Конспект лекций по предмету "История государства и права зарубежных стран"


Английские колонии и их борьба за независимость. Декларация независимости

История североамериканских колоний к моменту провозглашения в 1776 г. независимости насчитывала более 70 лет. Одна из важных исторических особенностей США заключается в том, что их развитие (включая и колониальный период) происходит в рамках буржуазных отношений. Было бы, однако заблуждением считать, что в США с самого начала возникло чисто буржуазное общество. Его становление происходило весьма болезненно и затянулось вплоть до последней трети XIX века. Необходимо было преодолеть три препятствия:
1) колониальную зависимость от Великобритании;
2) серьезные феодальные пережитки в социально - политическом устройстве колоний (майорат, политическое бесправие представителей ряда конфессий, например, католиков);
3) рабство (препятствие, преодоленное лишь в 1861-1865 гг. в результате гражданской войны);
Еще одной особенностью развития северо-американских колоний является бесконфликтность их политической истории в XVII - первой половине XVIII вв. (ни крестьянских бунтов, ни крепостного права, ни серьезных иностранных военных вторжений).
К началу войны за независимость в Северной Америке существовало 13 колоний:
1) самоуправляющиеся (Род - Айленд, Коннектикут) республики, где местные органы власти избирались;
2) частновладельческие (Пенсильвания, Делавэр, Мериленд) своеобразные полуфеодальные сеньории (взыскание с населения налога в пользу владельцев колоний);
3) владения британской короны (Нью-Йорк, Нью-Джерси и др.)
Управление осуществлялось назначаемыми короной губернаторами, но создавались также местные законодательные собрания. Жалованные королевские хартии представляли колониям те же права и свободы, что и жителям метрополии - равенство всех перед законом, суд присяжных, свобода вероисповедания, запрет жестоких и необычных наказаний. (На колонии распространяли свое действие такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас Корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. и др.)
Как и в метрополии, так и в колониях складывается система "смешанного правления", где монархическая ветвь власти была представлена губернаторами, аристократическая - колониальными советами, демократическая - нижними палатами колониальных ассамблей. Особенностью системы смешанного правления в колониях было явное доминирование исполнительной власти в лице губернаторов (в большинстве колоний они назначались королем и только им могли быть отстранены от власти, право роспуска представительных учреждений, право абсолютного вето и т.д.)
Демократическая ветвь власти в лице нижних палат колониальных ассамблей была таковой только по названию (отстранение от выборов определенных категорий населения (женщины, слуги, рабы, индейцы), разного рода избирательные цензы (религиозный, оседлости, земельной собственности и т.д.); открытое голосование за представителей "хороших семей" (белый, англо-сакс, протестант).
Колония Род - Айленд ("маленькая республика") исключение из общего правила. Там существовала представительная форма правления с однопалатным представительным органом, церковь была отделена от государства, предусматривались частые выборы, право коллективной и индивидуальной законодательной инициативы, проведение референдумов и т.д.
В 40-50 годы XVIII века в колониях получила широкое распространение доктрина гомруля (автономия северо-американских колоний в рамках Британской империи), основные положения которой заключаются в следующем:
1) северо-американские колонии и Англия равноправные и суверенные части империи;
2) высшая законодательная власть в колониях принадлежит собственным представительным органам; английский парламент никакими правами в колониях не обладает;
3) политическую связь между колониями и метрополией осуществляет король;
4) хранилищем прав и свобод англичан и американцев становятся хартии, одобренные представительными учреждениями.
Данная идея поддержки у английского правительства и парламента не нашла поддержки (хотя в XIX - XX вв. элементы гомруля были использованы при создании Содружества наций), да оно и понятно - Англия продолжала рассматривать свои северо-американские колонии как сырьевой придаток, как рынок сбыта своей дорогой и не всегда качественной промышленной продукции.
Английским правительством и парламентом игнорировался тот факт, что в Америке складывается собственная нация - американцы, составными элементами которой были не только англичане, но и ирландцы, шотландцы, французы, голландцы, немцы - как правило, люди смелые, предприимчивые, умные, имеющие собственные экономические и политические интересы и эти интересы осознающие.
В 60 - 70 гг. XVIII века противоречия между колониями и метрополией (до той поры приглушенные, неявные) все боле обостряются. Эти противоречия ярко проявляются в рядовом на первый взгляд событии - «бостонском чаепитии» 1774 г., ставшем первой зарницей революционной грозы. (Революционно настроенные молодые люди, переодевшись индейцами, проникали на борт судна, привезшего в порт г. Бостона груз чая - любимого американцами напитка, арестовали команду, а груз выбросили в воду, протестуя против налога, введенного колониальной администрацией на ввозимый в Америку чай). В ответ на эти действия в город были введены войска, представительные учреждения распущены, а индейцы объявлены в розыск. Весной 1775 г. происходит первое открытое военное столкновение между отрядом минитменов (человек минуты, повстанец, в любую минуту готовый встать на защиту прав и свобод американцев) и регулярными войсками (битва у Легинстона).
Континентальный Конгресс (всеамериканский представительный орган) в мае 1775 г. отправляет королю Георгу III "послание оливковой ветви", предлагая мирное решение, возникших проблем. Ответом на мирное предложение было усиление военного присутствия колониальных войск, что побудило американцев принять решение о создании армии и назначении командующим Джорджа Вашингтона (будущего первого президента). Причины вооруженного конфликта между североамериканскими колониями и метрополией вскрыты в опубликованной 4 июля 1776 г. «Декларации независимости США». Томас Джефферсон (автор «Декларации») обвинил британского короля Георга и парламент в следующем:
а) король отказывался утверждать необходимые колониям новые законы;
б) досрочный роспуск местных представительных учреждений и запрет их созыва;
в) принятие законов, затрудняющих эмиграцию в Америку;
г) постановка судей в зависимости от королевской власти;
д) содержание в колониях значительных военных контингентов за счет американцев, независимость военной власти от гражданской;
е) солдат, совершивших преступление против мирных жителей, судили особым судом (только для вида, чтобы избавить от наказания);
ж) прекращение торговли колоний с европейскими государствами (за исключением Англии);
з) введение налогов без согласия американцев (забвение принципа «налогообложение через представительство»);
и) король начал войну против своих американских подданных с использованием диких индийских племен, иностранных наемников и т.д.
В «Декларации» указывалось, что все люди рождаются свободными и равными в правах (жизнь, свобода, стремление к счастью). Именно для защиты этих прав создаются людьми правительства (теория «общественного договора») и если правительство не только не защищает, а наоборот попирает эти права, народ имеет право на восстание (которым американцы и воспользовались). «Декларация» провозглашала создание союза суверенных государств-штатов, однако в момент ее провозглашения союз еще не был создан.
Задачами начавшейся войны (буржуазной революции в форме войны за независимость) были:
а) ликвидация колониальной зависимости от Великобритании, мешавшей нормальному развитию (промышленному, торговому, политическому) североамериканских штатов;
б) оформление государственности (штаты-республики), создание союза (конфедерации), принятие конституции;
в) отмена рабства (задача, не решенная в ходе войны за независимость, т.к. плантаторы - рабовладельцы были главными патриотами, на деньги которых зачастую вооружалась и содержалась молодая армия США).
Особенности войны за независимость (буржуазной революции) заключались в следующем:
а) Война за независимость произошла на территории, не знавшей феодализма, поэтому главной целью была не ликвидация пережитков феодализма (весьма незначительные), а предоставление независимости метрополией;
б) отсутствие политических партий (они появились позже), объясняемое единством интересов и плантаторов, и промышленников, и фермеров, и рабочих;
в) мощный демократический элемент в революции приводит к установлению в штатах республиканской формы правления (не временной, как в Англии в период буржуазной революции, а постоянной);
г) феодальные государства Европы в большинстве своем поддерживали не Великобританию, а восставшие колонии.
Поддержка европейских держав (создание по инициативе России "Лиги нейтральных", срыв континентальной блокады, посылка на помощь восставшим колониям французского и прусского военных контингентов) объяснялась не любовью европейских монархов к республикам - а она объяснялась нелюбовью к Англии. Европейские монархи полагали, что потеря колоний ослабит "владычицу морей", к тому же и Россия, и Франция имели собственные колониальные интересы в Америке (в 1784 г., сразу после войны в Америке, на о. Кадьяк появилась первая русская фактория, 1815 г. русские дошли уже до Калифорнии). В конечном итоге в 1783 г. был подписан Парижский мирный договор, по которому Великобритания признавала независимость и суверенитет своих бывших колоний. Главная цель войны была достигнута.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.