Судоустройство и судопроизводство
Основой традиционного судопроизводства горцев были юридические нормы обычного права и свод законов мусульманского права - шариата. Все это осложняло проведение судебных преобразований в горских округах. Русское правительство сделало ставку на адаты, так как считало мусульманское духовенство «элементом, наиболее враждебным на Кавказе, а главным образом потому, что адат выработался жизнью и бытом народа, а шариат пришел извне».
В зависимости от обстоятельств, адаты получали дополнения и дальнейшее совершенствование в решениях третейских судов. Суд у кавказских горцев был, «по их древним обычаям словесное примирительное разбирательство спорящих лиц по добровольному согласию их через избираемых судей или посредников их». Решения этого суда обжалованию не подлежали и исполнялись беспрекословно всеми; в противном случае к ним могли быть применены репрессивные меры со стороны появившихся в рассматриваемое время органов принуждения.
Все дела, возникающие между горцами, делились на гражданские и уголовные. В соответствии с понятиями горцев о преступлениях к гражданским делам относились разного рода тяжбы и споры (о праве на землю, о крепостных, о праве собственности на движимое имущество, споры по невыполненным словесным договорам, споры по личным обидам, воровство, поджог и т.д.).
К уголовным преступлениям относились случаи, связанные с убийством, изнасилованием, удар плеткой или явный грабеж. Какое бы преступление не совершил обвиняемый по нормам обычного права горцев, он подвергался только наложению штрафа, и только за особо тяжкие преступления (убийство, нанесение увечий и т.д.) он подвергался штрафу в гораздо большем размере, чем по делам гражданским.
По всем делам и преступлениям мера наказания у горских народов Кубанской и Терской областей заключалась в том, что виновный платил пострадавшему вынесенный судом штраф: рогатым скотом, лошадьми, овцами, оружием, конской сбруей, одеждой и крепостными людьми. Если виновный был беден и не мог уплатить вынесенный судом штраф, то за него платил его покровитель. В случае несогласия со стороны покровителя, виновный продавался, а вырученные за него деньги или вещи отдавались пострадавшей стороне. Телесные наказания в обычном праве горцев отсутствовали.
Для разбора дел как гражданских, так и уголовных, назначались постоянные судьи в количестве 4 или 6 человек из каждого сословия, которые рассматривали возникающие вопросы, каждый между жителями только своего сословия и своего общества. “Для разбора дел, как гражданских, так и уголовных, судом адат... горские племена, каждое для себя, назначают из среды себя постоянных судей по 4 или по 6 из каждого сословия, которые и обязуются присягою по Корану разбирать и решать дела, возникающие между жителями их общества, каждые в своем сословии, по совести и по крайнему своему разумению. Сверх сих судей, тяжущиеся по своему согласию имеют право избрать еще и одного общего судью, или посредника в своем деле, который имеет при разборе дела два голоса против одного из назначенных судей, и также перед начатием разбирательства дела принимает присягу”. Эта статья адатов четко отражает феодальную основу и ярко выраженную сословность горского суда. В тех случаях, когда суд сам не мог вынести решение, он обращался к почтенным старикам. Решение старейшин называлось маслагат. Постановленное решение (маслагат), если оно повторялось в аналогичных случаях в течение долгого времени, обращалось в адат. Значение маслагата заключалось в том, что они могли отменить даже самые древние адаты, что свидетельствует об определенной гибкости горского обычного права.
Содержание адатов было очень разнообразным; не только каждое племя, но и каждый аул, каждое селение имело свои адаты. Общей чертой для всех адатов была кровная место и участие в ней всех членов рода, что еще теснее связывало родовую организацию. «Если члены рода (тукума) встретят кого-либо из родственников в дурных поступках, то они вправе убить его; не сделают они это - они обязаны отвечать за все его противозаконные проступки». В период феодализма кровная месть приобрела классовый характер, что находило свое подтверждение в том, что уздени были обязаны сопровождать своего князя при его поездках для осуществления кровной мести. Возникнув как мера самосохранения и мера самообороны, кровная месть имела место у всех народов региона (чеченцев, ингушей, балкарцев, кабардинцев, черкесов, карачаевцев и др.). Кровная месть могла быть только среди представителей одного и того же сословия. Правом на нее обладали все родственники в следующем порядке: «сперва мстил сын убитого, затем братья, причем не делалось различия между старшим и младшим; далее жена, так как по адату она после мужа получает по третейскому суду ¾ части имущества; затем очередь доходила до ближайших родственников, потом дальних, то есть родичей». Даже по истечении очень длительного времени убийца не мог избавиться от мщения. Если родственникам не удавалось его убить, то долг мести переходил по наследству.
Меньше всего охранялась адатами жизнь крепостных и рабов. «За кровь кулов и казаков должны уплачивать по оценке, чего стоит убитый», - сказано в статьях адата.
Суд по адатам в XIX веке имел классовый характер, хотя в нем сохранялись и многие пережитки родового судопроизводства. Как уже указывалось выше, количественный состав суда зависел от тяжести дела, им разбираемого. Так, Ф. Дюбуа де Монпере указывал, что когда рассматривалось дело об убийстве, судей не могло быть менее пятнадцати, при этом со стороны пострадавшего рода на одного судью всегда было больше. А И. Бларамберг отмечал, что в “демократических” племенах был создан своеобразный суд присяжных, именуемый “Турко-Хас”, который также формировался из числа наиболее уважаемых старейшин.
Суду подлежали практически все дела, возникающие в обществе. В случае если были задеты интересы различных обществ, собирались сводные суды из старейшин заинтересованных племен; при этом, как уже было указано, потерпевшая сторона выдвигала на одного судью больше.
В организации судов существовали и определенные сословные принципы. М.Д. Каракетов указывает, что в Карачае “наблюдалась более разветвленная сеть судов (Къарча-Тёре “Картинский или княжеский Суд”; Бий-Тёре “Княжеский расширенный Суд”; жреческий; Къамдау или Хамджау-Тёре “Суд Священнослужителей, шаманско-жреческий”; “Сельский Суд” и т.д., в отличии от балкарского общества, имевшего всего три вида Тёре)”; “В Карча-Тёре (княжеском суде) имели право присутствовать князья (бий), подкнязья (чанка, редко тума и туман), первостепенные уздени, а также депутаты (выбиравшиеся перед заседанием суда в количестве трех человек) и мулла. Право решающего голоса имели только князья, остальные сословия могли довольствоваться своим присутствием на суде”. Эти данные подтверждаются и архивными источниками, в которых указано, что два первых сословия и представители духовенства сосредоточили в своих руках всю судебную власть.
У кабардинцев дело обстояло несколько сложнее. Еще в 1793 г. Указом Екатерины II в Моздоке была создана судебная палата (под председательством коменданта крепости), где разбор дел производился князьями; в Большой и Малой Кабарде были учреждены три суда для высшего сословия и три для остальных; получившие название родовых, они состояли из представителей верхушки (избиравшихся на три года в составе: председатель и два члена). Для разбора гражданских дел и мелких уголовных были созданы родовые расправы; в их состав входили уздени и представитель мусульманского духовенства (председатель и семь заседателей). Наиболее тяжкие правонарушения были подведомственны уже упоминавшемуся верхнему пограничному суду, находившемуся в Моздоке.
В родовых судах и родовых расправах разбирались лишь гражданские дела и мелкие уголовные преступления (ранения, драки, воровство и т.п.). В своей деятельности они руководствовались нормами адата и шариата.
Введение родовых судов и расправ, на деятельность которых оказывала большое воздействие российская администрация на Кавказе, местным населением было воспринято с недовольством. Вспыхнули волнения. В связи с этим правительством было указано на недопустимость такого положения и рекомендовано “как можно меньше вмешиваться во внутренние дела горцев между собой, если это не вредит интересам русского государства”. В 1822 г. генералом А.П. Ермоловым в Кабарде был учрежден временный суд, подсудность которого была несколько ограничена. В Наставлении временному суду Ермоловым было указано:
1. Временный суд в Кабарде составляют владельцы и узденья, по одному от каждого рода или фамилии, на первое время по назначению начальства.
4. Для духовных дел полагается при суде быть одному кадию.
5. Суд состоит под наблюдением местного в Кабарде начальника артиллерии.
7. Обязанности этого суда состоят в разборе тяжебных дел между всеми состояниями кабардинцев.
8. В случае дел спорных и претензий, в суд приглашаются депутаты от народа, люди, по летам и приобретенному уважению достойные.
9. Все дела гражданские и спорные между кабардинцами, равно и претензии на них людей инородных, разбираются и решаются по их древним обычаям и обрядам, приспособляя их к праву российскому.
12. Решение этого суда имеют полную силу и не подвергаются рассмотрению начальника, если цена тяжбы не превышает 200 руб.; в суммах же, превышающих это количество, недовольная сторона вправе принести жалобу на решение судоначальнику в Кабарде.
15. Дела уголовные разбирательству этого суда не принадлежат и подвергаются законом и строгости военной.
20. Никто из духовенства кабардинского не мешается в дела гражданские.
21. Предметы, принадлежащие разбирательству духовного суда:
А) Дела, до веры и совести касающиеся.
Б) Дела, по несогласию между мужем и женою.
В) Дела между родителями и детьми.
Г) Вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств.
22. Все дела разбираются на основании их закона, все прочие решаются судом.
23. Обязанностью учреждаемого суда является сбор сведений относительно податей и иного рода повинностей, для разрешения споров относительно этих вопросов”.
Председателем суда был назначен представитель правящей верхушки Кучук Джанхотов, секретарем - Якуб Шарданов.
С образованием Кабардинского округа Кабардинский временный суд был упразднен и заменен Кабардинским окружным судом, также разбиравшим дела в соответствии с нормами обычного права. Такое положение было связано с тем, что до начала XIX века “не было составлено положительных и отчетливых правил о суде и наказании горцев по мере их преступления и сообразно с положением тех обществ, к которым они принадлежали; вследствие этого в таком важном деле допускался нередко произвол, при котором не могло быть ни соразмерности наказаний за преступление, ни строгой справедливости”. Кроме последнего были созданы три участковых суда: Баксанский, Черекский и Мало-Кабардинский. Балкарские общества Урусбиевское и Чегемское были причислены к Баксанскому участку, а Черекское и Хуламо-Безенгиевские ущелья - к Черекскому участку. Окружной суд стал высшим судебным органом в Кабардинском округе. Участковые суды, подчиненные ему, разъезжали по аулам, разбирая судебные дела на местах.
Кабардинский окружной суд состоял из пяти членов. Председателем был начальник Кабардинского округа. Членами суда становились по выбору по одному представителю от трех участков Кабардинского округа. Пятый должен был представлять крестьянское население. Он избирался на окружном народном сходе Кабарды.
Председателем участкового суда назначался начальник участка. Члены участкового суда избирались сроком на один год на собрании специальными выборщиками от селений и сельских обществ. В состав избирателей, как правило, попадали зажиточные люди. Решение участкового собрания об избрании состава суда не могло вступить в силу до утверждения его начальником округа. Количество членов участкового суда зависело от установок областной администрации. Так, к примеру, в 1860-е годы начальник штаба левого крыла Кавказской линии предписывал начальнику Кабардинского округа иметь в суде Баксанского участка одного кадия и одного члена из Атажукинской фамилии, одного из Мисостовской фамилии и одного депутата от черни; итого - четырех человек; в суде Черекского участка - одного участкового кадия, одного из Бекмурзинской фамилии и одного из Кайтукинской; в ауле Балкарского общества - одного из Безенгиевского и Хуламского обществ, по одному из Чегемского и Урусбиевского обществ и по одному депутату на каждого члена из простого народа; всего девять человек. Как видно, в Балкарский участковый суд избиралось значительно больше депутатов, чем в остальные участковые суды Кабардинского округа, что, по-видимому, объяснялось желанием администрации включить в состав суда представителей всех пяти наиболее влиятельных фамилий Балкарии.
Участковый суд был уполномочен рассматривать лишь мелкие гражданские дела, главным образом по имущественным искам, кражам, увозу женщин, мошенничеству и т.д. Как и в окружном суде, большинство дел рассматривалось в соответствии с нормами обычного права. Однако довольно часто разрешение семейных имущественных споров, разводы, споры о наследстве и калыме решались согласно нормам мусульманского права.
Несмотря на то, что участковый суд должен был рассматривать лишь гражданские споры, согласно сохранившимся до нашего времени сведениям, в нем все же имело место и разбор уголовных дел.