Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Конституционные суды в субъектах РФ

Конституционные суды в субъектах РФ
Конституционное правосудие имеет ряд основных признаков, а именно: наличие конституционных судов, т. е. специализированных судебных органов конституционного контроля; автономное положение этих судов в иерархии судебных органов; самостоятельная процессуальная форма конституционного правосудия; юридическая сила решений конституционного правосудия по юридической силе равна силе норм Конституции; особая система законодательства, регулирующего конституционное правосудие.
Конституционный Суд в России был создан на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» и начал свою деятельность в 1991 году.
Так, субъекты Российской Федерации Северного Кавказа, быстро откликнувшись на создание нового института судебной власти, стали создавать свои Конституционные (уставные) суды или иные органы конституционного контроля.
Первой республикой, учредившей Конституционный Суд, был Дагестан. Это произошло в 1991 году, в Конституции Дагестана три статьи были посвящены созданию Конституционного Суда. Закон о Суде был принят в республике 13 мая 1992 года, через год был сформирован рабочий состав Суда и 6 марта 1992 года Судом было рассмотрено первое дело. Однако время шло, республика претерпевала изменения в общественно-политической жизни, и назрел вопрос о создании нового Закона о Конституционном Суде, который и был принят в 1996 году.
Одной из первых в Российской Федерации создала специализированный орган конституционного контроля - Конституционный суд Кабардино-Балкарская Республика, учредила в 1992 году. Еще 30 января 1991 года 3-я сессия Верховного Совета Кабардино-Балкарской автономной ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики, ставшую началом строительства нового демократического правового государства. Возникает необходимость в создании системы государственных органов, присущих суверенному демократическому государству, в том числе и судебного органа, который на основании Конституции разрешал бы споры между законодательной и исполнительной ветвями власти. 12 мая 1992 года был принят Закон о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики. В Конституции республики также три статьи регламентировали создание органа конституционного правосудия. С момента принятия Закона о Конституционном Суде до его фактического формирования прошел год. 17 мая 1993 года 12-я сессия Верховного Совета Республики избрала судей Конституционного Суда. Первое дело было рассмотрено в июне 1994 года. По истечении пяти лет с момента принятия Закона о Конституционном Суде изменившиеся жизненные обстоятельства в Республике и требование времени вызвали необходимость в разработке и принятии нового Закона о Конституционном Суде, который разрабатывался с участием судей Конституционного Суда Российской Федерации. Новый Закон был принят Советом Республики (парламентом) Кабардино-Балкарской Республики и после подписания Президентом вступил в силу со дня его официального опубликования - 25 декабря 1997 года. Следует заметить, что этому Закону была дана высокая оценка на научно-практической конференции, состоявшейся 20-22 апреля 1998 года в Конституционном Суде Российской Федерации с участием представителей администрации Президента РФ, Федерального Собрания, а также высших судебных органов страны. В соответствии со ст. 80 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Президент Кабардино-Балкарии при вступлении в должность принимает присягу в присутствии депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики и судей Конституционного Суда, что свидетельствует о высоком уважении к Конституционному Суду в Республике.
Несколько позже в 1995 году был учрежден орган конституционного контроля в Республике Адыгея, и назывался он Конституционной Палатой. Закон Республики о Конституционной Палате был принят 22 мая 1996 года. Все члены Палаты были избраны 29 октября 1997 года, а уже 16 января 1998 года Конституционная Палата Республики Адыгея рассмотрела свое первое дело: о проверке конституционности Указа Президента Республики Адыгея от 23 июля 1997 года № 197 "О временном порядке обеспечения непрерывного функционирования органов местного самоуправления в Республике Адыгея".
Первая Конституция Адыгеи была принята на XVI сессии Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея 10 марта 1995 года. В Заключении на проект конституции Республики Адыгея Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы Российской Федерации указал, что проект конституции Республики Адыгея может быть «определенной моделью для подготовки проектов конституций других субъектов Российской Федерации».
Конституция республики была дополнена Конституционным законом «О Конституционной палате Республики Адыгея», который принят соответственно Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея 12 мая 1996 года.
Согласно ст.1 главы первой этого закона Конституционная палата являлась судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Правовой основой, согласно вышеназванному закону (ст. 2 главы первой), является Конституция Республики Адыгея и настоящий конституционный закон.
«Специфической особенностью закона «О Конституционной палате Республики Адыгея» - как справедливо замечает член-секретарь Конституционной палаты Республики Адыгея О. М. Кулинченко,- является объединение в нем материальных и процессуальных норм».
Конституционный закон республики дает характеристику Палаты и называет правила судопроизводства. Ради справедливости, следует заметить, что основные принципы конституционного судопроизводства соответствуют принципам Федерального конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это означает лишь то, что подчеркнут единый характер российской конституционной юстиции на всей территории Российской Федерации через законодательство субъекта, входящего в состав РФ.
По своей правовой природе Конституционная палата Республики находилась на одном уровне с законодательной и исполнительной властью, а именно: наиболее важные положения о статусе ее были закреплены в главе VII Конституции Республики Адыгея, которая называется «Судебная власть».
Конституционный Суд Республики Дагестан был учрежден поправками к Конституции Республики Дагестан, принятыми в 1991 году. Несколько позже 18 декабря 1991 года в соответствии с поправками к Конституции Республики был принят Закон Республики Дагестан о Конституционном Суде. Состав Суда был сформирован 27 декабря 1991 года. Свою работу Конституционный Суд Республики начал 6 марта 1992 года, когда было рассмотрено первое дело. Это было дело о проверке конституционности распоряжения Совета Министров Дагестанской ССР от 10 февраля 1992 г. № 56-р, которым установлена наценка к розничной цене на водку, действующая со 2 января 1992 года.
Конституционным Собранием Республики 26 июля 1994 года была принята новая Конституция Республики Дагестан, которая сохранила институт Конституционного Суда в прежнем составе. По истечении почти двух лет, 25 апреля 1996 года, был принят новый Закон Республики о Конституционном Суде, согласно которому Конституционный Суд правомочен рассматривать дела о соответствии Конституции Республики нормативных актов Государственного Совета, Народного Собрания и Правительства Республики; не вступивших в силу договоров, заключенных от имени Республики; уставов административно-территориальных единиц; нормативных актов представительных органов власти и глав администраций городов и районов Республики; разрешает споры о компетенции между республиканскими органами государственной власти, между ними и органами местного самоуправления; выносит решения о конституционности республиканских законов по жалобам и запросам судов; дает толкование Конституции Республики; дает заключение о соответствии Конституции Республики законам и нормативным актам Российской Федерации по вопросам, относящимся к совместному ведению Федерации и Республики; дает заключение о соответствии Конституции Республики договоров между органами государственной власти Республики и федеральными органами, между республиканскими органами власти и органами власти субъектов Федерации; дает заключение о наличии оснований для отрешения от должности Председателя Государственного Совета Республики на основании ст. 113 Конституции Республики Дагестан.
Становление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики также уже имеет свою историю. Первый закон о Конституционном Суде Кабардино-Балкарии был принят 12 мая 1992 г. Однако на самом деле Конституционный Суд в Кабардино-Балкарии был основан 18 мая 1993 г.: в силу различных финансовых и организационных причин фактическое создание этого нового института государственной власти растянулось более чем на год. Первым делом, которое должен был рассмотреть Конституционный Суд Кабардино-Балкарии, стало дело о конституционности республиканского Закона "О статусе судей". Уже 30 сентября 1993 г. Конституционный Суд России принял постановление, которым признал многие положения данного Закона не соответствующими Конституции России, и решение Конституционного Суда Кабардино-Балкарии не состоялось. Поэтому "днем рождения" Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики следует считать день принятия первого решения - 1 июля 1994 г.
За это время Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики рассмотрел 12 дел. Сама по себе эта цифра ни о чем не говорит. Однако нельзя забывать, что население республики составляет около 800 тыс. человек. Следовательно, в среднем на одно рассмотренное дело приходится 67 тыс. человек. Федеральный Конституционный Суд за несколько больший срок рассмотрел около 150 дел. С учетом численности населения России (150 млн человек) легко определить, что на одно рассмотренное Конституционным Судом Российской Федерации дело приходится 1 млн граждан России. Эта пропорция свидетельствует о достаточно высокой активности Конституционного Суда Кабардино-Балкарии.
Создание и активная работа Конституционного Суда служат реализации принципа разделения властей, закрепленного как в республиканской Конституции, так и в Конституции Российской Федерации (ст. 10 обеих Конституций). Однако в федеративном государстве власть разделяется не только по горизонтали, но и по вертикали. Место Конституционного Суда и системе прочих органов власти определяется в том числе и через призму отношений субъекта Федерации с федеральным центром. Поэтому Конституционный Суд Кабардино-Балкарии есть элемент общероссийской системы конституционного контроля.
К нормативным актам, регулирующим деятельность Конституционного Суда, относится Конституция Кабарино-Балкарской Республики 1997 г.. Закон "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" от 12 декабря 1997 г. и Регламент Конституционного Суда от 16 марта 1998 г. До принятия перечисленных актов действовала соответственно Конституция Кабардино-Балкарии 1978 г., Закон "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" 1992 г. и Временный регламент Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 июля 1993 г.
Основным документом, который определяет статус Конституционного Суда и которым Конституционный Суд должен руководствоваться в своей деятельности, является Конституция Кабардино-Балкарской Республики (ст. 14 Закона 1997 г.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.