Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Способы оптимизации отношений между органами государственной власти РФ

Способы оптимизации отношений между органами государственной власти РФ и ОГВ субъектов РФ
Продолжает активно реализовывать свои программы Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, председателем Совета которой длительное время был В. Чуб. Региональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации стали создаваться еще в 1990 году по инициативе региональных властей. Легитимность их деятельности на федеральном уровне была подтверждена Указом Президента РФ от 11 ноября 1991 года № 194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев, областей в осуществлении радикальной экономической реформы», который до настоящего времени является основным правовым актом, устанавливающим правовой статус ассоциаций. Деятельности ассоциаций экономического взаимодействия изначально было задано два вектора: экономический и политический.
В настоящее время в состав Ассоциации на правах ассоциированных членов уже вошли Абхазия, Южная Осетия, Луганская, Астраханская и Волгоградская области, имея стремление к созданию единого экономического пространства в южном регионе. Например, в числе приоритетных вопросов, рассмотренных на XXIV заседании совета Ассоциации в феврале 2001 г. в Майкопе, был проект Государственной программы стабилизации и развития образования в отрасли культуры и искусства Северного Кавказа на 2001 - 2005 годы. На XXV заседании Ассоциации в мае 2001 г. в Пятигорске обсуждались вопросы о реорганизации компаний электросвязи Юга России, совершенствовании информационного обеспечения статистическими данными органов государственной власти республик, краев, областей Северо-Кавказского региона. Период реорганизации завершен, укреплен авторитет и улучшена работа совета Ассоциации, привлечены к заинтересованной деятельности первые лица субъектов. Изменено название Ассоциации, которое теперь наиболее полно отражает сегодняшнюю ситуацию на Юге России и звучит так: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и Южного федерального округа «Северный Кавказ», Председателем совета Ассоциации на основе демократического принципа ротации стал президент Республики Адыгея А. А. Джаримов.
Одним из самых значительных событий на Юге России стало создание некоммерческой организации «Координационный совет промышленников и предпринимателей Южного федерального округа». Вначале (май 2000 г.) между полпредом Президента РФ в Южном федеральном округе В. Г. Казанцевым и президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Вольским было подписано соглашение о сотрудничестве в области промышленности и стимулирования инвестиций в экономику Юга России. Этим соглашением было предусмотрено создание мобильного координационного центра для работы на базе региональных структур РСПП. Отрадно, что в короткое время было подготовлено и проведено учредительное собрание по созданию Координационного совета. Учредителями Координационного совета выступили Дагестанское, Краснодарское, Ростовское, Ставропольское региональные отделения Российского союза промышленников и предпринимателей. Уже подтвердили свое участие в создании Совета объединения промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарии, Астраханской, Волгоградской областей. Заявили о готовности войти в Совет представители Адыгеи и Ингушетии. Председателем общего собрания Совета был избран В. П. Травов, президент «Конгресса деловых кругов Ставрополья». На учредительном собрании принят устав Совета, где указаны основные цели, задачи и направления деятельности Совета, разработаны положения о членстве, о высшем органе (это общее собрание), о контроле за деятельностью Совета (это ревизионная комиссия и внутренний аудит). Основные цели и задачи новой структуры - это участие в подготовке и реализации программ, влияющих на социально-экономические процессы в субъектах Южно-Российского региона; повышение производственного потенциала в республиках, краях и областях Южного федерального округа; улучшение развития промышленной и научно-технической политики в регионе. Задача - серьезное внимание уделить обеспечению свободы предпринимательства в пределах Южного федерального округа, на строгой законодательной основе в рамках действующего законодательства. На стадии разработки в Совете находится программа создания правовых, социальных гарантий для самостоятельной эффективной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности в условиях рыночной эконо мики.
В компетенцию Высшего органа Совета - общего собрания входит решение ключевых, основополагающих вопросов: определение приоритетных направлений работы, изменение устава, реорганизация, преобразование Совета и т. д. Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, которого избирают на общем собрании.
Многотрудная и многогранная работа в регионе предстоит по реализации федеральной целевой программы социально-экономического развития «Юг России» до 2006 года. Однако эта работа над программой уже объединила все субъекты региона, а регион с федеральным центром. Она одобрена главами республик, краев, областей Юга России, она уже показала способность к коллегиальной работе и конструктивному мышлению на Северном Кавказе. Так, например, Президент Республики Северная Осетия - Алания А. Дзасохов называет программу «программой созидания»; Губернатор Ростовской области В. Чуб, уверен, что «предстоит интересная и ответственная работа» и вложенные в программу приоритеты имеют межгосударственную, общефедеральную и межрегиональную значимость; Губернатор Ставропольского края А. Л. Черногоров отмечает, что программа «Юг России» - стратегическое решение федеральной власти, так как именно на Северном Кавказе российский федерализм более всего подвергается серьезным испытаниям; Президент Кабардино-Балкарии В. Коков считает, что «Юг России» охватывает комплексно социальное и экономическое развитие нескольких субъектов Российской Федерации, объединенных по признакам территориальной общности. Очень важно, что программа развития Юга России была принята в Правительстве РФ первой из четырех принятых к рассмотрению и 47 находящихся в работе в регионах. Ее задача - интегрирование Юга России в экономику страны, усиление экономических, научных, культурных, дружеских и человеческих связей регионов в противовес разобщенности.
Проводится определенная работа в регионе по оптимизации деятельности и ряда других территориальных органов. Так, для реализации задач взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ в округе введена должность помощника директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Достигнута договоренность с Минтрансом России о создании окружного органа министерства. С целью совершенствования координации действий территориальных органов в условиях чрезвычайных ситуаций были предприняты действия на создание комиссии по чрезвычайным ситуациям при полномочном представителе.
Однако в работе по координации деятельности территориальных структур многое еще предстоит сделать. Для того, чтобы не допустить возникновение новых противоречий между федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации, создается механизм, работающий на упреждение. Предполагается, что этот вопрос станет главным в деятельности Южно-Российской Парламентской Ассоциации.
Совместно с Министерством образования Российской Федерации создан принципиально новый институт для Юга России - Совет ректоров высших учебных заведений Южного федерального округа, председателем которого избран ректор Ростовского государственного университета А. В. Белоконь.
5 апреля 2001 года в Ставрополе состоялась встреча полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе с правящими Архиереями епархий Русской Православной Церкви, действующих в пределах Южного федерального округа. 21 мая 2001 года в Ростове-на-Дону состоялась встреча с руководителями и представителями традиционных конфессий Юга России: Русской Православной Церкви, Центрального Духовного управления мусульман России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Буддийского союза Калмыкии и Армянской апостольской церкви. Были обсуждены вопросы укрепления межконфессионального мира и сотрудничества, а также перспективы и проблемы разработки совместных программ в сферах культурного, нравственного, религиозного воспитания.
Одним из элементов оптимизации отношений между органами государственной власти субъектов Федерации в Южном федеральном округе является тот факт, что представитель аппарата полпреда принимает участие в работе законодательного и исполнительного органов власти каждого субъекта Российской Федерации округа. Его присутствие на заседании Государственной Думы Ставропольского края, например, есть не только факт определенного контроля за деятельностью названного органа, но именно участие в работе, высказывание предложений, определенных точек зрения по тем или иным вопросам и т. д.
С 1993 года на территории региона существует ассоциация профсоюзов «Кавказ», в которую, помимо профсоюзов республик Северного Кавказа, Ставрополья, Кубани, Дона вошли профсоюзные организации Абхазии. В октябре 2000 года в ассоциацию были приняты профсоюзные организации Волгоградской области и Калмыкии. Таким образом, сотрудничество профсоюзных организаций пойдет теперь в границах Южного федерального округа. Обнадеживает то, что деятельность профессиональных союзов будет направлена на реализацию стоящих перед органами власти в регионе задач и программ, на укрепление взаимоотношений и решение общих для региона политических, социальных, экономических проблем и укрепление законности во всех сферах жизнедеятельности Северо-Кавказского региона.
В настоящее время именно на Северном Кавказе завершается целая историческая эпоха во взаимоотношениях между центральной властью России и северокавказскими народами, в рамках которой сложились специфическая теория и практика обеспечения тоталитарного единства России. Различая власть законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации относит эти ветви власти к соответствующему органу. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти на основании ст. 11 Конституции Российской Федерации. Система этих органов устанавливается ими самостоятельно. Эта система должна соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти. Поиск оптимальной российской реальности принципа разделения власти на ветви, создание при этом конституционных гарантий против режима личной власти является наиважнейшей проблемой в России и на Северном Кавказе. И все же в Северо-Кавказском регионе постепенно создается механизм государственной власти, основанный на демократических началах, так как правовое государство может быть построено на основе закона и власти. Особенно чувствуется влияние на регион аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.