Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"


Статистический анализ товарооборота на рынке

В сферах материального производства и предоставления услуг создаются материальные блага (продукты) и услуги, которые приходят к потребителю в процессе товарного оборота, или товарооборота.
Основными формами товарооборота (в виде денежной выручки) на рынке товаров производственного назначения являются такие:
продажа товаров производителями непосредственно потребителям или торговым организациям для последующей перепродажи;
продажа товаров одними торговыми организациями другим торговым организациям для последующей перепродажи;
продажа товаров торговыми организациями потребителям.
Рынок потребительских товаров состоит из рынка продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, пищевых жиров и т. п.) и рынка непродовольственных товаров (текстильных товаров, обуви, швейных машин и т. п.) и имеет свои особенности.
При этом основными формами товарооборота потребительского рынка выступают:
товарооборот предприятий организованного рынка, то есть специально организованной торговой сети (магазины, киоски, аптеки, автозаправочные станции, столовые, кафе, рестораны и др.) всеми предприятиями независимо от форм собственности, а также выручка, полученная через кассу неторговых предприятий от продажи населению товаров собственного изготовления, закупленных на стороне или полученных по бартеру;
продажа на неорганизованных рынках (городских, сельских) сельскохозяйственных продуктов, птицы и скота населению, а также продажа непродовольственных товаров на вещевых, смешанных и автомобильных рынках;
товарооборот объектов торговли и общественного питания, которые принадлежат или арендуются субъектами предпринимательской деятельности (физическими лицами).
В соответствии с формами товарооборота различают такие его виды: оптовый, посреднический, розничный, валовой, чистый.
Оптовым товарооборотом называют оборот товаров от их продажи крупными партиями производственным и массовым потребителям или с целью последующей перепродажи.
Посреднический (биржевой) товарооборот является составляющей оптового и обеспечивает продажу не только товаров, но и права собственности на реальный или будущий товар.
Розничный товарооборот обеспечивает продажу товаров от сферы производства к потребителю. Валовой товарооборот отвечает сумме оптового и розничного товарооборота.
Наконец, чистый товарооборот получают как сумму розничного товарооборота и продажи товаров торговым организациям других торговых систем (например, для государственной торговли чистый товарооборот равняется сумме розничного товарооборота и продажи товаров системе государственной кооперации); в масштабе всей страны чистый товарооборот равняется розничному.
В статистике товарооборота количество ступеней (звеньев), через которые прошел товар, характеризуется коэффициентом ступенчатости, который рассчитывается по формуле:
Посредством этого коэффициента выявляются лишние ступени движения товаров и разрабатываются пути рационализации товарооборота.
Наибольшее народнохозяйственное значение имеет розничный товарооборот, когда процесс обращения товаров закончился и товар путем купли-продажи поступает к потребителю. Статистика изучает такие виды розничного товарооборота: розничная торговля и ресторанное питание. Денежная выручка торговых организаций при розничном товарообороте является наиболее прибыльной частью кассового поступления заведений банка.
Самой важной характеристикой розничного товарооборота является объем продажи отдельных товарных групп. Этот объем определяют балансовым методом согласно уравнению
Товарные запасы на начало отчетного периода + Поступления товаров за отчетный период = Отпуск товаров для ресторанного питания, продажа оптом и другие документированные затраты не розничного товарооборота + Розничный товарооборот и другие недокументированные расходы + Товарные запасы на конец отчетного периода
Статистика изучает данные о видах розничного товарооборота, его структуре, динамике в фактических и сравниваемых ценах, распределении по региональным рынкам и их вместимости.
Вместимость внутреннего рынка оценивается по результатам выборочного исследования домохозяйств, что позволяет установить пропорции расходов по каналам реализации отдельных товаров и услуг (в торговой сети, на рынках и у отдельных граждан). В результате статистического анализа вместимость внутреннего рынка можно рассчитывать по формуле.
При изучении розничного товарооборота важно определить зависимость изменения товарооборота как реального спроса (расходы домохозяйств) от изменения дохода, что достигается расчетом коэффициента ценовой эластичности спроса у от дохода х по формуле.
Коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов снизился спрос на конкретный товар при увеличении уровня доходов в среднем на душу населения на 1%. По значению коэффициента ценовой эластичности спроса проводят дифференциацию товаров, что способствует эффективной разработке рекламных мероприятий и маркетинговой товарной политики.
С целью непрерывного процесса реализации товаров определенная их часть находится в виде товарных запасов. Статистика изучает потоварную структуру запасов в оптовой и розничной торговле, распределение запасов по назначению. В последнем случае различают товары текущего хранения (предназначены для нормального развития товарооборота), товары долгосрочного хранения (образуются за счет сезонного спроса - летняя или зимняя одежда, сезонные овощи и фрукты); товары досрочного хранения, которые образуются в торговых организациях, которые работают в отдаленных районах.
Численными характеристиками пребывания товара в сфере обращения являются время и скорость оборота.
где 3 - средний запас товаров; ТО - товарооборот; D - количество календарных дней в периоде (месяц, квартал, год).
Разные товарные группы осуществляют оборот с неодинаковой скоростью, на что влияет изменение структуры между отдельными товарными группами. Поэтому при анализе динамики средней скорости всего товарооборота важно определить, в какой мере она изменяется за счет скорости оборота отдельных товарных групп и структуры товарных запасов.
Анализ динамики товарооборота осуществляют посредством системы индексов фиксированного, переменного состава и структурных сдвигов. Индекс скорости оборота фиксированного состава рассчитывается при фиксированной структуре товарных запасов:
Индекс структурных сдвигов отражает влияние на среднюю скорость структуры товарных запасов:
Индекс скорости переменного состава показывает изменение средней скорости оборота по всем товарам:
При изучении динамики среднего времени оборота учитывается изменение времени по отдельным товарным группам и структура товарооборота. При статистическом анализе товарные запасы сравниваются с нормативными.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.