Конспект лекций по предмету "Социология"


Каналы социальной мобильности

Факты истории свидетельствуют, что не существует обществ с непроницаемыми препятствиями. Между стратами существуют «отверстия», «мембраны», через которые индивиды могут перемещаться по социальной лестнице вверх или вниз. Они называются каналами социальной мобильности или, по определению П.Сорокина, каналами вертикальной циркуляции.
П.Сорокин рассматривал в качестве каналов мобильности социальные институты: церковь, армию, школу, семью и собственность. Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности в большей степени в военное время, когда крупные потери (в том числе и среди командного состава) приводят к заполнению освободившихся вакансий людьми более низких чинов. В настоящее время не только армия, но и силовые структуры в целом выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества.
Церковь является каналом как восходящей мобильности благодаря институту целибата (безбрачия), который обязывал католическое духовенство не иметь детей, в результате чего после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, так и нисходящей, когда в средние века тысячи язычников, еретиков (среди которых было немало представителей высших слоев) были отданы под суд, разорены и уничтожены.
Школа и в целом институты воспитания и образования в разные века служили мощным каналом социальной циркуляции. Например, в эпоху Конфуция в Древнем Китае школы были открыты для представителей всех классов общества. Лучшие из студентов, независимо от их социального происхождения, отбирались и переводились в высшие школы, затем в университеты, откуда они попадали на высокие государственные посты. Система образования и сегодня сохраняет функцию селективного инструмента, при помощи которого отбирают и контролируют вхождение в высокопрестижные группы. Диплом об образовании сегодня не менее эффективен, чем прежде расовая или религиозная принадлежность. Именно тем, что образование является одним из самых быстрых и доступных каналов вертикальной мобильности, объясняются большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах.
Семья и брак являются каналами социальной мобильности, когда в союз вступают представители различных социальных страт. В европейском и в российском обществе весьма распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице (видео ролик).
В традиционных обществах основательно заботились о стабильности семьи, поскольку она была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки и производственным объединением, а, в результате, одним из институтов распределения членов общества по стратам. Но когда браки стали легко распадаться, и разводы стали повседневным событием, обществу пришлось брать на себя многие семейные функции (воспитание, образование, обслуживание и др.). Утратилось значение унаследованных качеств, поэтому людей все чаще начинают ценить не по их семейному происхождению, а по личным качествам.
Собственность (богатство, деньги) - один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения. Уже в XV-XVIII веках в европейском обществе высокого положения быстрее достигали те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.
В настоящее время роль некоторых из каналов социальной мобильности снижается (например, это касается церкви и семьи). В это же время появляются новые каналы, дающие возможность индивидам продвигаться по социальной лестнице: активность в области массовой информации и компьютерных технологий, причастность к теневой и криминальной деятельности др.
Социологи отмечают такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть тем выше в обществе уровень социальной мобильности.
В целом каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции.
Поскольку обладатели высоких статусов, то есть представители престижных слоев стремятся сохранить свои позиции общественной иерархии, то разными способами ими возводятся препятствия (так называемые «социальные барьеры») для проникновения выходцев из более низких слоев в высшие страты. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть. Именно высший класс принимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим слоям. Ограничение доступа привилегированной группой доступа в свои ряды и повышение тем самым своих жизненных шансов называется социальной клаузулой или социальным закрытием группы. Социальное закрытие - это действия статусной группы, направленные на защиту и гарантии определенных ресурсов и преимуществ за счет других групп. То есть клаузула одновременно обозначает и процесс, и результат. Данное явление было описано М.Вебером. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого. Механизмом закрытия становится превращение в эталон, а затем в критерий отбора каких-либо особенных качеств (происхождения, таланта, компетентности и т.д.), которыми обладают члены данной группы и не обладают другие. При этом, как указывал М.Вебер, в качестве критерия отбора может быть использована любая, даже придуманная, черта для идентификации с группой одних или отсеивания других людей. В качестве примера статусной группы, стремящейся к замыканию в самой себе, М.Вебер приводит бюрократию, которая, как и любая другая группа, борется за сохранение внутригрупповых ценностей, целей и интересов, проявляет солидарные действия с себе подобными. И хотя, в техническом смысле бюрократия не является классом и не может на равных участвовать в борьбе за власть, она - самая мощная и влиятельная из всех статусных групп, поскольку располагается по всей управленческой пирамиде, контролирует служебную карьеру других людей и распределение ресурсов всего общества.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.