Конспект лекций по предмету "Логика"


Форма мышления

Понятия образуются на основе представлений образов предметов и явлений действительности, а также их признаков, являясь их обобщением. Благодаря понятиям и происходит проникновение в ненаглядную область действительности, выражение ее существенных признаков различной глубины. На основе понятий создаются идеальные (идеализированные) аналоги, модели предметов и явлений действительности.
Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др. Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс, его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна - понятие.
Образование понятий сопряжено с процессом их обозначения, поиски точных словесных выражений мысли о предмете. Человек не может для каждого отдельно существующего предмета придумывать свое специфическое название, самостоятельное слово. В мышлении и общении люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас Намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое такое слово выражает понятия, относящиеся не к одному предмету; а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков
Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. При этом новое мнение может входить в старую систему понятии и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать новые слова для выражения вновь полученного знания. Благодаря понятийному строю языка люди имеют возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически бесконечное количество предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы автоматически «видит» в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств.
Говоря о соотношении понятия и слова, следует указать на то, что понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слева являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими.
1. Не всякое понятие выражается одним словом.' Многие понятия выражаются совокупностью слов -словосочетаниями.
2. Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
Омонимами называются слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными.
К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. Смешение паронимов может порождать искажение смысла.
Таким образом, способность слов выражать различные понятия ведет иногда к неясности в рассуждениях. Поэтому необходимо точно устанавливать значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В этой связи в различных областях знания вырабатывается система терминов. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.
Синонимы - это слова, тождественные или очень близкие по своему значению.
3. В обыденной речи к основному семантическому значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище» совпадают по своему семантическому значению. Но во втором слове каждой пары слов присутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове. В данном случае также нет полного совпадения понятия и слова.
1. Не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов -словосочетаниями.
2. Понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.
Омонимами называются слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям. При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными.
К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично. Смешение паронимов может порождать искажение смысла.
Таким образом, способность слов выражать различные понятия ведет иногда к неясности в рассуждениях. Поэтому необходимо точно устанавливать значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В этой связи в различных областях знания вырабатывается система терминов. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п.
Синонимы - это слова, тождественные или очень близкие по своему значению.
3. В обыденной речи к основному семантическому значению понятий часто добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли. Например, пары слов «собрание» и «сборище» совпадают по своему семантическому значению. Но во втором слове каждой пары слов присутствует негативный оттенок, которого нет в первом слове. В данном случае также нет полного совпадения понятия и слова.
Т.о., понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово является формой выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.
Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания, называются терминами. В совокупности термины отдельных областей образуют терминологические системы (терминосистемы). Формулируются правила образования новых терминов.
Как уже указывалось, понятия образуются различными путями и способами. К числу основных способов образования понятий относят следующие:
а) анализ - прием предметного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых (частных) понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания. Гегель утверждал, что самое разумное, что может сделать ребенок в отношении игрушки - это сломать ее;
б) синтез - прием предметного или мысленного разъединения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных в ходе предшествующего анализа (на основе частных понятий), в некоторое целое, обогащенное за счет нового содержания частей (опять же - частных понятий). На основе такого соединения образуются новые понятия о целом, в том числе предварительно подвергшегося аналитическим процедурам. Эти понятия выделяют новые признаки целостного предмета, либо уточняют знание о ранее известных признаках целого.
в) сравнение - прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого появляется новое знание о сходных и различных признаках сопоставляемых предметов, оформляемых в виде новых понятий (сходства и различия вещей). Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о предметах и явлениях, опосредованно участвуя в образовании новых понятий в ходе применения двух способов,
г) абстрагирование - прием отвлечения от одних сторон предметов, предметного содержания и выделения других сторон, на которых концентрируется внимание исследователя, познающего человека, что ведет к уточнению знания о предмете и образованию или уточнению понятий. Абстрагирование сопутствует анализу и сравнению.
Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Содержанием понятия называются признаки предметов, отряженные в понятии. Конечно, при этом они берутся в определенном единстве и связи. Каждое понятие со стороны содержания характеризуется определенных набором признаков. Ввести новое понятие или уточнить уже имеющееся понятие - это, значит, выделить некоторую новую совокупность признаков или расширить, изменить уже имеющуюся совокупность признаков.
Для характеристики содержания ключевым понятием является понятие признака. Признаком предмета является все то, что так или иначе его характеризует, то, в чем они похожи или чем отличаются друг от друга как в плане наличия (положительный признак), так и в плане отсутствия (отрицательный признак).
Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов.
а) Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишившись существенного признака предмет перестает быть самим собой, становиться другим предметом. Несущественные признаки являются второстепенными, не основными, без которых вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться предметом, при этом предмет остается самим собой.
б) Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки-отношения (релятивные). Признаки-свойства (атрибутивные) характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов. Признаки-отношения (релятивные) характеризуют вещи с точки зрения их связей с другими вещами.
в) Отличительные и неотличительные признаки. Отличительные признаки - это признаки по которым предметы отличаются друг от друга, и те, которые предопределяют сходство у предметов (не отличительные).
При формировании научных понятий на первое место выступают признаки необходимые, существенные. Что касается признаков-свойств и признаков-отношений, а также отличительных и неотличительных, то они используются в одинаковой степени в зависимости от того, какие стороны предметного содержания стремится выразить исследователь, познающий человек.
Содержание каждого понятия включает в себя несколько признаков различных видов, что нужно иметь в виду. Так в содержании понятия "логика" - наука о законах и формах правильного мышления - можно выделить признаки "быть наукой", общий для логики и многих других областей знания, "быть связанным с мышлением" - также общий признак, неотличительный, "изучать законы и формы мышления" - еще один неотличительный признак, хотя и менее общий. Наконец, "изучать правильное мышление" (как это было определено выше) - отличительный признак. При этом все приведенные признаки являются существенными в отношении логики как науки.
С содержанием понятия тесно связан его объем. Объемом понятия является мысленно образованная совокупность предметов, каждый из которых обладает всеми признаками, отраженными в содержании данного понятия. Не существует понятий без содержания и объема, хотя содержание и объем при этом могут иметь весьма специфический характер.
В объеме понятий могут мыслиться как отдельные, единичные предметы (основа единичных понятий), так и целые совокупности предметов. Если объемом понятия является совокупность предметов, то она называется логическим классом. Отдельные предметы, мыслимые в этих совокупностях, называются элементами логического класса, а части логических классов, состоящие из нескольких элементов, называются логическими подклассами. Так объемом понятия "дом" являются все дома, которые только мыслит человек. Элементами являются при этом отдельно взятые конкретные дома, например, Дом правительства. Подклассами являются некоторые разновидности домов - кирпичные дома, панельные дома, одноэтажные или многоэтажные дома, и т.д. Круги, с помощью которых изображаются логические классы, называются кругами Эйлера.
Отношение между элементом и логическим классом называется принадлежностью элемента классу: а А ("где А - класс, а - элемент, символ отношения принадлежности). Отношение между классом и его подклассом называется включением класса в класс: В А (где А - класс, В - подкласс, - символ включения подкласса в класс). Понятия "класс", "подкласс", "элемент класса", "отношение принадлежности..." и т.д.", а также сами символы, которые при этом используются, являются примером заимствования логикой средств такой науки как теория множеств (или классов). Такие заимствования уточняют, облегчают различные моменты традиционной формальной логики, не меняя ее сущности.
Связь объема и содержания понятия выражается определенным законом - законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия - это закон, согласно которому, чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот, чем меньше объем понятия, тем больше его содержание. В самом деле, чтобы мыслить науку логику, нужно помимо общих с другими науками признаков указать признаки (правильное мышление), которые отличают логику от других наук и т.п. Следует оговориться, что речь идет о чисто количественной характеристике содержания и объема, больше объем - меньшее число признаков, общих для всех предметов. Меньше объем - большее число признаков, отличающих эти предметы от всех других.
Значение (денотат, референт) - это обозначаемый словом предмет или класс предметов, их свойства и другие характеристики. Смысл (сигнификат) показывает, какая информация о предмете содержится в слове.
Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выражения особого типа является объем соответствующего понятия, а их смыслом - содержание этого понятия. Поэтому каждое понятие имеет свое значение и выражает свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содержание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Например, понятия «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)», «автор романа в стихах «(Евгений Онегин», «автор стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом», «автор исторического труда «История Пугачева» имеют одно значение - они обозначают одного и того же человека, но различный смысл, так как выражают о нем неодинаковую информацию.
Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если они не обозначают ни одного реально существующего предмета (напр., «кентавр», «русалка», «круглый квадрат» и др.). Различают также другие виды понятий.
Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характеристики слова и самого предмета, о котором составлено данное понятие. Это необходимо учитывать при использовании различных видов понятий

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.