Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Проблемы формирования Совета Федерации

Проблемы формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Как известно, порядок или способ формирования Совета Федерации, согласно которому в его состав входят главы представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти по должности (в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации его представитель в Совете Федерации определяется решением обеих палат), установлен не Конституцией Российской Федерации 1993 года, а Федеральным законом от 5 декабря 1995 № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Конституция лишь формулирует принцип формирования Совета Федерации, в соответствии с которым требует, чтобы в Совет Федерации входили по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти каждого субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 95). Поэтому существовавший до принятия нового Федерального закона способ формирования «верхней» палаты российского парламента являлся окончательным и не подлежащим обжалованию, тем более обсуждению.
Кроме того, следует учесть, что закон о формировании Совета Федерации был принят вопреки отрицательной позиции самого Совета Федерации, что само по себе создает прецедент. По мнению Президента Российской Федерации, верхняя палата, как и нижняя, должна работать на профессиональной основе. При этом возникает ситуация, когда члены Совета Федерации получают возможность уже в ходе рассмотрения Думой законопроектов достаточно глубоко вникать в их содержание и при этом давать свои рекомендации и делать замечания. Это должно значительно повысить качество законодательной техники и в целом деятельности обеих палат парламента.
Однако по-прежнему в субъектах Российской Федерации имеет место быть и мнение о том, что Совет Федерации как орган, представляющий регионы, должен был остаться неизменным, т. к. полностью выполнял возложенные на него функции. Рассмотрение и принятие губернаторами и руководителями законодательных органов субъектов Российской Федерации федеральных законов в Верхней палате российского парламента якобы позволяло это сделать наиболее квалифицированно и со знанием дела.
Эту позицию можно оспаривать и достаточно просто, конкретно проанализировав поведение любого из губернаторов в Совете Федерации и в своем субъекте Российской Федерации. Как нам кажется, присутствие представителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации - первых лиц в Совете Федерации несколько не умещается в понятие принципа разделения власти на ветви. На их пребывание там и надо смотреть именно так, а не через призму системы сдержек и противовесов.
Во-первых, отсутствие одновременно на уровне региона - субъекта Российской Федерации первых лиц: председателя представительного органа государственной власти и губернатора вызывает, на наш взгляд, много проблем. Возникает вопрос: кто в это время управляет краем, областью, республикой? Во-вторых, успевают ли эти первые лица, заседая несколько дней в Совете Федерации, разобраться с содержанием и сущностью достаточно большого количества законов, которые им предстоит принять, утвердить и одобрить за этот короткий срок.
Однако следует заметить, что при принятии Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не был определен социальный статус представителей регионов, работающих на постоянной основе.
По всей видимости, это положение должно измениться, так как Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" принят.
Есть одна проблема, которая вызывает опасение у многих политиков. Сегодня всех беспокоит то, что новые члены Совета Федерации зачастую слабо связаны с регионами, чьи интересы они представляют. Проблема трудно решаема, так как Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" не запрещается, чтобы интересы субъекта представлял житель другого региона России. Возникает вопрос об изменении законодательства, регулирующего формирование верхней палаты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.