Конспект лекций по предмету "Биология"


Биология 11 класс

Биология курс за 11 класс Урок 1. Тема: “Биосфера - оболочка жизни. Биомасса. ” Схема 1
Живая природа - многоуровневая система: молекулярный - клеточный организменный - популяционно-видовой - биогеоцинозный - биосферный.
Взаимосвязанность разных сообществ обмен между ними веществами и энергией позволяет рассматривать все живые организмы земли и среду их обитания как одну очень протяженную эк. систему - биосферу. Совокупность всех живых организмов - биосистема планеты. Схема 2
Биосфера - все части земных оболочек мето, гидро и атмо сферы, кот. на протяжении геолог. истории подвергались влиянию живых организмов и несут следы их жизнедеятельности. Кроме живого вещ-ва биомассы в составе биосферы есть косное неживое в-во, а так же биокостные в-ва построенные из живого и костного. Биосфера - открытая система.
Важнейшая черта биосферы - биотический круговорот вещ-ва (биогенная мигратция атомов). Границы биосферы:
1. Савокупность всех живых организмов планеты - живое в-во биосферы. Основная масса жиз. орган. на границе 3 геологических оболочек: газообр (атм), жид (гид), тверд (лит). К нежевым относится та часть биосферы связ. с негр. ве-в и эн. с жив. ве-ом.
Биосфера - часть геол. оболочки земли, засел. жив-м организмом. 2. Так как биосфера получает энергию извне от солнца, ее называют открытой системой.
3. По мере увеличения биомассы зел. растений изменяется газ. состав атмосферы. - геол. обол. Земли. Кислород исп-т организм для проц. дыхания, в рез-те чего в атомосферу вновь поступает углекислый газ. Увелич-е конц. кислорода в атмосфере план. повлияло на скор. и интенс. окисл-е - вост. реакции в литосфере . Границы жизни на план. явл. границами биосферы. Функции живого ве-ва: Газовая - получает и выделяет газ.
Океслительно-восстан-я - окисл-е углер. до углер. газа и вост. его до углер. Концентратционную - орган - концентр. Накопление в орган. азота, фосфора, кремния, кальция. Урок№2. Тема: “Круговорот вещ-в и превращение энергии в биосфере” В состав жив. ве-ва входит 14 осн. элементов:
O, H -> 10% ; C, N, Ca - 1-10% ; P, Si, K, S, - 0. 1-1% ; Mg, Fe, Na, Cl, AL, - 0. 01-0. 1% ; --> Вывод:
1. Биомасса на 90% построена из О и Н -> организмы - водное образование. 2. 14 хим. элементов составляют 99. 9% массу живого ве-ва, эти же эл. 98, 9% массу всей жив. коры. Вывод:
Жизнь построена из тех же живых эл. кот. сод. в жив. коре, но не в тех пропорциях.
Биосфера - открытая система. Забор эн. от солнца превращение ее в эн. связей хим. соед. и биогенная мигратция атомов. Схема №3 Живое вещ-во (по типу питания) Продуценты Консументы Редуценты Автотрофы Гетеротрофы Фототрофы Хемотрофы аэробы анаэробы
Вся земная кора включая атмосферу и природные воды охвачена мигратцией мигратцией хим. элементов. Мигратция: Химическая, физическая, биогенная.
Церкуляционное движение хим. эл. от одного компонента биосф. к др. с воз. к исход. точке назыв. циклом или круговоротом Движение в цыклах не всегда равномерны Запасы:
Гумусовые почвы: торф, угол и тп. Наиболее важные цыклы и круговороты является вода, кислород, азот, фосфор, сера элементов-белков. Урок №3 Тема “ Биогеохимические процессы в биосфере”.
4 биокостных тела: атмосфера, природн. почвы, природн. воды, осадочн. породы. Состав этих биокостных тел отнас. постоянен.
1. Атмосфера - О2 - 21%; N2 - 78%; co2 - 0. 03%; сенгридиент - 1%. Схема №4. Фотосинтез СО2 окисл неорг соед Орган. соед. О2 дыхание жив. и раст.
Окисление При размножении окисл. орг. соед. при разл. орг. и окислении Схема №5.
N2 -> почва (NH4, NO3, No2) -> cинтез белка в организм. -> поле отмир. орг-в под действ микр-в. Почва - тела пост. из жив. и костного ве-ва гумус. Урок №4. Тема : ”Влияние действия человека на биосферу”
Вулканы извергают за год 0. 5 куб ве-ва, реки ежегодно выносят в океан 15 кв-х км ве-ва. Атмосфера.
1 тонна сожженного угля потребляет 3 т. кислорода. Атмосфера обогощается СО2, свинец, СH2N+2, CO.
Вырубка лесов приводит к понижению уровня грунтовых вод, заболачиванию. Уменьшаются общие запасы пресной воды. Загрязнение природных вод, загрязнение инсектецидами. Урок №5. Тема : “Охрана биосферы - неосфера”.
Технический прогресс не может быть остановлен. Вмешательство человека в природу будет увеличиваться. По этому охрана природы требует разработки специальных средств: 1. Химико - технологические ср-ва: - Отчистка точных вод - Отчистка газовых отходов промышленности - Создание нового топлива
- Переход предприятий на циркуляционную систему водоснабжения. - Повторное использование отходов Прекращение загрязнения атмосферы и природных вод. 2. Биотехнические: - Отчиска вод с помощью прудов отстойников.
- Заселение пром. отвалов растениями способными жить и размножаться на твердой почве - Широкое внедрение биол. борьбы в сельском хоз-ве. Форма охраны биосферы: 1. Биосферные заповедники. 2. Заповедники 3. Заказники 4. Памятники природы 5. Красная книга 6. Зоопарки 7. Ботанические сады. Ноосфера.
Ноосфера - биосфера преобразованная трудами человека и измененная научной мыслью. Биосфера со временем переходит в ноосферу.
Позновая законы природы и развивая технику, человечество должно придать ей черты новой, более высокой организованности. При этом человечество стан. мощной силой, сравнимой по воздействию с геологической силой. Урок №? . Тема “ Клеточная теория”
Клетка - элемент, единица живой системы, обладает всеми св-ми живой сист-ы: - Обмен ве-в - Рост - Развитие - Размножение - Раздрожимость - Движение - Передача по наследству своих признаков - Смерть - Питание - Дыхание
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ I Зарождение 1665 Роберт Гук Рассматривая срез пробки обнаружил понятия о с-ки. Для обозначения их в первые при клеточн теор менил название “клетка” 1680 Анатолий Ван Открыл одноклеточные организмы Ливенгук (увеличил 270 раз).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- II Возникновен- 1838- Матиас Ший- Обобщили значение о клетке и показали, ие клеточной 1839 ден. что клетки составляют основную ед. теории. Шван. строения всех живых организмов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- III Развитие кле- 1858 Рудольф Вир- Сформировал положение о том, что точной теории хов. каждая новая клетка происходит от Карл Берг такой же путем деления. Сформулировал положение что клет ка не только строения но и развития живых организмов
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- IV Современная Клетка является осн структ. и функци клеточная он. ед. наз. Все организмы состоят из теория клеток, жизн. орган обусл. взаимн. сост. его клеток. Клетки все орган-в сходны по св-у, хим составу, строению и функциям. Все нов. клетки образ. при дальн. исх-х.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вывод:
Клеточная теория лежит в основе предст. о ед-е всего живого, общ. его происход. и эвол. общего развития. Цитология - наука о клетке: 1) Происхождение и состав клетки 2) Функции внутренних структур 3) Функции клеток в живых организмах 4) Размножение и развитие клеток 5) Приспособл. клеток к условиям окр-й Среды Методы изучения цитологии. 1) Световой микроскоп 2) Електр. микроскоп 3) Окрашивание 4) Ультроцентрофугирование 5) Микротоны 6) Меченые атомы 7) Регето-структурный анализ. Урок №8. Тема “Хим состав клетки неорган. в-ва. Схема №6. Химический состав клетки Неорганич в-ва Органич В-ва 1. Н2О-до95% 1. Белки -10-20% 2 Соли 2. Углеводы 3 Микроэл-ы 3. Лепиды 4. Нуклеиновая к-та Роль воды: 1) Это универсальный растворитель 2) Гидрофебность, Гидрофобность 3) Сообщает тургор клетки
4) Вода явл. в-ом для реализатции (в старых и молодых клетках состав воды разный) 5) Теплоемкость - поддержание пост. темп. клетки. 6) Теплопров-ть 7) Фотосинтез
Расщипление сахара дрожжами в тяжелой воде идет в 9раз медленее. Белки: 1. Роль белка 2. Хим. состав 3. Структура белка
1. “Жизнь - есть особая форма сущ-я белковых тел, сущ-т мал. явл. обмена ве-в” - Роль белка - жизнь - Структура клетки - Енергетич. роль - Ферментативная роль - Транспортная роль - Сообщает индивидуально каждому организму - Движение: Белки образуют мышцы - Буферное св-во: пост. низкоклет. Среды. 2. Белки - это полимеры 1. R радикал Мономер 2. NH2 аминогруппа 3. -С=О Функциональная группа клеток -OH NH2 R- C - C=O I - OH H 20 различных альфааминокислот образуют белки Белок=протеин=полипептид 3. Структура белка а) Опред последоват. аминокислот в мол. белка. ---I---I---I---I---I---I б) Образуются водородные связи Н-Н оооооооооооооооооо 3. Третичная структура Рисунок 4. Четвертичная структура Рисунок Урок№. Тема ”Св-ва белка”. 1) Денатуратция белка -> обратимая и необратимая
Необратимая денатуратция - это когда первичная структура портится 2) Ферментативная роль белка 2H2O2 -> 2H2O+O2I Фермент: - Каталаза - Пероксидаза В любо. клетке есть фермент - каталаза Урок№10 Тема ”Биополимеры, Углеводы, Лепиды.
1. Органич в-ва - хим. соединения в состав кот. входят атомы “С” Биополимеры - это органич в-ва, входящие в состав клет. жив. орган-в Примеры: белки. нуклеин. кислоты, полисахариды Свойства биополимеров зависит от: - От строения молекул. - От числа и разнообразия мономер. звеньев.
Полимер в молекуле которого гркуппа мономер. периодич повторяется называется регулярным.
2. Углеводы - орган. соедин. сост. из углерода, водорода и кислорода. Тысячи остатков молекул одинаковых сахаров, соединяясь обратно биополимеры Полисахариды (у растений крахмал, у животных гемоглобин)
Биополимеры сахариды - это вещ-ва в кот-х запасается используемая клетками энергия растений и живых организмов.
3. Все липиды неполярны: растворяются в хлорофиле, эфире, но не в воде. Некоторые лепиды явл. гормонами и принимают участие в физиологических функциях орг-ма. Урок№11.
Тема: ”Липиды, Липойды. Углеводы. Предпосылки развития учения Ч. Дарвина”. 1. Улеводы: - Моносахариды - Дисахариды - Полисахариды Роль углеводов: - Строительная - Энергетическая - Запас питательных вещ-в - Защитная C6H12O3 - глюкоза (C6H10O5)n - крахмалл 2. Жиры (липиды) H2C - OH HC - OH R1 - C =O H2C - OH -OH Роль жиров: - Энергетическая - Запас питательных в-в. - Строительная - Защитная - Теплопроводность - Эластичность кожи Дарвинизм
Эволютция - это процесс исторического развития мира. Суть: непрерывное изменение и приспособление жив. к изменяющ. условия Среды и услож. организатции жив. существ. Основное развитие от простого к сложному. Карл Аинней - швед натуралист, врач(1707 - 78)
+ На основе сходства по 1-2 колеб. замет. признаки и-цирования орган. на виды, роды, классы. Поместил в доин отряд человека и человекообразных обезьян, ввел двойное название, усовершенствовал биотехнический язык.
- Разделил представления о природе , каждый вид считал результатом отдельной творч. Жан Батист Ламарк (1744 - 1829) -- -- Урок №12.
Тема: “Предпосылки возникновения учения Дарвина. Учение Дарвина”. Предпосылки возникновения учения: - Общественно эк. ( в связи с капитализмом) - Успехи ест. наук. 1. Отрытие яйцеклетки 2. Клеточное строения растений и животных 3. Полеанталогия (наука о ископ) 4. Элбриология (наука о зародышах) 5. Сравнительная морфология. 6. Биогеография.
Все это послужило основой для открытия фактора эвол. процесса. Современная теория эволютции впитала в себя положение эколог. генетики молек. биологии, но упирается на Д. консепцию. Схема №7.
Наследственная изменчивость -> расхождение признаков -> борьба за существование -> естественный отбор. Основные принцыпы эволютции учения Дарвина. 1. Каждый вид способен к неогран. размножению
2. Огранич. жизненных ресурсов препядств. реализатц. потенц. возм-й безпред. размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за выживание и не оставляет потомства.
3. Гибель или успех в борьбе за существование носит изберат хар-р. Организмы одного вида отличаются от другого совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, кот. имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т. е. лучше приспособлены. 4. Под действием ест-ого отбора, происход. в разных условиях, группа особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобр. на столько су... отличия, что превращ-ся в новые виды. (принцып происх признаков). Урок №13. Тема “Док-во эволютции” 1. Основные черты сх-ва живых организмов а) Механ-м само. насл-ой информатции б) Принцып генет. кон-ния в) Клеточная теория (клетки все едины по уровню) г) Большинство организмов эокариоты. Строение ядра едино. д) Белки состоят из 20 альфааминокислот органич и технич.
е) Атонар-ы сост-т близко друг к другу и раст. и жав. = 50-60% углерода в клетках. В неживой природе в земн. коре 0. 35% Хлорофил раст. близок по сост. и строен. с .... жив. ж) Деление всех кислот. з)Обр-е кол-х ки-ок у живых и раст - мейоз. Вывод : Единство происхожд жив и раст-й 2. Эмбриотические Урок №14 Особь -> популятция -> вид.
Популятция - относительно изолированная группа особей одного вида Каждая популятция имеет свою собств. эвол-ю судьбу
Популятция наименьшее подразделение вида и явл. элементарной еден-й эволютции.
Вид Популютция 1 Отлич. усл. среды предполож. в ходе ест. отбора накоп Популятция .... 4 пление опр. аллей. Вид Кретерии вида: - Морфологический (внеш. признаки) - Генетический - Экологогеографический - Физиологобиохимический


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.