Конспект лекций по предмету "Социальная психология"


Динамические процессы в группе

Феномен групповой динамики определяется неоднозначно.
М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными
индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит
их к взаимному удовлетворению.
Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе,
привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп.
Развитие групповой динамики как направления в теории малых групп и социальной технологии связано с именем К. Левина.
Каждый член группы признает свою зависимость от других ее
членов.
По определению К. Левина, «групповая динамика» —это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы,
которые действуют в данной группе.
При описании и объяснении принципов групповой динамики
К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.
Если рассматривать группу как целое, то закономерности
групповой динамики можно объяснить действием двух законов:
1) целое доминирует над его частями. Группа — это не просто
сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;
извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он зависит от всех других членов;
2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство,
а взаимосвязь членов является основой для формирования
группы; человек склонен становиться членом той группы,
с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой
он больше всего зависит.
В современном понимании групповая динамика —это развитие
или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а так
же внешним воздействием на группу.
Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных.
Основные элементы — цели группы, нормы группы, структура
группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы.
Дополнительные элементы — создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой.
Современные исследователи проблем групповой динамики
выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен.
Выражением внутригрупповых противоречий оказывается
конфликт.
В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур.
Термин «идиосинкразический кредит» введен Е. Холландером.
Этим понятием обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм.
«Идиосинкразический кредит» — механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение
своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения
поставленных целей.
Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики.
Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как
среда для изменения членов группы; как объект изменений; как
агент изменений (когда используются организационные усилия
группы).
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе.
Характер изменений, которые происходят в малой группе,
можно проследить при рассмотрения проблем развития группы.
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической
концепции.
Толчок дан работой З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».
Возникла теория развития группы Г. Шеппарда.
Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга.
Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из
которых группа решает определенный набор проблем.
Каждая группа может по-разному реализовать общую модель
развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться
в случае недостижения поставленной цели.
Соприкосновение с реальными группами заставило авторов
обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не исследовалась.
Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития.
Критерии, на основе которых можно сравнивать различные
стадии в развитии группы: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обязательства группы по отношению к членам); преобразование ролей
членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).
На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы
и соответствующие им позиции членов.
Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной
М. Чемерсом системно-процессуальной модели развития группы.
Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые
различаются по набору критериев.
Каждая стадия связана со сменой состава группы.
Факторами смены ролей членов группы являются мера приня-
тия группой каждого члена и принятие членом группы ее реальности.
В качестве второго блока исследований, где обозначается идея
развития группы, можно назвать исследования по сравнению
ориентаций личности: коллективизм — индивидуализм.
Они рассматриваются как полярные понятия.
Индивидуализм порождает специфические нормы поведения
индивида в группе: ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность.
Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой группой: позитивное
отношение к целям группы, уравнительное распределение «благ»
в ней, большую открытость и в общении, готовности поставить
цели группы выше собственных.
Ориентации связаны с процессом развития группы: переход
от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того,
какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу.
Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.