Конспект лекций по предмету "Культурология"


История лингвистики и основные лингвистические концепции

Древний мир
Первые языковедческие концепции возникли примерно в 5 веке до нашей эры у древних странах: Индии, Греции, Риме, Китае. Свое языковедческие учения также развили арабы.
В общем, речь рассматривалась в трех аспектах:

общекультурном
загальнофилологичному (Древняя Индия)
общефилософском ( Древнегреческая филологическая школа )

В Древней Индии языкознание использовалось главным образом для анализа и описания древних гимнов («Веды»), написанные санскритом, который в то время подавляющее большинство людей не понимала. Индийские языковеды впервые предприняли попытку классифицировать звуки по физиологическим принципом, открыли морфологический закон словоформы как структуры, разработали теоретические проблемы лексико-морфологического принципа классификации слов на части речи, выделив имена и глаголы, а также многое другое. Самым известным представителем индийской филологической школы считают Панини, жившего в 4 веке до н. е.
Древнегреческое языкознание в первом периода (V-III века до н. Э) можно характеризовать по принципам рассмотрения языковых явлений как общефилософские, а во втором (III век до н. Э - IV века н. Э) как последовательно языковедческие. Существовало две языковедческие школы «фюсей» (по природе) и «Тэсс» (по условию), между которыми велись разные дискуссии по вопросам языка. Во втором периоде (III век до н. Э - IV века н. Э) наибольшего развития достигла Александрийская школа. Самым выдающимся ее представителем был Аристарх. В общем, в древнегреческой лингвистике были развиты следующие разделы: фонетика, морфология, синтаксис и стилистика. Большинство языковедов утверждают, что основы современной лингвистики были заложены именно в Древней Греции.
Древнегреческое языковедческие учения продолжали развивать римские ученые. Они дополнили классические разделы греческого языкознания - фонетики, морфологии, синтаксиса - данными из латинского языка. Грамматические термины античной Греции дошли до нас трансформированными на латинский манер через труды Доната «Грамматика» (4 век) и Присциана «Грамматическое учение» (6 век).
Арабский филологическая школа много позаимствовала от древнеиндийского, однако меньше уделяла внимания грамматике и фонетике, но больше лексикологии. Большой вклад в языкознания сделала лексикографическая работа Махмуда аль Кашгаре «Диван турецких языков» (11 век) - многоязычный словарь ближневосточных языков.
В Древнем Китае причина возникновения и развития языкознания была примерно такой же, как и в Индии - потребность толкования древних текстов. Речь китайскими лингвистами рассматривалась как продукт природы. В нач. 13 века китайские языковеды стремились исследовать конкретные теоретические вопросы в Также в это время велась активная лексикографическая работа. Был заключен словари рифм, диалектических синонимов, энциклопедические словари, этимологические подобное.

13-18 века
В средние века развивались две основные лингвистические школы: латинская и арабо-еврейская.
Поскольку латинский язык стал языком образования, религии и науки в Европе, на основе древней лексикографической традиции с 13 века начали заключаться различные грамматики и словари. В период средневековья и Возрождения, как и в древнегреческой науке, речь была проблемой обсуждения в философских и филологических работах.
С 16 века европейская цивилизация начинает открывать для себя новые народы и языки, что обусловливает потребность заключения новых словарей и грамматик. Во многих странах проводится большая лексикографическая работа ( Испания, Франция, Англия, Московия ).
В 1660 году было заключено грамматику Пор-Рояля, что большое влияние на последующее развитие языкознания и стала весьма популярной в Европе. Она базировалась надекартовский философии, согласно которой основными принципами построения грамматики должны быть:

логичность (рациональность)
универсальность (т.е. должна быть общей для всех языков).


начало 19 века
В первой четверти 19 века развилось особенно сравнительно-историческое языкознание. Главный благодаря элементам сопоставление языковых фактов и историзма предыдущих веков, которые имели место в описательных грамматиках, отдельных исследованиях и лексикографических трудах филологов как древнего, так и поздних времен до начала XIX века.
В эти времена был создан ряд трудов: в Германии Франца Боппа (1791-1867) «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с такой греческого, латинского, персидского и германской языков» (1816) и Якоба Гримма (1785-1863) «Немецкая грамматика »(1819); в Дании - труд Расмуса Христиана Раска (1787-1832) «Исследования в области давньопивничнои языка или происхождения исландской языка» (1818) и в России - работа Александра Востокова (1781-1864) «Разведка о славянском языке »(1820).

Вильгельм Гумбольдт
В. Гумбольдт является основателем общего языкознания и его теоретических основ. Своих последователей его учения нашло в так называемом неогумбольдтианстви.
Свои языковедческие идеи ученый формулировал в трудах: «О возникновении грамматических форм и их влияние на развитие идей» (1822), «О двойственное» (1827), «О буквенное письмо и его связь со строением языка» (1824), « О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития »(1843),« О связи письма с языком »(1836),« О языке кави на острове Ява »(1836-1839).
Для теоретической лингвистики особое значение имеет трехтомный труд «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», в частности первый том ее, имеющим особое название «О различии строения человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода».
По мнению В. Гумбольдта, прямым объектом теоретического языкознания является язык как целостная структура, ее происхождение, перспективы развития, отношение к возникновению человека, в ее эволюции. В. Гумбольдт последовательно различал в языке язык и речь, но не видел разницы между звуком и буквой. Под языком он понимал совокупность всего, что говорится. Также, ученый утверждает, что реальным основанием для определения начала различение языков есть дух народа и язык является непрерывной деятельностью духа.

Фердинанд де Сосюр

Фердинанд де Сосюр


Творческое наследие лингвиста состоит из нескольких статей и одной монографии «Курс общей лингвистики», опубликованной через три года после смерти автора (1916 года).
На основе учения Соссюра развилось много лингвистических школ, в частности женевская.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.