в Иране -зороастризмс писанием Зенд-Авеста.
Исключая эти семейства, еще только один народ может гордиться писанными религиозными книгами – это китайцы, создавшие две религии практически одновременно:
· Конфуцианство в 4-5 веках до н.э.( Пять канонов - 5 книг, тексты которых представляют собой систему философских, нравственных, политических и научных взглядов одновременно).
· Даосизм в 3-4 веках до н.э. (Дао дэ цзын - святые книги и их комментарии, насчитывающие несколько тысяч томов).
Новые религии обладали книгами, в которых содержалось Откровение Бога, переданное людям через пророков, а также учения о Боге, о мире, вере, спасении.