Индия VI - XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. Возникающие время от времени более крупные политические общности (Харши - VII в., Чалукьев - VII в., Гурджара-Пратихаров - VIII в.) были примитивными государственными образованиями. Во главе таких государств стояли махараджи (8). Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаришад.
Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере религиозно-культурным единством ее многоязычного народа. Индуизм представлял собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным пластом культурных ценностей. Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата восполнялась крепостью общинной организации индийского общества.
Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались сначала в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великих Моголов достигла своего расцвета в конце XVI - XVII в. При монархической форме правления в системе органов государственной власти и Делийского султаната, и могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с религиозной исламской доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу государства, которой в своей власти ограничен только законом проистекающим от Аллаха. Власть главы государства была наследственной, он мог сам назначать наследника престола. Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли не считаться с общепризнанным толкованием (иджмой).
Высшим чиновником в мусульманском государстве был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана.
Центральное управление в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правительственные ведомства диваны. Ни в Делийском султанате, ни в Монгольской Индии не было четкого разграничения функций между придворными сановниками и государственными чиновниками. Общие черты государственного механизма Делийского султаната и Могольской Индии не исключали различий между ними, которые выражались не столько в названиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его суннитском толковании стал государственной религией, а персидский язык (фарси) - языком судебного производства. Правление моголов в Индии началось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс «исламизации» правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На политику падишахов стал оказывать определенное влияние индийский город.
В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии. Фундамент процветания централизованной империи в Китае заложили императоры династии Тан (618 - 907 гг.), когда за счет земельной реформы, дававшей систематическое поступления налогов в казну, а также использования бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города, а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля, находившиеся под жестоким контролем государства.
Во главе системы государственного управления в Танской империи стоял император - богдыхан (2), при котором существовал государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ. Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, просуществовала в Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.) Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший, большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в политическом управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный аппарат чиновников, на вершине которого находились главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов.
В VI в. в Аравии первобытнообщинные отношения постепенно вытесняются новыми феодальными. Эти отношения получают наибольшее распространение в городах-государствах, в Мекке, Йемене, Ясрибе. В этих центрах зарождаются ханифское движение, сторонники которого признают единого бога и выступают против многобожия. В период с 622 по 632 гг. происходят следующие события. Один из представителей ханифского движения, Мухаммед (570-632 гг.), преследуемый за свои проповеди, бежит из Мекки в Ясриб. В Ясрибе Мухаммеду удается заручиться поддержкой крупных феодалов, старейшин племен бедуин и создать религиозную общину. Ясриб получает название Мадинат ан-наби (город Пророка) или просто Медины. Пророк Мухаммед закладывает основы новой религии - ислама (мусульманства).
Период 632 - 634 гг. отмечен смертью Мухаммеда. Главой мусульман становится Абу-бакр. В мусульманской общине нарастает недовольство, многие племена отказываются платить дань на дело веры, выдвигают своих пророков. Новый халиф (14) решительно расправляется с отступниками. Он также приказывает собрать все записи откровений Мухаммеда. Медина становится центром Аравии. Абу-бакр начинает войны с Персией и Византией.
634 - 644 гг. после смерти Абу-бакра место халифа занимает Омар. Омар одерживает победы в войнах, начатых предшественником: покоряет Персию, захватывает территории Византии (Палестину, Сирию, Египет). Рождение нового государства - Арабского халифата.
644 - 656 гг. Следующим халифом становится Осман. Главную роль в управлении Арабским халифатом начинают играть наместники завоеванных земель. По приказу Османа создается канонический текс Корана, составленный из высказываний Пророка. Осман теряет поддержку в расколовшемся обществе. Сирия и Мекка провозглашают новым халифом Муавию, а Медина - Али, приемного сына Мухаммеда. Сторонники Али захватывают Медину и убивают Османа.
656 - 661 гг. Муавия призывает отомстить за смерть Османа, в Арабском халифате начинается гражданская война. После убийства Али обладателем всей власти становиться Муавия.
661 - 750 гг. Эпоха правления халифов из династии Омейядов. Мусульмане занимают Самарканд, Ташкент, Хорезм, Афганистан, северный берег Африки, добираются даже до Испании.
750 г. смена правящей династии. Халифы выбираются только из рода Аббасидов.
VIII - IX вв. отделение от Арабского халифата Испании, Египта, африканских земель. Образование самостоятельных мусульманских государств. XI в. Тюрские племена, населявшие восточные земли халифата (Среднюю и Центральную Азию), выдвигаются на запад и завоевывают переднюю Азию, Хорезм, Сирию, Ирак, большую часть Персии. 1258 г. монгольские племена осаждают Багдат. Конец династии Аббасидов.
Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могли быть двух типов: с широкими полномочиями или с ограниченными полномочиями, т.е. исполняющими приказания халифов. К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами управления являлись диваны. Они оформились еще при Омеядах, которые ввели и обязательное делопроизводство на арабском языке. Территория халифата была разделена на эмираты, которые управлялись назначаемыми эмирами (19). В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финасовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов. Мелкие административные единицы в халифате управлялись должностными лицами различных рангов. Нередко эти функции выполняли руководители мусульманских общин - старейшины - шейхи (18).
Судебные функции в халифате возлагались на халифа и духовенство. Высшую судебную власть на деле осуществляла наиболее авторитетная коллегия богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей - кади (6), и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.
С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямото объединяет под своим верховенством большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. И формирование государственного аппарата Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сетоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ - Конституция Сетоку или закон 17 статей. Междоусобная война помешала созданию в то время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 г.). В результате реформ Тайка было создано единое японское государство во главе с императором - микадо (9), опиравшемся на поддержку могущественного клана Фудзивара. Высшая государственная власть в Японии принадлежала Государственному Совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Во главе Государственного Совета стоял «старший министр. Управленческие функции в этом совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся на «старших советников», участвующих в обсуждении дел, и «младших советников», дававших рекомендации по младшим делам. Государственный совет имел под своим началом восемь министерств и палату цензоров, глава которой следил за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по моральным нарушениям. В его подчинении был штат разъездных цензоров-контролеров. Решения цензората могли быть приостановлены Государственным советом. В это же время было создано просуществовавшее в веках особое министерство императорского двора. При множестве министерств между ними не существовало четкого разграничения функций. Связующим элементом этой структуры был императорский двор.
В XII в. в Японии устанавливается новая форма правления - сёгунат. Сёгунат - форма феодально-военной диктатуры, при которой власть, как в центре, так и на местах сосредотачивалась в руках «великого полководца» - сёгуна (11). Термин сегунат происходит от слова сёгун - сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежей варварских племен). Сёгуны правили под девизом: «начал, продолжил, завершил». При их правлении происходит расцвет городов, ремесел, торговли. Установление первого сегуната Минамото (1192-1333 гг.) было вызвано стремлением преодолеть раздробленность, подавить распри, укрепить феодальное государство. Характерной чертой сегуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Неизменным звеном правительственного механизма сегуната были органы, осуществляющие жестокий контроль за деятельностью императорского двора. С 1221 г. бакуфу (военно-бюрократический аппарат) стал направлять в императорскую резиденцию в Киото уполномоченного сегуна (тэндая), имеющего право издавать от имени сегуна указы, выполнение которых обеспечивалось особой военной силой - самурайским войском. Сегун присвоил себе право утверждать нового императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших должностных лиц.
В период второго сегуната власть бакуфу была значительно ослаблена, так как японскому сегуну пришлось признать вассальную зависимость от Китая, к которому и перешло право утверждать японских императоров. Черты абсолютистского правления сегунат приобретает лишь в XVII - XVIII вв., когда происходит уничтожение методов правления, создается разветвленный полицейский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.
В токугавском сёгунате была введена должность сесидая - наместника сегуна в столице. Одним из средств укрепления власти сегуна была система заложничества. Все крупные феодалы должны были проживать в доме сегуна, а возвратившись в свои владения, оставлять в Эдо, столице сегуната, свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора.
Ближайшим помощником сегуна был его первый советник (тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. При сегуне был круг старших советников (редзю), составлявших бакуфу. Несколько старших советников составляли Государственный совет. За каждым из членов совета закреплялся определенный круг управленческих функций и контроль за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской и финансов. Особое правительственное управление ведало чеканкой монет, ему принадлежал контроль за рудниками. Сегунат перестал существовать во второй половине XIX века, когда в ходе буржуазной революции была остановлена власть японского императора.