Конспект лекций по предмету "Логика"


Виды понятий

Разновидности (виды) понятий различаются:
а) по количественной характеристике объема понятия различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или "пустые".
Общие - это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов (дом). Единичные - это понятия об отдельно взятых, единичных предметах (Дом правительства). Всеобщие (универсальные) - это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности. Это философские категории: "содержание", "форма", "причина", "следствие", "сущность", "явление", "возможность", "действительность" и т.п. "Пустыми", или понятиями с нулевым объемом называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих предметов. Например: "идеальный газ", "снегурочка" и т.д.
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «родственники потерпевшего Шилова», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
б) по характеру признаков, отраженных в содержании понятия различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретными понятиями называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих основных признаков ("дом", "человек", "наука"). Абстрактными понятиями называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет ("домашний", "социальный", "научный");
в) также по характеру признаков различают понятия относительные и безотносительные. Относительными называются понятия, в содержании которых имеются признаки-отношения. В число относительных понятий входят все конкретные понятия. Так нет предметов, которые бы не характеризовались никакими признаками-отношениями. Безотносительными понятиями называются такие понятия, в содержании которых нет ни одного признака-отношения. Деление понятий на относительные и безотносительные имеет особый смысл только для абстрактных понятий: понятий о свойствах (безотносительные) и понятий об отношениях (относительные): "круглый", "твердый" и т.п., с одной стороны, "выше", "ниже", "брат", "сестра", с другой.
г) также по характеру признаков различают понятия положительные и отрицательные. Положительные понятия - это понятия, в содержании которых нет ни одного признака указывающего на отсутствие чего-то у определяемых предметов. Отрицательные понятия - это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятий нередко подчеркивается в самих их именах: "невысокий", "неправильный", "алогичный" и т.п. Но это необязательно. Например, имена понятий: "глупость", "слабость" и т.п. Важно не смешивать отрицательность формальную и содержательную, формально-логическую и в нравственном смысле: понятие "фашизм" положительное в формально-логическом смысле, но, отрицательное в моральном;
д) по характеру элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют понятия, в качестве элементов объемов которых мыслятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных предметов - "мебель", "библиотека", "студенческая группа" и т.д. Эти понятия не следует смешивать с любыми другими, поскольку любые предметы состоят из частей, имеют сложную внутреннюю структуру.
Несобирательными называются понятия, в которых в качестве элементов объемов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: "стол", "книга", "студент-отличник" и т.д. и т.п.
Приведенная выше классификация понятий исчерпывает основные их виды, традиционно выделяемые в логике.
Отношения между понятиями.
Приведенные выше понятия существуют в системе знаний не изолированно друг от друга, а находятся между собой в определенных отношениях. Прежде всего понятия вступают в отношения по объему и содержанию. Возможны различные виды отношений.
Сравнимость - это такое отношение между двумя и большим числом понятий, у которых есть хотя бы один общий признак в их содержании (положительный или отрицательный). Понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака, называются формально несравнимыми. Несравнимые понятия - это понятия из различных, далеких друг от друга предметных областей.
В дальнейшем анализируется только отношение формальной сравнимости. Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругом Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка - предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
Отношение сравнимости-совместимости - это отношение, при котором у сравниваемых понятий имеются общие элементы в объемах (хотя бы один). У этого отношения три разновидности:
а) совместимость-тождество (равнообъемность) - отношение между понятиями, объемы которых полностью совпадают, т.е. один и тот же предмет или класс предметов является объемом каждого из этих понятий: "рука" - "верхняя конечность тела человека".
б) совместимость-пересечение (перекрещивание) - отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются несовпадающие части, предметы, которые входят в объем только одного из сравниваемых понятий: "студент" и "спортсмен".
в) совместимость-подчинение (субординация)- это отношение, при котором объем одного из понятий является частью, подклассом объема другого понятия, но у второго понятия есть элементы, не входящие в объем первого: "студент". Более широкое понятие называется подчиняющим, или родовым, понятие, объем которого составляет часть, подкласс другого, называется подчиненным, или видовым ("студент" - род, подчиняющее, "студент-юрист" - вид, или подчиняющееся понятие).
Отношение подчинения часто смешивают с отношением понятий о части и целом. Во втором случае речь идет о понятиях, объемы которых соотносятся не как класс и подкласс, а как совокупности целых предметов и совокупности частей предметов: "храм" и "мечеть" - отношение рода и вида, "мечеть" и "минарет" - отношение части и целого.
Несовместимостъ-соподчинение (координация) - это отношение между такими понятиями, каждое из которых находится в отношении подчинения к некоторому третьему понятию, но между собой они не пересекаются, не имеют общих элементов: "студент-первокурсник" и "студент-пятикурсник" в отношении понятия "студент" (имеется в виду один факультет).
Несовместимость-противоположностъ, или контрарность - это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают, поскольку в них указываются признаки, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету: "высокий" - "низкий", "сильный" - "слабый" (предметы берутся при этом в одном и том же отношении: человек "низкий" в смысле занимаемого им в обществе социального положения может быть высоконравственным, то есть не "низким" в моральном плане).
Несовместимость-противоречие, или контрадикторность - это отношение между двумя взаимно отрицающими друг друга понятиями. В одном понятии признаки мыслятся как присущие предметам, в другом, эти же признаки мыслятся как отсутствующие: "наука" - "ненаука" (не смешивать с "лженаукой").
Несовместимыми могут быть близкие и даже очень близкие понятия: "муж" - "жена", "истина" - "ложь" и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.