Конспект лекций по предмету "Римское право"


Правовые отношения родителей и детей

patria potestas
Pater familias приобретает potestas над детьми, произведенными им на свет в законном браке начиная с момента их рождения. Filius familias после смерти своего pater становится в свою очередь Pater familias и тем самым приобретает власть над собственными детьми, которые были подчинены до этого деду..
Абсолютная власть pater над детьми проявляется в некоторых его полномочиях, которые mores признают за ним ab antique, вследствие ins vitae ас necis («права жизни и смерти»), связанного с его potestas.
Прежде всего pater мог предать смерти собственных потомков. Правда, пользование этим правом обретало свое ограничение в самом же обычае, поскольку считалось достойным осуждения, если pater предавал смерти лицо, находившееся в его власти, не посоветовавшись прежде относительно целесообразности такой меры с домашним советом, consilium domesticum, образованным наиболее влиятельными adgnati. Когда узды, накладываемой mores, стало недостаточно, пользование ins vitae ас necis стало ограничиваться, с одной стороны, законодательством, а с другой - контролем, осуществлявшимся над частной жизнью граждан цензорами.
Как мы уже видели, pater благодаря его potestas принадлежало ius vendendi - правом продажи, которое использовалось поначалу, надо полагать, нередко, раз Закон XII таблиц грозил лишением patria potestas тому, кто трижды продал сына. Это полномочие постепенно вышло из употребления и сохранилось на практике лишь как средство осуществить I'mancipatio и adoptio (усыновление). Как кажется, это право совершенно отмерло еще до Константина и было формально упразднено Юстинианом, за исключением случаев крайней нищеты. Наконец, pater принадлежало ius noxae dandi, позволявшее ему передать пострадавшему лицу того члена своей семьи, который оказался виновным в деликте. Это давало возможность избежать косвенной ответственности, которую в противном случае ему пришлось бы нести . Личный характер patria potestas проявляется еще и в vindicаtio filii (истребовании сына), принадлежащем pater в отношении всякого лица, у которого находится кто-то из его подчиненных. Этому иску претор дал свою защиту посредством интердикта, называвшегося interdictum de liberis exhibendis et ducendis (о предъявлении приводе детей). Все лица подчиненные власти отца не имеют никаких имущественных прав. Всякая имущественная выгода (вещное право, требование обязательству, наследство), которая могла им достаться, автоматически обращалась в имущество pater. И напротив, он не нес никакой ответственности за долги, которые могли сделать его подвластные, исключением, как уже говорилось , тех, что происходи вследствие деликта, ex delicto.
Правда, в определенных случаях претор давал третьим лицам, вступавшим в деловые отношения с лицами alieni iuris, возможность привлечь paterfamilias к суду с помощью исков, в которых полномочия отца оказывались соединенными с действиями сына (adiecta filii persona, actiones adiecticiae qualitatis). Это те же самые случаи, с которыми мы уже знакомы по поводу долговых обязательств раба : actio quotl iussu, institoria, exercitoria и т. д.
Кроме того, pater familias мог предоставить своему сыну, как и рабу, пользоваться peculium, иметь его в своем свободном управлении libera administrate. По праву этот пекулий продолжал принадлежать pater однако все лица, подчиненные potestas отца, не имеют никаких имущественных прав («nihil suum habere possunt», «не фактически он, в соответствии с общественными обыкновениями, рассматривался как принадлежащий сыну. В пределах стоимости пекулия pater должен был принимать на себя ответственность за сделанные сыном долги, что исполнялось посредством преторской actio de peculio.
Затем, начиная с Августа, для filii familias, находившихся на военной службе, императорским пожалованием был введен peculium castfense (лагерный пекулий), куда входило все то, что было ими приобретено в качестве военных («in castris», «в лагерях»), - жалованье, военная добыча, премии. Сын имел право распоряжаться этим пекулием mortis causa посредством завещания, а впоследствии - также распоряжаться им inter vivos. Содержимое военного пекулия мало-помалу расширялось на все приобретения, совершенные сыном не in castris, но в связи с военной жизнью (например, подарки, полученные при выступлении в поход).
Начиная с Константина и после него стал появляться так называемый пекулий quasi castrense, образованный приобретениями, совершенными сыном, который отправлял общественные должности, занимал церковные посты либо посвящал себя свободным искусствам.
Равным образом подразумевалось само собой, что сыну причитаются все приобретения, поступавшие к нему из материнского наследства (bona materna) и, после Константина, вообще со стороны родcтвенников по женской линии (bona materni generis) или от брака (lucra nuptialia, «брачные выгоды»). Отец пользовался всем этим при жизни, так что это был, вообще говоря, своего рода узуфрукт.
Как видим, в юстиниановскую эпоху изначальный принцип имущественной неправоспособности filius familias оказывается ниспровергнутым. Все приобретенное им принадлежит ему же. Отец обладает в отношении его добра своего рода законным узуфруктом подобно тому, что имеет место в современном праве.
Отцовство
Законными в римском праве являются дети собственной жены. Предполагается , что они зачаты мужем, если только родились не ранее 180 дней после начала брака и не позднее 300 дней после его прекращения.
Законные дети iusti должны родиться только в законном браке, поэтому они подчинены отцовской власти.
Все незаконные дети называются naturales, но в этом случае необходимо отличать детей, родившихся в конкубинате и родившихся от союзов в юридическом отношении незаконных (кровосмесительных или прелюбодейных).
Все побочные дети не связаны никакими юридическими узами с отцом, который в юридическом смысле неизвестен и пользуются одним только родством с матерью и ее родственниками.
Узаконенные дети.
Институт узаконивания возник в эпоху Константина и закрепился в законодательстве Юстиниана. Посредством узаконивания побочный ребенок приобретает свойства законного.
Основная форма узаконивания - это последующий брак родителей - subsequens matrimonium .
Законодательством Юстиниана допускалось, что узаконивания можно добиться посредством распоряжения императора.
Усыновленные дети
Существовали два вида усыновления:
1.arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris
2.adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris
Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio, она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с усыновляемым.
Adoptio - paterfamlias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamlias.
После третьей манципации, прекращавшей власть отца, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом процесса претор присуждал усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной манципации. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.