Конспект лекций по предмету "Логика"


Предмет логики

Предмет - это то, с чем нужно иметь дело. Хочешь иметь дело с логикой - выясни ее предмет.
Приступая к изучению какой-либо учебной дисциплины, очень важно как можно точнее определить ее предмет. А что такое предмет? В широком смысле слова это - то, с чем нужно иметь дело. Следовательно, определить предмет логики значит объяснить, с чем нужно иметь дело, занимаясь логикой, а не каким-либо еще видом знания.
Правда, предмет логики не отгорожен от других предметов китайской стеной. Более того - любой предмет можно изучать в рамках любой дисциплины. Но если для одной дисциплины данный предмет представляет первостепенный интерес, то для других - второстепенный, третьестепенный и т. д.
Наша задача - установить, какой предмет представляет первостепенный интерес для специалиста-логика. Позднее, когда уже состоялось знакомство с этим специфическим предметом, можно выйти за его рамки в сферу первостепенного интереса других, смежных с логикой дисциплин, и это будет означать углубленное изучение логических вопросов, но наш курс не предполагает такого изучения логики. Мы ограничимся лишь основами, в дебри лезть не будем. Зато, освоив данный курс, студент получает надежный фундамент для самостоятельных логических исследований, для совершенствования в этой сфере познания.
На первый взгляд, логика названа логикой крайне неудачно. На самом же деле, это не так. Чтобы убедиться в удачности названия, а заодно уточнить предмет логики, надо поговорить о мышлении.
Итак, что же является предметом логики, какая область или сторона мира? Для выяснения этого вопроса попробуем начать с этимологии термина "логика". Термин этот древнегреческого происхождения, в основе его лежит другое греческое слово - "логос". Последнее имело много значений, но исходным и самым простым было значение "слово". Таким образом, термин "логика" буквально следует перевести как "учение о словах" или "искусство использования слов".
Обычно термин "логика" так не переводят, поскольку при этом переводе получается явно неточное определение логики и ее предмета. Известно ведь, что словами в первую очередь интересуется не логика, а риторика, изучающая красноречие, или лингвистика, изучающая языки. Однако, как мы увидим позже, буквальный перевод термина "логика" ничем не хуже другого, обычного, перевода, согласно которому логика интересуется не словами, а мышлением. Этот обычный перевод тоже не отличается строгостью, ибо мышлением не в меньшей мере, чем логика, занимаются физиология высшей нервной деятельности и психология. Чтобы выйти на точное определение логики, давайте поговорим о мышлении.
Говорить о мышлении чрезвычайно трудно, так как категория мышления - одна из фундаментальнейших категорий науки вообще. Хотя ученые изучают мышление давно, в этой сфере остается еще много неясного. И, тем не менее, кое-что надежное и важное сказать можно. Правда, оговорюсь, что не все факты, о которых я упомяну, являются общепризнанными.
Определяя мышление, важно подчеркнуть, что это - упреждающее отражение.
Чтобы показать превосходство мышления над более примитивными видами отражения, мы скажем так: мышление - это упреждающее психическое отражение мира. Здесь в обычное определение мышления добавлено всего одно слово - слово "упреждающее", но это очень важное слово.
Определяя мышление, говорят, что это - психическое отражение мира. Слово "отражение" невольно вызывает образ зеркала и тем самым сбивает с толку, ибо отражение в зеркале - это оптическое отражение, изучаемое физикой, а всякое физическое отражение, каким бы сложным оно ни было, в тысячи раз примитивней мышления. Более того, и психическое отражение может быть примитивней мышления (если этого не учитывать, можно договориться до того, что мыслят и микробы).
Какое отражение следует называть упреждающим? Отвечая на этот вопрос, сначала подброшу вам такой вот образ: в зеркале отражается какой-то предмет, но самого этого предмета напротив зеркала нет. Он появится, может, всего лишь через мгновение, но пока его нет, а его отражение в зеркале уже есть. Вот вам искусственный пример упреждающего отражения, помогающий осознать, насколько хитрым отражением является мышление.
Мышление нематериально, потому что оно всегда забегает вперед по отношению к тому, что имеется в наличии.
Мышление всегда забегает вперед - хотя бы чуть-чуть - по сравнению с тем, что имеется в наличии. Следовательно, и мышление в целом, и отдельная мысль нематериальны. Тем не менее, даже в современной научной литературе нередко можно встретить противоположные утверждения, т. е. утверждения о материальности мыслей и мышления в целом.
Дело тут, мягко выражаясь, в недоразумении. Часто путают материальный процесс, лежащий в основе мышления, и собственно мышление. О каком материальном процессе идет речь? Я имею в виду активность центральной нервной системы, работу нейронов головного мозга. Без головного мозга мышление невозможно, но активность клеток головного мозга - это не мышление, и как бы долго вы ни копались в центральной нервной системе, как бы тщательно ни фиксировали нейроэлектрические импульсы, возникающие в ней, никакого мышления и никаких мыслей вы там не обнаружите, ибо работа головного мозга материальна, а мышление нематериально.
Мыслят только высшие животные и человек, о чем говорят особенности их поведения.
Где можно встретить мышление? Только у живых организмов. Мнение о том, что мышление есть в неживой природе, надежными фактами не подтверждается. Более сложный вопрос вот какой: у каких именно живых организмов есть мышление?
Часто мышление связывают только с человеческим организмом. Но в настоящее время накоплено много фактов, говорящих в пользу того, что мыслить могут и животные. Разумеется, не все, а только высшие - птицы и млекопитающие. Более примитивные существа, например пресмыкающиеся, стоящие на эволюционной лестнице лишь на ступеньку ниже птиц, скорее всего, не мыслят. Об этом говорят особенности поведения животных.
Сравним охоту крокодила и орла. Крокодил поджидает потенциальную жертву и бросается на нее, когда она оказалась рядом. Орел охотится совсем иначе. Он не ждет потенциальную жертву (зайца и т. п.), а, поднявшись высоко в небо, активно ищет ее. Увидев, например, зайца, он камнем падает на него, чтобы слета перебить ему позвоночник и лишить возможности сопротивляться. Но у зайца тоже хорошее зрение, и приближение орла он часто замечает очень рано. Кроме того, заяц умеет быстро бегать и запутывать след. Тем не менее, охота орла часто бывает успешной. Почему? Если бы орел всегда падал туда, где только что заметил зайца, он никогда не настиг бы его. Значит, орел должен падать с упреждением: туда, где может оказаться бегущий заяц.
Из этого примера видно, какие преимущества дает мышление тому организму, который мыслит, по сравнению с тем, который не мыслит. Мыслящий организм выигрывает в скорости ориентации, а быстро ориентироваться в данной ситуации чрезвычайно важно в борьбе за выживание.
Рожденный ползать - летать не может. Мыслить тоже. Животное (инстинктивное) мышление имеет границу развития, а человеческое (сознательное) мышление безгранично.
Признавая наличие мышления в животном мире, мы должны при этом четко различать животное и человеческое мышление. Животное мышление - инстинктивное, оно возникает на основе инстинктов для обслуживания взаимодействия между ними. Поскольку инстинкт - чрезвычайно жесткая, наследственно закрепленная форма поведения, непроизвольно срабатывающая в определенных условиях без каких-либо существенных изменений, то, обслуживая инстинкты, мышление оказывается в жестких рамках. Любой вид животных имеет потолок в развитии мышления.
Другое дело - человек. Его мышление вырвалось из-под контроля инстинктов в область бесконечного развития. Как это произошло, наука еще подробно не выяснила. Появление человека, а вместе с ним неинстинктивного мышления, способного бесконечно развиваться, - тема особого и долгого разговора. Отметим лишь, что человеческий организм появился в результате развития орудийной активности.
Вместе с человеком появилось сознание - нематериальный мир человека, или мир мышления. Уйдя в свой собственный, нематериальный мир из-под власти инстинктов - сугубо материальных форм поведения, мышление обрело способность взять их под свой контроль и тем самым отыграться на них. Строго говоря, у человека нет инстинктов, т. е. независящих от его воли наследственно данных форм поведения. Любую форму своего поведения человек может контролировать, используя свое сознание.
У человека два типа мышления: конкретное и абстрактное.
Основные формы конкретного мышления: ощущение, восприятие, представление.
Теперь оставим животных в стороне и сосредоточимся на рассмотрении человеческого, сознательного мышления. Оно бывает двух типов - конкретное и абстрактное.
Конкретное мышление - это мышление, непосредственно связанное с материальной предметной деятельностью. Иногда его называют орудийным, чаще - наглядно-образным.
Выделяют три основные формы конкретного мышления: 1) ощущение (выделение единственного, наиболее важного в данный момент свойства предмета материальной деятельности). Ощущения делят на виды по видам чувствительности: осязательные, обонятельные, вкусовые, слуховые и зрительные. Ощущение - настолько простая мысль, что кажется, будто это не мысль, а чувство;
2) восприятие (образ, состоящий из двух и более ощущений);
3) представление (устойчивое восприятие, создаваемое за счет активного подключения памяти).
Если ощущения и восприятия чрезвычайно изменчивы (говорят о потоке ощущений и восприятий), то представление может длительно сохраняться в поле сознания. Происходит это примерно так: текущее восприятие задерживается памятью, и на него наплывают следующие восприятия того же предмета. В результате в поле сознания наиболее отчетливо проступают те свойства предмета, которые меньше всего меняются, т. е. существенные свойства.

Всякая конкретная мысль - это чувственный образ. Поэтому говорят, что конкретное мышление свойственно чувственной ступени познания.
Мы рассмотрели основные формы конкретного мышления. Теперь обобщим этот материал. Любая мысль в рамках конкретного мышления есть чувственный образ в сознании, т. е. образ, содержание которого полностью определяется органами чувств. Поэтому говорят, что конкретное мышление свойственно чувственной ступени познания мира.
В отличие от конкретного мышления абстрактное оторвано от материальной предметной деятельности. Основные формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Абстрактная мысль (идея) - это предельно обобщенный образ предмета.
А вот абстрактное мышление имеет совсем другой характер. Сначала - определение: абстрактное мышление - это мышление в отрыве от материальной предметной деятельности. У него, как и у конкретного мышления, выделяют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. По отдельности мы рассмотрим их позже, а пока определим вместе, скопом. Форма абстрактного мышления - это идея предмета, его предельно обобщенный образ.
Часто, объясняя разницу между конкретным и абстрактным мышлением, говорят, что конкретное мышление не обобщает предмет, берет его как единичный, а абстрактное, напротив, обобщает, берет предмет как элемент множества. Это неверное объяснение. Человеческое мышление всегда обобщает, всегда имеет дело с множествами. Другое дело, что конкретное мышление просто обобщает (объединяет конечное количество единичных предметов в образ), а абстрактное - предельно обобщает, т. е. создает образ бесконечного количества.
Всякая идея нечувственна. Она возникает не на основе чувственной деятельности, а на основе деятельности рассудка. Поэтому говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной ступени познания.
В отличие от форм конкретного мышления идея не имеет чувственного характера. Рассмотрим этот вопрос на примере. Пример идеи легко привести, пользуясь словом "вообще". Возьмем идею человека, т. е. человека вообще. Такой образ должен вмещать в себя черты бесконечного множества конкретных людей (и тех, что жили раньше, и тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить потом).
Может ли идея человека быть чувственной? Конечно же, нет. Потому что это образ и ребенка и старика, и женщины и мужчины, и здорового и калеки, и белого и черного - всех из бесконечного количества людей и никого конкретно. Строго говоря, идея - не образ, так как образ создается с помощью органов чувств, а предмет, соответствующий идее, ускользает от них. Этот предмет познается не чувственно, а рассудочно. Поэтому и говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной (рациональной) ступени познания мира.
Ступень абстрактного познания иногда называют логической, так как логику непосредственно интересует только такое познание.
Эту ступень иногда называют логической, и неспроста: именно абстрактное мышление и никакое другое является предметом логики. В подтверждение я приведу давнее, идущее из древности определение логики. Согласно этому определению, логика есть знание о правильном мышлении. Какое мышление само по себе, т. е. по своим собственным, внутренним законам, может быть правильным или неправильным? Только абстрактное мышление. Правильность животного или конкретного мышления непосредственно определяется внешними, материальными обстоятельствами (состоянием тела), поэтому, если такое мышление ошибается, виновато не оно, а тело, и, следовательно, для устранения ошибки нужно воздействовать не на мышление, а на тело. Другое дело - абстрактное мышление. Оно ошибается из-за того, что имеет дело с бесконечными множествами, т. е. корень его ошибок - в его собственной, нематериальной природе. Значит, здесь исправлять, лечить нужно именно мышление, а не тело. Вот этим и занимается логика.
Назвав логику логикой, греки не ошиблись: логика - знание об абстрактном мышлении, а такое мышление всегда вербально (словесно).
Абстрактное мышление невозможно без использования языка, оно вербальное (словесное). Почему выражения языка удобны для обозначения идей? Потому что они абстрактны. Их содержание, в отличие от конкретных образов, непосредственно не определяется органами чувств. Выходит, древние греки вовсе не дали маху, обозначив знание об абстрактном мышлении термином "логика": изучая такое мышление, нельзя не изучать слова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.