Конспект лекций по предмету "Теория государства и права"


Проблемы идентификации государства по его основным признакам

Проблемы идентификации государства по его основным признакам
В течение многовекового развития наука выработала несколько путей идентификации государственных образований и институтов. В сугубо академических, учебных целях традиционно используются в основном два пути. Первый путь - это познание рассматриваемых феноменов через их определение, и второй - это изучение их путем выделения и анализа характерных для них, специфических признаков и черт.
Первый путь познания, как это можно видеть на примере определения государства, далеко не всегда эффективен, а в некоторых случаях в силу огромного влияния субъективного фактора просто нерационален. К тому же следует иметь в виду трудности объективного характера, обусловленные самим фактом многогранности государства и сложности «сведения» в общее определение государства множества частных определений, отражающих лишь его отдельные стороны.
Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от догосударственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?
Прежде всего, это - наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, т.е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.
Важным признаком государства является также наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.).
Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.
Следует отметить, что в науке нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства. Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальное значение для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации
В условиях первобытного строя власть имела общественный характер Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением В обществе не было людей, которые не занимались бы производительным трудом, а только властвовали и управляли. Непосредственно производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.
Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений Старейшины родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.
Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному и другим признакам на имущие и неимущие социальные слои и группы.
Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью.
Говоря о социальной роли публичной власти, необходимо отметить, что, охватывая своими велениями все общество, она всегда и во всех государствах обслуживала в первую очередь интересы господствующих кругов. При этом она неизменно была яблоком раздора между противостоящими друг другу классами. «Жажда власти, - писал древнеримский историк Тацит, - с незапамятных времен присущая людям, крепла вместе с ростом Римского государства и, наконец, вырвалась на свободу. Пока римляне жили скромно и неприметно, соблюдать равенство было нетрудно. Но когда весь мир покорился римлянам, а государства и цари, соперничавшие с ним, были уничтожены, то для борьбы за власть открылся широкий простор. Вспыхнули раздоры между Сенатом и плебсом; то буйные народные трибуны, то властолюбивые консулы одерживали верх друг над другом. На форуме и на улицах Рима враждующие стороны пробовали силы для грядущей гражданской войны. Вскоре вышедший из плебейских низов Гай Марий и кровожадный аристократ Луций Корнелий Сулла оружием подавили свободу, заменив ее самовластием».
Среди основных признаков государства выделяют такое разделение населения по территориальным единицам. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровно родственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории».
Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.
Территория государства - своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это естественное (а не какое-либо иное, в том числе общественное) условие существования и функционирования государства.
Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты. Во-первых, земля и ее недра, образующая сухопутную территорию. Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские территориальные воды, омывающие территорию данного государства. В-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства). В-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.
Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.
В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например для достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.
Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.
Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Наряду с отмеченными признаками государства к ним относят налоги и займы. На протяжении всей истории развития государства особо важное значение для его содержания имели налоги. Они всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. По способу взимания они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо, непосредственно. Косвенные - опосредованно, путем включения их в стоимость производимой продукции или путем прибавления их к цене товаров.
Виды, размеры и количество налогов могут быть самыми разнообразными и зависят от типа и характера самого государства и общества, а также от существующих в той или иной стране традиций и нравов. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее их стали использовать и на осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.
В числе основных признаков государства в отечественной и зарубежной юридической литературе иногда называется такой, как наличие населения.
Этот признак особо выделял, например, Г. Еллинек. Он писал: «Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории, население имеет в государстве двоякую функцию».
Противореча некоторым своим прежним убеждениям и отождествляя по существу два разных понятия - «население» и «народ», автор рассматривает население (народ), с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой - как ее объект. В этом, собственно, и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее - роль населения (народа) в любом государстве.
Не вдаваясь в анализ рассуждений автора относительно места и роли населения в государстве, по существу его тезиса о населении как об одном из основных признаков государства можно сказать следующее. Данная постановка вопроса, точнее - ее оправданность вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института или организации. Так как население является «составной частью» не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщинного строя. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства. Любое Woe утверждение весьма спорно.
Таковым же представляется и мнение авторов, считающих, что в качестве основного признака государства может выступать наличие у государства «самостоятельной принудительной власти».
Один из авторов, разделяющих данную точку зрения, - Н.М. Коркунов. В своей уже цитировавшейся работе «Лекции по общей теории права» он настаивал, что «действительной отличительной особенностью государства» является то, что «оно одно осуществляет самостоятельно принудительную власть». Все иные союзы, пояснял автор, «как бы они ни были самостоятельны в других отношениях, функцию принуждения осуществляют только по уполномочию и под контролем государства». Так, если церковные органы «осуществляют иногда и принуждение, в каждом данном государстве они пользуются принудительной властью лишь в тех пределах, в каких это допускает местная государственная власть».
Таким образом, заключал Н.М. Коркунов, государство является «как бы монополистом принуждения». Государственный порядок тем прежде всего и отличается от любого иного порядка, «что это мирный порядок, не допускающий частного насилия самоуправства». При нем только государственные органы наделены «самостоятельным правом принуждения. Частные лица и другие общественные союзы допускаются к осуществлению принуждения лишь настолько, насколько это позволяет государство и под его контролем».
Такое мнение о наличии «самостоятельной принудительной власти» государства как об основном признаке государства вызывает сомнение по следующим двум причинам.
Во-первых, в силу того что оно характеризует государство исключительно как принудительный инструмент, не принимает во внимание того, что государство в своей деятельности использует не только принуждение, но и убеждение. А поэтому нет никаких оснований при рассмотрении основных черт и особенностей государства выделять в качестве таковых принуждение, забывая при этом об убеждении.
Во-вторых, приведенное мнение игнорирует тот факт, что «самостоятельная принудительная власть» свойственна не только государству, но и в определенных пределах каждой негосударственной организации. Политической партии, отраслевому или любому иному профсоюзу, молодежной ассоциации или любой иной негосударственной организации нет необходимости испрашивать у государства разрешение на применение принудительных мер (исключение из своих рядов и пр.) в отношении своих нарушающих уставный порядок членов. Принудительные меры в данном случае осуществляются негосударственными организациями как относительно самостоятельными объединениями самостоятельно, без какого бы то ни было «государственного уполномочения» и вне всякого государственного контроля.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что применение принудительных мер не является прерогативой только государства. Они широко используются и негосударственными объединениями. А поэтому рассматривать «узаконенное принуждение» или «самостоятельную принудительную власть» как специфический, к тому же основной признак государства представляется неправомерным. Кроме основных признаков каждое государство характеризуется своими символами и атрибутами. У каждого государства свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками перечисленные признаки позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и негосударственной организациями - с другой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.