Конспект лекций по предмету "Культурология"


Древние традиции Индии и современность

Надо отметить, что ни буддизм, зародившийся в Индии в среде кшатриев, ни христианство не стали среди индийцев распространёнными. Буддизм из Индии распространился в Китае, Коре, Японии, однако в самой Индии был редким явлением. И буддизм, и христианство не могли воспринять идею разделения людей по варнам, принадлежностью к каждой из которых определялась значимость человека как духовного существа. Между тем сами индийцы не мыслят свою жизнь вне варновой системы. В наше время количество индийцев, исповедующих христианство или буддизм, очень мало.
В ХХ веке культурные черты Индии, сложившиеся в древности, всё ещё существенно влияли и на быт индийцев, и на действия политиков. Так, Махатма Ганди считал, что цели надо добиваться исключительно мирными средствами, такими, как бойкотирование товаров, производимых теми, против которых направлен бойкот. Также Ганди отличался терпимостью в отношении других религий, например, ислама. Одним словом, Махатма Ганди в ХХ веке является наиболее выдающимся сыном своего народа, индийской культуры.
В XXI столетии культурные традиции индийского общества по-прежнему играют важную роль в жизни страны. Так, несмотря на то, что по Конституции Индии 1950 года касты являются упразднёнными, они, по сути, продолжают существовать. Неприкасаемых в Индии формально нет, по закону их принято называть далиты (угнетённые) или хариджаны (это название дано Махатмой Ганди и означает оно божьи люди). Однако в ряде деревень и по сей день случаются настоящие кастовые чистки, спровоцированные неприятием далитов в социальную среду.
Традиционализм особенно проявляется в сельской местности. Многие индийцы живут согласно предписаниям своего гуру, неизменно выполняют ряд религиозных обрядов, чтят обычаи предков. Правда, некоторые из этих обычаев и обрядов весьма жестокие, например, и в наше время (уже в порядке исключения) можно встретить выполнение обряда восхождения вдовы на погребальный костёр мужа. В принципе, даже если женщина не выполняет этот обряд, то и сейчас в обществе к ней относятся, как правило, пренебрежительно, а сама она живёт в бедности и в массе ограничений (ей нельзя есть мясо, соль, пить вино, она может питаться грубой пищей раз в день, спать на полу…). Поэтому индийцы говорят: «Нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать». Смерть мужа рассматривается индусами в качестве кармического последствия непорядочного поведения его жены в предыдущей жизни. Если же жена является покорной мужу, то на неё нисходит благодать, распространяющаяся на всю семью. Считается, что общение с вдовой может навлечь беды, более тяжёлые, чем прямой контакт с неприкасаемым. Всё же, надо подчеркнуть то, что семьи в Индии отличаются прочностью и благочестивостью. Не менее важно отметить, что в современной жизни индийского общества по-прежнему неформально сохраняются общие правила, регламентирующие жизнь женщины. А. С. Тимощук среди общих норм, касающихся женщин любой варны, особо подчеркивает следующие пять, обязательные для исполнения:
1) Дочь должна быть выдана замуж до половозрелости за мужчину, который в два-три раза старше её. (Надо признать, что подобная практика в наши дни вызывает много нареканий, тем более что в современном обществе существует проблема подростковой беременности).
2) Вдова, имеющая детей, не имеет права второй раз выходить замуж.
3) Нельзя заключать брак между женщиной и мужчиной одной династии.
4) Дхарма женщины – быть покорной мужу и быть довольной тем материальным достатком, который он может ей предложить.
5) Женщина имеет право выйти замуж либо внутри своей варны, либо в более высокой варне, но ни в коем случае не ниже. (Это положение в силу формального упразднения касто-варновой системы ныне не имеет существенного значения и далеко не всегда соблюдается).
Среди всех варн кшатрийки пользовались большей свободой в брачных отношениях, поскольку могли выбирать себе мужа на турнире. В целом же положение женщины выглядит достаточно закрепощённым. В то же время историки отмечают, что до мусульманского завоевания женщины в Древней Индии пользовались большой свободой. Наравне с мужчинами они участвовали в политической жизни, философских дебатах.
Такая традиционность индийской культуры, с одной стороны, свидетельствует о её жизнеспособности и глубоких историко-философских корнях. Однако, с другой стороны, препятствует принятию прогрессивных культурно-религиозных новшеств, порождает привязанность и даже зависимость от ряда старых родоплеменных обычаев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадак А. Н. Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – Минск.: Харвест, 1999.
2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: «Наука», 1993.
3. Бурмистров С.Л. Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма // Вопросы философии. 2008. – № 12.
4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: «Наука», 1970.
5. Всеволодов И. В. Бирма: религия и политика. – М.: Наука, 1978.
6. Вокруг света. – 2007. – № 8 (2803).
7. Гусева Е. Р. Джайнизм. – М.: Наука, 1968.
8. Гусева Е. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.
9. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М.: «Наука»,, 1990.
10. Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм: Проблемы синкретизма. – М.: Наука, 1987.
11. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.
12. Тимощук А. С. Ведическая антропология // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, 2006.
13. Скороходова Т.Г. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения // Вопросы философии. 2008. – № 12.
14. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Чем, по вашему мнению, торговцы из Шумера могли заинтересовать представителей хараппской цивилизации?
2. В чём проявляется взаимосвязь религиозных верований в хараппской цивилизации с современным индуизмом?
3. Что такое Веды? Какие черты Вед принято выделять?
4. В чём заключается суть сансары?
5. Что такое карма?
6. Почему в Индии не принято подавать нищим милостыню?
7. Какие явления общественной жизни современного индийского общества свидетельствуют о его традиционализме и консерватизме?
8. В чём вы видите взаимосвязь авидьи и аханкары?
9. Почему многовековое присутствие английских властей в Индии не повлияло на фундаментальные принципы индийской культуры?
10. Почему в Индии по-прежнему сохраняется обряд восхождение жены на погребальный костёр мужа?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.