Словосочетание "научная картина мира" подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и большущим живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно. Удачные же аналогии обладают удивительным свойством - их можно развернуть дальше, подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится. Попробуем проделать эту операцию с известными "картинами мира".
Живописные полотна имеют один существенный недостаток - степень сходства с изображаемым объектом порой бывает далека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность фотографии. Человечество подумало и изобрело кинематограф - изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.
Античный мир рисовал свою научную картину с большой долей фантазии и выдумки, сходство с изображаемым было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (черно-белая фотография, местами, правда, неясная). Нынешняя научная картина мира "оживила" неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие. Описание истории Вселенной со всем ее содержимым потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал определенному этапу ее развития.
Глобальный эволюционизм
Главной принципиальной особенностью современной естественнонаучной картины мира стал принцип глобального эволюционизма. Его появление означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития.
Это принципиально новый для естествознания взгляд на вещи, хотя сама идея эволюции родом из XIX века. Наиболее сильно она прозвучала, как известно, в учении Ч. Дарвина о происхождении видов. Справедливости ради надо отметить, что Дарвину принадлежит не столько сама идея эволюции, сколько предложенный механизм ее осуществления; эволюционные же представления обсуждались и раньше. Эта концепция легла в основу рождавшейся теоретической биологии. Эволюционное учение оказало сильнейшее влияние на умы современников Дарвина, однако перебраться через пропасть, отделявшую науки о живом от наук о неорганическом мире, в XIX веке оно так и не сумело, ограничив свое действие растительным и животным миром. Пожалуй, лишь в социологии была сделана попытка прямого переноса дарвиновских идей (Г. Спенсер), но это было уже за пределами естествознания. Классические же фундаментальные науки, составлявшие основу ньютоновской картины мира, остались совершенно не затронутыми ни буквой, ни духом эволюционного учения.
Вселенная в целом представлялась равновесной и неизменяемой. А поскольку время ее существования бесконечно, то вполне вероятен шанс появления в результате случайных локальных возмущений наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией своих структур (галактик, планетных систем и т.д.). Точно таким же "противоестественным" явлением, или артефактом (лат. arte - искусственно + factus - сделанный), выглядело появление жизни на нашей планете. И по всему выходило, что такого рода "отклонения" в существовании Вселенной - явления временные и со всем остальным космосом никак не связанные. Таков был довольно грустный итог естественнонаучной картины мира в XIX веке.
В XX веке все радикально поменялось. Первую крупную брешь в антиэволюционном настрое классической физики пробило в начале 20-х годов открытие расширения Вселенной, или иначе - ее нестационарности. Но если Вселенная расширяется, галактики разбегаются друг от друга, то встает вопрос о силах, сообщивших галактикам начальную скорость и необходимую для этого энергию. Современное естествознание считает, что оно может ответить на этот вопрос. Таким ответом является теория Большого взрыва, воспроизводящая процессы зарождения нашей Вселенной из некоего исходного состояния с последующей эволюцией, приводящей в конечном счете к ныне наблюдаемому ее облику. Эта теория более или менее прочно утвердилась в естествознании в 1970-е годы, хотя сама идея была предложена еще в 1940-е годы. Подчеркнем радикальное обновление наших представлений об устройстве мироздания: Вселенная нестационарна, она имела начало во времени, следовательно, она исторична, эволюционирует во времени. Эту эволюцию в принципе можно реконструировать. Таким образом, идея эволюции прорвалась в физику и космологию.
В последние десятилетия благосклонное отношение к эволюционным представлениям начала проявлять химия. Раньше проблема "происхождения видов" вещества химиков не волновала. Однако ситуация изменилась, когда концепция Большого взрыва указала на историческую последовательность появления во Вселенной различных элементов. Ведь в первые мгновения жизни Вселенной в ней было так горячо, что ни один из компонентов вещества (атомы, молекулы) не мог существовать. Лишь в конце первых трех минут образовалось небольшое количество ядерного материала (ядер водорода и гелия), а первые "нормальные", целые атомы легких элементов возникли через несколько сотен тысяч лет после взрыва. Звезды первого поколения начинали жизнь с ограниченным набором легких элементов, из которых в результате синтеза и образовалось впоследствии все разнообразие таблицы Менделеева. В ней, возможно, зафиксирована не только структурная упорядоченность химических элементов, но и история их появления.
Еще более любопытная картина обнаруживается при наложении идеи эволюции на процесс образования сложных молекулярных соединений. Привычная нам дарвиновская эволюция показывает непрерывное нарастание сложности организации растительных и животных организмов (от одноклеточных до человека) через механизм естественного отбора. Миллионы видов были отбракованы этим механизмом, остались лишь самые эффективные. Поразительно, но нечто похожее, по-видимому, происходило и тогда, когда природа только "готовилась" к порождению жизни. Об этом говорит тот факт, что из более чем 100 известных химических элементов основу всего живого составляют только шесть: углерод, водород, кислород, азот, фосфор и сера. Их общая доля в живых организмах составляет 97,4%. Еще 12 элементов дают примерно 1,6%.
Мир собственно химических соединений не менее диспропорционален. Ныне известно около 8 млн. химических соединений. 96% из них - это органические соединения, составленные из все тех же 6-18 элементов. Из всех остальных химических элементов природа почему-то создала не более чем 500 тыс. неорганических соединений. Столь разительные несоответствия невозможно объяснить различной распространенностью химических элементов на Земле или даже в Космосе. Она совсем другая. Потому налицо совершенно очевидный "отбор" химических элементов, свойства которых (прочность и энергоемкость образуемых ими химических связей, легкость их перераспределения и т.п.) "дают преимущество" при переходе на более высокий уровень сложности и упорядоченности вещества.
Тот же механизм отбора просматривается и на следующем "витке" эволюции: из многих миллионов органических соединений в построении биосистем заняты лишь несколько сотен, из 100 известных аминокислот для составления белковых молекул живых организмов природой использовано только 20 и т.д. На такого рода факты и опираются представления о "предбиологической эволюции", т.е. эволюции химических элементов и соединений. Уже сформулированы первые теории химической эволюции как саморазвития каталитических систем. Конечно, в этой области еще очень много неясного, малообоснованного и т.д., но важен сам факт обращения современной химии в "эволюционную веру".
В XX веке эволюционное учение интенсивно развивалось и в рамках его прародительницы - биологии. Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живого: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и даже биогеоценотическом. Наиболее выдающиеся успехи достигнуты, конечно, на молекулярно-генетическом уровне: расшифрован генетический механизм передачи наследуемой информации, выяснены роль и структура ДНК и РНК, найдены методы определения последовательностей нуклеотидов в них и т.п. Синтетическая теория эволюции (синтез генетики и дарвинизма) развела процессы микроэволюции (на уровне популяций) и макроэволюции (на надвидовых уровнях), установила в качестве элементарной эволюционной единицы популяцию и пр.
Идея эволюции праздновала успех и в других областях естествознания - в геологии, например, окончательно утвердилась концепция дрейфа континентов; а такие науки, как экология, биогеохимия, антропология, были изначально "эволюционны". Поэтому современное естествознание вправе провозгласить лозунг: "Все существующее есть результат эволюции!". Укорененность в нынешней научной картине мира представления о всеобщем характере эволюции является се главной отличительной чертой.
В биологии концепция эволюции имеет давние устойчивые традиции. А вот физика и химия к таким идеям только привыкают. Облегчить этот процесс призвано новое междисциплинарное научное направление, появившееся в 1970-х годах,- синергетика. Она претендует на то, что способна описать движущие силы эволюции любых объектов нашего мира.
Синергетика - теория самоорганизации
Появление синергетики в современном естествознании, очевидно, инициировано, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественнонаучных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживала разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. В классической науке XIX века господствовало убеждение, что материи, изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что в энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием образцовой физической дисциплины - равновесной термодинамики.
Возникает, правда, любопытный вопрос: если Вселенная эволюционирует только к хаосу, то как же она могла возникнуть и сорганизоваться до нынешнего упорядоченного состояния? Однако этим вопросом классическая термодинамика не задавалась, ибо формировалась в эпоху, когда нестационарный характер Вселенной даже не обсуждался. В это время единственным немым укором термодинамике служила дарвиновская теория эволюции. Ведь предполагаемый этой теорией процесс развития растительного и животного мира характеризовался его непрерывным усложнением, нарастанием высоты организации и порядка. Живая природа почему-то стремилась прочь от термодинамического равновесия и хаоса. Такая явная "нестыковка" законов развития неживой и живой природы по меньшей мере удивляла.
Удивление это многократно возросло после замены модели стационарной Вселенной на модель развивающейся Вселенной, в которой ясно просматривалось нарастающее усложнение организации материальных объектов - от элементарных и субэлементарных частиц в первые мгновения после Большого взрыва до наблюдаемых ныне звездных и галактических систем. Ведь если принцип возрастания энтропии столь универсален, как же могли возникнуть такие сложные структуры? Случайным "возмущением" в целом равновесной Вселенной их уже не объяснить. Стало ясно, что для сохранения непротиворечивости общей картины мира необходимо постулировать наличие у материи в целом не только разрушительной, но и созидательной тенденции. Материя способна осуществлять работу и против термодинамического равновесия, самоорганизовываться и самоусложняться.
Стоит отметить, что постулат о способности материи к саморазвитию в философию был введен достаточно давно. А вот его необходимость в фундаментальных естественных науках (физике, химии) начинает осознаваться только сейчас. На волне этих проблем и возникла теория самоорганизации. Ее разработка началась несколько десятилетий назад, и в настоящее время она развивается по нескольким направлениям: собственно синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И. Пригожин) и др.
Главный мировоззренческий сдвиг, произведенный синергетикой, можно выразить следующим образом:
а) процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной по меньшей мере равноправны;
б) процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм независимо от природы систем, в которых они осуществляются.
Таким образом, синергетика претендует на открытие некоего универсального механизма самоорганизации как в живой, так и в неживой природе. Под самоорганизацией при этом понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации. Отсюда следует, что объектом синергетики могут быть не любые системы, а только те, которые удовлетворяют по меньшей мере двум условиям:
а) они должны быть открытыми, т.е. обмениваться веществом или энергией с внешней средой;
б) они должны также быть существенно неравновесными, т.е. находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия.
Но именно такими являются большинство известных нам систем. Изолированные системы классической термодинамики - это определенная идеализация, в реальности такие системы - исключение, а не правило. Сложнее со всей Вселенной в целом - если считать ее открытой системой, то что же может служить ее внешней средой? Современная физика полагает, что такой средой для нашей вещественной Вселенной является вакуум.
Итак, синергетика утверждает, что развитие открытых и сильно неравновесных систем протекает путем нарастающей сложности и упорядоченности. В цикле развития такой системы наблюдаются две фазы:
1. Период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому критическому состоянию.
2. Выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности.
Синергетика родом из физических дисциплин - термодинамики, радиофизики. Но ее идеи носят междисциплинарный характер. Они подводят базу под совершающийся в естествознании глобальный эволюционный синтез. Поэтому в синергетике видят одну из важнейших составляющих современной научной картины мира.
Общие контуры современной естественнонаучной картины мира
Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке. Ей известны не только "даты", но во многом и сами механизмы эволюции Вселенной от Большого взрыва до наших дней. Это - фантастический результат. Причем наиболее крупные прорывы к тайнам истории Вселенной осуществлены во второй половине XX века: предложена и обоснована концепция Большого взрыва, построена кварковая модель атома, установлены типы фундаментальных взаимодействий и построены первые теории их объединения и т.д. Мы обращаем внимание в первую очередь на успехи физики и космологии потому, что именно эти фундаментальные науки формируют общие контуры научной картины мира.
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы,- эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид. Впрочем, это преходяще: когда-то ведь и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно безумной.
Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
- системность,
- глобальный эволюционизм,
- самоорганизация,
- историчность.
Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.
Особенно важно признание историчности, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру. Но ведь развивается и Вселенная. Конечно, развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах. Но их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.